«Профилактика употребления ПАВ
Среди подростков»
Воспитатель: Селифонкин Д.Н.
2022-2023 учебный год
Что такое ПАВ (психоактивные вещества)? Что можно отнести к психоактивным веществам?
Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание. К психоактивным веществам относятся:
- наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);
- алкоголь (в т. ч. пиво);
- некоторые лекарственные средства;
- токсические вещества (в т. ч. клей, бензин, газ и др.);
- психостимуляторы (в т. ч. кофе, чай, табак, кофеин).
Что такое наркомания? Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Рассмотрим понятие «наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий. Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему, психику человека.
Н аиболее часто встречающиеся: Психоделики – вещества вызывающие психоделические состояния. При этих состояниях возникают зрительные и слуховые галлюцинации, изменение в восприятии собственного тела, пространства. К таким веществам относятся: гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка). Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации. Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Стимуляторы. К ним относятся кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази. При употреблении кокаина наблюдаются следующие симптомы : повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости, возможны вспышки агрессии, гнева, бурные истерики. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках, гиперемия слизистой оболочки носа. Экстази – синтетический наркотик, приводит к нарушению водного баланса, усиливает потребность в двигательной активности. Поэтому подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. Героин, морфий, кодеин. Их употребление сопутствуется следующими симптомами: ступор, сонливость, следы уколов, водянистные глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обоженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Основные причины употребления наркотиков подростками: - Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации. Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей. - Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе. - Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). - Облегчение психического состояния: Человек стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение. -- Чувство протеста: Например, когда наркотики употребляют близкий друг, родители. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе. - Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки .
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ: 1. Общайтесь друг с другом 2. Выслушивайте друг друга 3. Ставьте себя на его место 4. Проводите время вместе 5. Дружите с его друзьями 6. Помните, что ваш ребенок уникален 7. Подавайте пример
Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну? Возможные аргументы для отказа от предложения попробовать ПАВ:
- слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");
- желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");
- уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");
- желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");
- ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");
- стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");
- встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).
Самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