МДОУ «Детский сад комбинированного вида №221 «Росинка»
Проектная деятельность – как средство познавательной активности детей
Подготовила Мамедова Ирина Николаевна
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание, так как эта деятельность, равноценно с игровой является благоприятным условием для развития личности дошкольников.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Основная цель – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными умениями и навыками из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
УСЛОВИЯ
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;
- учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок;
- формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования;
- использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Можно разделить программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента:
1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков: Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2. Элемент - Детская исследовательская практика: Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.
3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности детей: Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы,
помогающие
прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие
самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании:
«Доволен ли ты собой, как исследователь?».
Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам,
у
прощенных рисунков, таблиц.
Метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по
этому поводу?».
Метод «первой пробы» применения результатов собственной
исследовательской деятельности.
Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сег
одня
нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
Экспериментальные игры.
Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание
жидкостей.
Наблюдение природных явлений.
Использование энциклопедий.
Педагогам ДОУ следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в группе условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Планирование детской проектной деятельности включает в себя: 1. проектную деятельность, организованную педагогом; 2. проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды); 3. познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности; 4. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; 5. долгосрочные наблюдения – эксперименты.
УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭВРИКА»
Основное оборудование уголка:
1. Приборы-помощники: лабораторная посуда, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;
2. природный материал: камешки, песок, ракушки, спил и листья деревьев, семена и т.д.;
3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
4. Разные виды бумаги;
5. Красители: гуашь, акварельные краски;
6. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, прозрачные стёкла, сито, свечи.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Осуществляется через:
- специально организованные НОД по познавательно-исследовательскому развитию;
- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;
- опытническую деятельность во время прогулок;
- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;
- беседы, подтвержденные показами опытов;
- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Ромашка»
- 1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку»
- 2. Краткосрочный проект «Волшебница вода»
- 3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой»
- 4. Среднесрочный проект «Огород на окне»
1. Краткосрочный проект «От песчинки к песку»
- Цель: Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.
В результате дети ответили на вопросы:
- Все ли мы знаем о песке?
- Для чего нам нужно изучать свойства песка?
- Из чего состоит песок?
- Какого цвета песок?
- Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
- Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
- Может ли песок двигаться?
- Где и как люди могут использовать песок?
- Как можно играть с сухим и мокрым песком?
2. Краткосрочный проект «Волшебница вода»
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
- развивать навыки проведения опытов;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Дети закрепили свойства воды, узнали о кругово-
роте воды в природе при помощи опытов
3. Краткосрочный проект «Знакомство с куклой-пеленашкой»
Цели и задачи:
- познакомить детей с русской народной игрушкой – куклой-пеленашкой;
- • формировать у детей интерес к культуре и быту русского народа;
- • способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности;
- • развивать мелкую моторику;
- • воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений;
- • привлекать родителей к созданию условий для реализации проекта.
4. Среднесрочный проект «Огород на окне»
Цели и задачи:
- Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними ;
- Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками ;
- Воспитывать любовь и уважение к труду людей.
ИТОГИ
Опытно-экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических представлений, этическими правилами жизни в обществе и т.п.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Анкетирование родителей «Экспериментируем дома»
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнения необходимыми материалами.
- оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации: «Экспериментируем с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях» и др.
- Было предложено родителям провести экспериментирование с детьми в домашних условиях «Красим воду», «Свойства воды», «Как веточка питается», «Из чего состоит снег», «Что я знаю о воздухе?», и др. (чтение, наблюдение, экскурсии, эксперименты)
Литература
Беседы Т.А. Шорыгина
- О хлебе
- О русском севере
- О том, кто где живет
- О мире морей и океанов
- О природных явлениях и объектах
- О домашних и декоративных птицах
Литература
Экологические дневники дошкольников
Литература
О.В. Дыбина
- Что было до…
- Ребенок и окружающий мир
- Ознакомление с предметным и социальным окружением
- Игровые технология ознакомления дошкольников с предметным миром
Литература
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с миром природы»
- Е.Е. Крашенинникова, О.Л. Холода «Развитие познавательных способностей дошкольников»
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
ИГРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!