Презентация программы «Волшебные шашки» обучение детей игре в шашки Подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада №15 Беседина Ольга Викторовна
Девчонки и мальчишки: Никитки и Наташки, Грызут гранит науки, Зовут который «шашки».
Не легкая задача, Не куклы – неваляшки! Познать хотят игрушку С названьем «чудо – шашки» !
И вскоре от победы Забегают мурашки, В восторге скажут детки: « Ох эти чудо шашки!»
Цель программы:
- Обучение детей игре в шашки.
Задачи программы:
- Научить детей играть в шашки, соблюдая правила и ход игры.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, пространственное воображение.
- Воспитывать усидчивость.
- Развивать память.
- Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.
- Привлекать родителей к изготовлению необычных шашек, шашечных досок.
Основные направления реализации программы:
- Познакомить детей с историей шашечной игры, ее видами .
- Изготовление с помощью родителей цветные доски, шашки из бросового и подручного материала.
- Обучение детей игре в шашки, познакомить с правилами игры.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр , поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
Эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям .Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки рекомендовано в старшей группе детского сада с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления , которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся более усидчивы и могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут.
Дети способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться. Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей и тонкостей. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу : от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объясняя правила игры.
Стихотворный вариант
помогает детям быстро
освоить правила этой умной игры.
Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам!
Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
Знают все : и стар, и млад, Шашкой бьем вперед – назад!
Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее перепрыгнет!
Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка «дамкой» станет!
Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали!
Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов!
Занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились , потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности:
- теоретическая - знакомство с новым материалом
- практическая - демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач
- игровая - игры соревновательного характера
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него ( победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, либо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
- Дети и родители заинтересовались шашечной игрой, научились играть в шашки.
- Возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми.
- Познакомили детей с историей игры в шашки, ее видами.
- Дети подготовительной группы овладели шашечной игрой.
- Самой популярной игрой в группе стали шашки, особенно изготовленные своими руками.
Шашки изготовленные руками детей
Шашечная доска из атласной ленты
Шашечная доска из пазлов
Шашки цветочки
Цветные шашки
Шашки солнышко
Шашки пробки
Шашки киндеры
Шашки кости
Шашки солдатики
Куб для игры в шашки
Игра в шашки
Мы на шашечном турнире
Мы на шашечном турнире
Мы победители!!!
Мы победители!!!
Шашки — лучшая игра!
Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!