СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проектная деятельность – как средство познавательной активности детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проектная деятельность – как средство познавательной активности детей"»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №221 «Росинка» Проектная деятельность – как средство познавательной активности детей Подготовила Мамедова Ирина Николаевна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №221 «Росинка»

Проектная деятельность – как средство познавательной активности детей

Подготовила Мамедова Ирина Николаевна

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»

АКТУАЛЬНОСТЬ Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание, так как эта деятельность, равноценно с игровой является благоприятным условием для развития личности дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание, так как эта деятельность, равноценно с игровой является благоприятным условием для развития личности дошкольников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Основная цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.  Задачи:  1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными умениями и навыками из различных областей наук: развитие представлений о химических свойствах веществ;  развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основная цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными умениями и навыками из различных областей наук:

  • развитие представлений о химических свойствах веществ;
  • развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

УСЛОВИЯ Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;  сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;  учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок;  формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования;  использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

УСЛОВИЯ

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;
  • учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок;
  • формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования;
  • использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Можно разделить программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента: 1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков:  Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Можно разделить программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента:

1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков: Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. Элемент - Детская исследовательская практика:   Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

2. Элемент - Детская исследовательская практика: Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности детей:   Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности детей: Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ     Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы,  помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?». Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, у прощенных рисунков, таблиц. Метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сег одня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Экспериментальные игры. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы,

помогающие

прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие

самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании:

«Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам,

у

прощенных рисунков, таблиц.

Метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по

этому поводу?».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной

исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сег

одня

нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание

жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

Педагогам ДОУ следует: 1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. 2. Создать в группе условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Педагогам ДОУ следует:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

2. Создать в группе условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Планирование детской проектной деятельности включает в себя:  1. проектную деятельность, организованную педагогом;  2. проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);  3. познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;  4. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;  5. долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Планирование детской проектной деятельности включает в себя: 1. проектную деятельность, организованную педагогом; 2. проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды); 3. познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности; 4. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; 5. долгосрочные наблюдения – эксперименты.

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ   Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  • Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭВРИКА» Основное оборудование уголка: 1. Приборы-помощники: лабораторная посуда, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; 2. природный материал: камешки, песок, ракушки, спил и листья деревьев, семена и т.д.; 3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; 4. Разные виды бумаги; 5. Красители: гуашь, акварельные краски; 6. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, прозрачные стёкла, сито, свечи.

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭВРИКА»

Основное оборудование уголка:

1. Приборы-помощники: лабораторная посуда, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;

2. природный материал: камешки, песок, ракушки, спил и листья деревьев, семена и т.д.;

3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4. Разные виды бумаги;

5. Красители: гуашь, акварельные краски;

6. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, прозрачные стёкла, сито, свечи.

РАБОТА С ДЕТЬМИ Осуществляется через: - специально организованные НОД по познавательно-исследовательскому развитию;  - комплексные прогулки с элементами экспериментирования;  - опытническую деятельность во время прогулок;  - организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;  - беседы, подтвержденные показами опытов;  - самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Осуществляется через:

- специально организованные НОД по познавательно-исследовательскому развитию;

- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;

- опытническую деятельность во время прогулок;

- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;

- беседы, подтвержденные показами опытов;

- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Ромашка» 1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку» 2. Краткосрочный проект «Волшебница вода» 3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой» 4. Среднесрочный проект «Огород на окне»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Ромашка»

  • 1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку»
  • 2. Краткосрочный проект «Волшебница вода»
  • 3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой»
  • 4. Среднесрочный проект «Огород на окне»
1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку» Цель: Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека. В результате дети ответили на вопросы: Все ли мы знаем о песке? Для чего нам нужно изучать свойства песка? Из чего состоит песок? Какого цвета песок? Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? Может ли песок двигаться? Где и как люди могут использовать песок? Как можно играть с сухим и мокрым песком?

1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку»

  • Цель: Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.

