СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №146»  «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»      Подготовлена воспитателем Щелкуновой М.Ю.  Рязань,2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146»

«Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»

Подготовлена воспитателем

Щелкуновой М.Ю.

Рязань,2022

Психологическая безопасность  - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, включенных в нее участников. Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.

Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, включенных в нее участников.

Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.

   Модель деятельности ДОУ по укреплению психологической безопасности образовательной среды      Основные направления деятельности  Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении Формирование референтной значимости образовательной среды

Модель деятельности ДОУ по укреплению психологической безопасности образовательной среды  

Основные направления деятельности

  • Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия
  • Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении
  • Формирование референтной значимости образовательной среды
  Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия      Содействовать созданию безопасных условий для каждого субъекта ОП и распространению ненасильственных способов взаимодействия, защита от всех форм дискриминации. Создать эффективную систему экстренной психолого-педагогической помощи и поддержки участникам ОП в кризисных и предкризисных ситуациях. Обеспечить целенаправленное формирование и обогащение адаптивных ресурсов личности всех участников ОП. Повышать уровень конфликтологической компетентности всех участников ОП. Организовать мониторинг уровня психологической защищенности всех участников ОП.

Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия  

  • Содействовать созданию безопасных условий для каждого субъекта ОП и распространению ненасильственных способов взаимодействия, защита от всех форм дискриминации.
  • Создать эффективную систему экстренной психолого-педагогической помощи и поддержки участникам ОП в кризисных и предкризисных ситуациях.
  • Обеспечить целенаправленное формирование и обогащение адаптивных ресурсов личности всех участников ОП.
  • Повышать уровень конфликтологической компетентности всех участников ОП.
  • Организовать мониторинг уровня психологической защищенности всех участников ОП.
  Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении      Внедрять и поддерживать использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Оптимизировать работу по созданию благоприятного психологического климата в ОУ. Активно внедрять и личностно-ориентированный подход и индивидуализация ОП. Способствовать развитию коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса и создавать условия для их личностного роста. Организовать мониторинг степени удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении

Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении  

  • Внедрять и поддерживать использование интерактивных технологий в образовательном процессе.
  • Оптимизировать работу по созданию благоприятного психологического климата в ОУ.
  • Активно внедрять и личностно-ориентированный подход и индивидуализация ОП.
  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса и создавать условия для их личностного роста.
  • Организовать мониторинг степени удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении
  Формирование референтной значимости образовательной среды      Внедрять в практику образовательного процесса современные технологии деятельностного типа.   Способствовать получению позитивного социального опыта всех участников образовательного процесса. Повышать компетентность социального взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организовать мониторинг уровня референтной значимости образовательной среды для всех участников образовательного процесса. (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм).

Формирование референтной значимости образовательной среды  

  • Внедрять в практику образовательного процесса современные технологии деятельностного типа.
  •   Способствовать получению позитивного социального опыта всех участников образовательного процесса.
  • Повышать компетентность социального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  • Организовать мониторинг уровня референтной значимости образовательной среды для всех участников образовательного процесса. (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм).
 Важной составляющей по обеспечению психологической безопасности является   развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.    Психологическая компетентность  – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Социально-психологический климат – это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений. Социально-психологический климат детского коллектива  –  это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности.

Важной составляющей по обеспечению психологической безопасности является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

  • Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности.
  • Социально-психологический климат – это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений.
  • Социально-психологический климат детского коллектива – это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности.
  Основными признаками  благоприятного социально-психологического климата для детского коллектива являются   в течение всего дня хорошее настроение детей; доброжелательность по отношению к взрослым и  сверстникам;  умение детей занять себя делом; возможность уединиться;  со стороны взрослых отсутствие давления;  знание детей о том, как будет проходить их день, и что каждый из них может сделать интересного;  высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в проблемных ситуациях, взаимопомощи; желание участвовать в коллективной деятельности;  удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Основными признаками благоприятного социально-психологического климата для детского коллектива являются

  • в течение всего дня хорошее настроение детей;
  • доброжелательность по отношению к взрослым и

сверстникам;

  • умение детей занять себя делом;
  • возможность уединиться;
  • со стороны взрослых отсутствие давления;
  • знание детей о том, как будет проходить их день, и что каждый из них может сделать интересного;
  • высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в проблемных ситуациях, взаимопомощи;
  • желание участвовать в коллективной деятельности;
  • удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Причины,  из-за которых могут возникнуть трудности  в работе по созданию  благоприятного психологического климата недостаток психологических знаний участников ОП нехватка времени, большая учебная нагрузка педагогов превышение предельной наполняемости групп неблагоприятная семейная ситуация в семье ребенка дети с особыми образовательными потребностями

Причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата

  • недостаток психологических знаний участников ОП
  • нехватка времени, большая учебная нагрузка педагогов
  • превышение предельной наполняемости групп
  • неблагоприятная семейная ситуация в семье ребенка
  • дети с особыми образовательными потребностями
 Факторы риска в образовательной среде по созданию благоприятного психологического климата   РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ / ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВОСПИТАННИКОВ отклонения от нормы психического и физического развития низкая мотивация трудности адаптации высокий уровень агрессии педагогическая запущенность учебная перегрузка личностные особенности страхи, тревожность низкий уровень самоуважения трудный характер/темперамент плохое обращение с ребенком недостаточные социальные отношения повышенный или пониженный уровень активности наличие психопатологических нарушений

Факторы риска в образовательной среде по созданию благоприятного психологического климата

РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ / ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

  • отклонения от нормы психического и физического развития
  • низкая мотивация
  • трудности адаптации
  • высокий уровень агрессии
  • педагогическая запущенность
  • учебная перегрузка
  • личностные особенности
  • страхи, тревожность
  • низкий уровень самоуважения
  • трудный характер/темперамент
  • плохое обращение с ребенком
  • недостаточные социальные отношения
  • повышенный или пониженный уровень активности
  • наличие психопатологических нарушений
Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде «ребёнок – ребёнок» нарушение межличностных отношений насилие, нетерпимость низкая коммуникативная компетентность деление на лидеров и изгоев , соперничество плохие отношения между микрогруппами Конфликты, грубые выходки и поступки детей, угрозы, оскорбления и прозвища отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.

Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде «ребёнок – ребёнок»

  • нарушение межличностных отношений насилие,

нетерпимость

  • низкая коммуникативная компетентность
  • деление на лидеров и изгоев , соперничество
  • плохие отношения между микрогруппами
  • Конфликты, грубые выходки и поступки детей, угрозы, оскорбления и прозвища
  • отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.
  Риски психологической безопасности, связанные с отношениями «педагог - ребенок»   отсутствие доверительных отношений отсутствие психологической поддержки авторитарность незащищенность ребенка жестокость, безразличие самоутверждение за счет ребенка предвзятость,субъективизм некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми

Риски психологической безопасности, связанные с отношениями «педагог - ребенок»

  • отсутствие доверительных отношений
  • отсутствие психологической поддержки
  • авторитарность
  • незащищенность ребенка
  • жестокость, безразличие
  • самоутверждение за счет ребенка предвзятость,субъективизм
  • некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми
  Риски психологической безопасности связанные с семьей и отношениями «детский сад- семья», «ребенок - родитель»   изменение состава семьи, развод родителей патологии личности родителей завышенные требования к ребенку невнимание к ребенку , плохая забота о ребенке семейные конфликты педагогическая некомпетентность неполная семья изменение социального и материального статуса семьи жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни

Риски психологической безопасности связанные с семьей и отношениями «детский сад- семья», «ребенок - родитель»

  • изменение состава семьи, развод родителей
  • патологии личности родителей
  • завышенные требования к ребенку
  • невнимание к ребенку , плохая забота о ребенке
  • семейные конфликты
  • педагогическая некомпетентность
  • неполная семья
  • изменение социального и материального статуса семьи
  • жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни
Направления  в работе по созданию благоприятного психологического климата  в группе   разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения формирование доброжелательных отношений, сплочение группы развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции

Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе

  • разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
  • снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
  • формирование доброжелательных отношений, сплочение группы
  • развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
Формы работы с детьми, направленные на разрешение конфликтных ситуаций между детьми игры «Петушиные бои», «Два барана», «Бирюльки», «Дракон» и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения: лепка из пластилина, тестопластика, песочная терапия, рисование, разрывание бумаги, салфеток выплеск физической агрессии: сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, бросание, перебрасывание мягких мячей

Формы работы с детьми, направленные на разрешение конфликтных ситуаций между детьми

  • игры «Петушиные бои», «Два барана», «Бирюльки», «Дракон» и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
  • арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения: лепка из пластилина, тестопластика, песочная терапия, рисование, разрывание бумаги, салфеток
  • выплеск физической агрессии: сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, бросание, перебрасывание мягких мячей
Формы работы с детьми, направленные на  снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения игры «Рубка дров», «Снеговик», «Бумажные комочки», «Упрямая подушка» спокойные игры, рисование, лепка, песочная терапия, игры в зоне уединения  релаксация («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо», «Ласковый ветер», отдых на ковре в сочетании расслабляющим дыханием под музыкальное сопровождение

Формы работы с детьми, направленные на снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения

  • игры «Рубка дров», «Снеговик», «Бумажные комочки», «Упрямая подушка»
  • спокойные игры, рисование, лепка, песочная терапия, игры в зоне уединения
  • релаксация («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо», «Ласковый ветер», отдых на ковре в сочетании расслабляющим дыханием под музыкальное сопровождение
Формы работы с детьми, направленные на  формирование доброжелательных отношений, сплочение групп ы игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебный колпачок», «Комплименты», «Волшебный стульчик» игры на тактильные ощущения «Ласковые волны»,«Слушаем сердечко», «Поздороваемся»  игры в парах «Проведи через препятствия», «Остров» Решение проблемных ситуаций «Ребёнок заболел», «В группе новенькая»

Формы работы с детьми, направленные на формирование доброжелательных отношений, сплочение групп ы

  • игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебный колпачок», «Комплименты», «Волшебный стульчик»
  • игры на тактильные ощущения «Ласковые волны»,«Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
  • игры в парах «Проведи через препятствия», «Остров»
  • Решение проблемных ситуаций «Ребёнок заболел», «В группе новенькая»
Формы работы с детьми, направленные на  развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции игры «Пианино», «Передай движение», «Кулак-ладонь-ребро» игры с правилами (подвижные, дидактические, настольные)  игры на обучение осознанию и выражению эмоций «Сундучок эмоций», «Два мешочка», «Азбука эмоций» Чтение худ. литературы и специальных терапевтических сказок с обсуждением поступков героев индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах («Утренний и вечерний круг». «Волшебный клубок»)

Формы работы с детьми, направленные на развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции

  • игры «Пианино», «Передай движение», «Кулак-ладонь-ребро»
  • игры с правилами (подвижные, дидактические, настольные)
  • игры на обучение осознанию и выражению эмоций «Сундучок эмоций», «Два мешочка», «Азбука эмоций»
  • Чтение худ. литературы и специальных терапевтических сказок с обсуждением поступков героев
  • индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах («Утренний и вечерний круг». «Волшебный клубок»)
 Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей   Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты, в различные виды детской деятельности Быть затейником и участником детских игр и забав Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо за них Привлекать родителей к образовательному процессу Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны Запретов и строгих требований не должно быть слишком много - это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в нашей профессиональной помощи

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты, в различные виды детской деятельности
  • Быть затейником и участником детских игр и забав
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо за них
  • Привлекать родителей к образовательному процессу
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много - это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в нашей профессиональной помощи