СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профилактика и предупреждение суицида(тренинг для педагогов)."

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь психологу в работе  с администрацией  школы или классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профилактика и предупреждение суицида(тренинг для педагогов)."»

«Для веселия планета наша мало оборудована,  Надо вырвать радость у грядущих дней,  В этой жизни помереть не трудно.  Сделать жизнь значительно трудней.» В. Маяковский  («Сергею Есенину»)

«Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.»

В. Маяковский («Сергею Есенину»)

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся. Задачи: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях; формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся.

Задачи:

  • диагностика и коррекция самопринятия учащихся;
  • организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;
  • расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях;
  • формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.
 Упражнение «Менять или находить смысл?»  Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы.   «Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь». «Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой». Быть собой — значит принять всего себя, понять: «Что же хорошего в том, что ты родился таким».  Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа: Что же хорошего могут принести в Вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.  «У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это». Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.

Упражнение «Менять или находить смысл?» Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы.

«Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь».

«Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой». Быть собой — значит принять всего себя, понять: «Что же хорошего в том, что ты родился таким».

Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа:

Что же хорошего могут принести в Вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.

«У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это». Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.

    Упражнение «Ценность человеческого существа» На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.

Упражнение «Ценность человеческого существа»

На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.

  Игра «Выйди из круга». Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.  «Круг» - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом; кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит;  кто-то подкупает;  кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.

  Игра «Выйди из круга».

Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

«Круг» - прекрасная диагностика жизненного стиля человека:

  • кто-то рвется из круга силой напролом;
  • кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит;
  • кто-то подкупает;
  • кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.
«Тренинг разрешения проблемных ситуаций».  Цели:  Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.   Мозговой штурм.   Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста?  Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях?   Как я обычно веду себя в критической ситуации?  (Вопрос для самоанализа) . Распределение всех названных способов на  конструктивные  и  неконструктивные. Последствия неконструктивных способов .

«Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Цели:  Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.

Мозговой штурм.

  •   Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста?
  • Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях?  
  • Как я обычно веду себя в критической ситуации?  (Вопрос для самоанализа) .
  • Распределение всех названных способов на  конструктивные  и  неконструктивные.
  • Последствия неконструктивных способов .
 Упражнение «Проблема».   Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему по заданной теме, придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки.  Рассмотрение путей решения проблем:  Пассивная позиция:   «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и ясделал; меня все достали».  Активная позиция:    принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».

Упражнение «Проблема». Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему по заданной теме, придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки. Рассмотрение путей решения проблем: Пассивная позиция:  «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и ясделал; меня все достали». Активная позиция:   принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».

Упражнение «Проблема».

Алгоритм разрешения проблемы 

  • - Ориентация в проблеме.
  • - Точное знание того, что проблема возникла.
  • - Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.
  • - Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.
  • - Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.
  • - Определение и формулирование проблемы.
  • - Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.
  • - Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.
  • - Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.
  • - Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).
  • - Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.
  • - Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.
Упражнение «Поиск решения».  Возвращение к упражнению «Проблема» — группы обмениваются выбранными ими проблемами и разрабатывают путь их решения в соответствии с алгоритмом, тренер помогает. Подготовка пятиминутной сценки, показывающей путь решения проблемы. Показ сценок . Преодоление кризиса. Психологические рекомендации.  Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни и вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления кризиса нужно:  1) преодолеть негативные чувства;  2) преодолеть проблемы, к которым он привел.

Упражнение «Поиск решения».  Возвращение к упражнению «Проблема» — группы обмениваются выбранными ими проблемами и разрабатывают путь их решения в соответствии с алгоритмом, тренер помогает. Подготовка пятиминутной сценки, показывающей путь решения проблемы. Показ сценок .

Преодоление кризиса. Психологические рекомендации.

Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни и вносит неопределенность в будущее. Поэтому для преодоления кризиса нужно:

1) преодолеть негативные чувства; 2) преодолеть проблемы, к которым он привел.

Упражнение «Нет ничего лучшего…»   Слова – ресурсы: «Я живу полной жизнью» «Никогда не сдаваться!» «Что же хорошего в том, что ты родился таким?» Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.

Упражнение «Нет ничего лучшего…»

Слова – ресурсы:

  • «Я живу полной жизнью»
  • «Никогда не сдаваться!»
  • «Что же хорошего в том, что ты родился таким?»

Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.

 «Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него: - Почему Вы никогда не обедали у нас? - Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир. Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан».   В «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития.  

«Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:

- Почему Вы никогда не обедали у нас?

- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.

  • Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан».

В «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития.

  •