В результате дети ответили на вопросы:

  • Все ли мы знаем о песке?
  • Для чего нам нужно изучать свойства песка?
  • Из чего состоит песок?
  • Какого цвета песок?
  • Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
  • Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
  • Может ли песок двигаться?
  • Где и как люди могут использовать песок?
  • Как можно играть с сухим и мокрым песком?
2. Краткосрочный проект «Волшебница вода»  Цели и задачи: закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман); развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель; развивать навыки проведения опытов; воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. Дети закрепили свойства воды, узнали о кругово- роте воды в природе при помощи опытов

2. Краткосрочный проект «Волшебница вода»

Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
  • развивать навыки проведения опытов;
  • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Дети закрепили свойства воды, узнали о кругово-

роте воды в природе при помощи опытов

3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой» Цели и задачи: познакомить детей с русской народной игрушкой – куклой-пеленашкой; • формировать у детей интерес к культуре и быту русского народа; • способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности; • развивать мелкую моторику; • воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений; • привлекать родителей к созданию условий для реализации проекта.

3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой»

Цели и задачи:

  • познакомить детей с русской народной игрушкой – куклой-пеленашкой;
  • • формировать у детей интерес к культуре и быту русского народа;
  • • способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности;
  • • развивать мелкую моторику;
  • • воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений;
  • • привлекать родителей к созданию условий для реализации проекта.
4. Среднесрочный проект «Огород на окне» Цели и задачи: Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними ; Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками ; Воспитывать любовь и уважение к труду людей.

4. Среднесрочный проект «Огород на окне»

Цели и задачи:

  • Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними ;
  • Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками ;
  • Воспитывать любовь и уважение к труду людей.
ИТОГИ  Опытно-экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических представлений, этическими правилами жизни в обществе и т.п.

ИТОГИ

Опытно-экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических представлений, этическими правилами жизни в обществе и т.п.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Анкетирование родителей «Экспериментируем дома» Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнения необходимыми материалами.  оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации: «Экспериментируем с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях» и др.  Было предложено родителям провести экспериментирование с детьми в домашних условиях «Красим воду», «Свойства воды», «Как веточка питается», «Из чего состоит снег», «Что я знаю о воздухе?», и др. (чтение, наблюдение, экскурсии, эксперименты)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Анкетирование родителей «Экспериментируем дома»
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнения необходимыми материалами.
  • оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации: «Экспериментируем с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях» и др.
  • Было предложено родителям провести экспериментирование с детьми в домашних условиях «Красим воду», «Свойства воды», «Как веточка питается», «Из чего состоит снег», «Что я знаю о воздухе?», и др. (чтение, наблюдение, экскурсии, эксперименты)
Литература Беседы Т.А. Шорыгина О хлебе  О русском севере О том, кто где живет О мире морей и океанов О природных явлениях и объектах О домашних и декоративных птицах

Литература

Беседы Т.А. Шорыгина

  • О хлебе
  • О русском севере
  • О том, кто где живет
  • О мире морей и океанов
  • О природных явлениях и объектах
  • О домашних и декоративных птицах
Литература Экологические дневники дошкольников Зима Весна Лето Осень

Литература

Экологические дневники дошкольников

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень
Литература О.В. Дыбина Что было до… Ребенок и окружающий мир Ознакомление с предметным и социальным окружением Игровые технология ознакомления дошкольников с предметным миром

Литература

О.В. Дыбина

  • Что было до…
  • Ребенок и окружающий мир
  • Ознакомление с предметным и социальным окружением
  • Игровые технология ознакомления дошкольников с предметным миром
Литература О.А. Соломенникова «Ознакомление с миром природы» Е.Е. Крашенинникова, О.Л. Холода «Развитие познавательных способностей дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Литература

  • О.А. Соломенникова «Ознакомление с миром природы»
  • Е.Е. Крашенинникова, О.Л. Холода «Развитие познавательных способностей дошкольников»
  • Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
  • Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
ИГРЫ

ИГРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!