«Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.»
В. Маяковский («Сергею Есенину»)
Цель: профилактика суицидального поведения учащихся.
Задачи:
- диагностика и коррекция самопринятия учащихся;
- организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;
- расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях;
- формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.
Упражнение «Менять или находить смысл?» Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы.
«Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь».
«Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой». Быть собой — значит принять всего себя, понять: «Что же хорошего в том, что ты родился таким».
Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа:
Что же хорошего могут принести в Вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.
«У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это». Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.
Упражнение «Ценность человеческого существа»
На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.
Игра «Выйди из круга».
Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.
«Круг» - прекрасная диагностика жизненного стиля человека:
- кто-то рвется из круга силой напролом;
- кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит;
- кто-то подкупает;
- кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.
«Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Цели: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.
Мозговой штурм.
- Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста?
- Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях?
- Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа) .
- Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.
- Последствия неконструктивных способов .
Упражнение «Проблема». Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему по заданной теме, придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки. Рассмотрение путей решения проблем: Пассивная позиция: «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и ясделал; меня все достали». Активная позиция: принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».
Упражнение «Проблема».
Алгоритм разрешения проблемы
- - Ориентация в проблеме.
- - Точное знание того, что проблема возникла.
- - Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.
- - Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.
- - Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.
- - Определение и формулирование проблемы.
- - Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.
- - Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.
- - Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.
- - Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).
- - Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.
- - Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.
Упражнение «Поиск решения». Возвращение к упражнению «Проблема» — группы обмениваются выбранными ими проблемами и разрабатывают путь их решения в соответствии с алгоритмом, тренер помогает. Подготовка пятиминутной сценки, показывающей путь решения проблемы. Показ сценок .
Преодоление кризиса. Психологические рекомендации.
Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни и вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления кризиса нужно:
1) преодолеть негативные чувства; 2) преодолеть проблемы, к которым он привел.
Упражнение «Нет ничего лучшего…»
Слова – ресурсы:
- «Я живу полной жизнью»
- «Никогда не сдаваться!»
- «Что же хорошего в том, что ты родился таким?»
Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.
«Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:
- Почему Вы никогда не обедали у нас?
- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.
- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан».
В «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития.