Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146»
«Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»
Подготовлена воспитателем
Щелкуновой М.Ю.
Рязань,2022
Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, включенных в нее участников.
Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.
Модель деятельности ДОУ по укреплению психологической безопасности образовательной среды
Основные направления деятельности
- Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия
- Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении
- Формирование референтной значимости образовательной среды
Обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия
- Содействовать созданию безопасных условий для каждого субъекта ОП и распространению ненасильственных способов взаимодействия, защита от всех форм дискриминации.
- Создать эффективную систему экстренной психолого-педагогической помощи и поддержки участникам ОП в кризисных и предкризисных ситуациях.
- Обеспечить целенаправленное формирование и обогащение адаптивных ресурсов личности всех участников ОП.
- Повышать уровень конфликтологической компетентности всех участников ОП.
- Организовать мониторинг уровня психологической защищенности всех участников ОП.
Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении
- Внедрять и поддерживать использование интерактивных технологий в образовательном процессе.
- Оптимизировать работу по созданию благоприятного психологического климата в ОУ.
- Активно внедрять и личностно-ориентированный подход и индивидуализация ОП.
- Способствовать развитию коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса и создавать условия для их личностного роста.
- Организовать мониторинг степени удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении
Формирование референтной значимости образовательной среды
- Внедрять в практику образовательного процесса современные технологии деятельностного типа.
- Способствовать получению позитивного социального опыта всех участников образовательного процесса.
- Повышать компетентность социального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Организовать мониторинг уровня референтной значимости образовательной среды для всех участников образовательного процесса. (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм).
Важной составляющей по обеспечению психологической безопасности является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
- Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности.
- Социально-психологический климат – это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений.
- Социально-психологический климат детского коллектива – это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности.
Основными признаками благоприятного социально-психологического климата для детского коллектива являются
- в течение всего дня хорошее настроение детей;
- доброжелательность по отношению к взрослым и
сверстникам;
- умение детей занять себя делом;
- возможность уединиться;
- со стороны взрослых отсутствие давления;
- знание детей о том, как будет проходить их день, и что каждый из них может сделать интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в проблемных ситуациях, взаимопомощи;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата
- недостаток психологических знаний участников ОП
- нехватка времени, большая учебная нагрузка педагогов
- превышение предельной наполняемости групп
- неблагоприятная семейная ситуация в семье ребенка
- дети с особыми образовательными потребностями
Факторы риска в образовательной среде по созданию благоприятного психологического климата
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ / ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
- отклонения от нормы психического и физического развития
- низкая мотивация
- трудности адаптации
- высокий уровень агрессии
- педагогическая запущенность
- учебная перегрузка
- личностные особенности
- страхи, тревожность
- низкий уровень самоуважения
- трудный характер/темперамент
- плохое обращение с ребенком
- недостаточные социальные отношения
- повышенный или пониженный уровень активности
- наличие психопатологических нарушений
Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде «ребёнок – ребёнок»
- нарушение межличностных отношений насилие,
нетерпимость
- низкая коммуникативная компетентность
- деление на лидеров и изгоев , соперничество
- плохие отношения между микрогруппами
- Конфликты, грубые выходки и поступки детей, угрозы, оскорбления и прозвища
- отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.
Риски психологической безопасности, связанные с отношениями «педагог - ребенок»
- отсутствие доверительных отношений
- отсутствие психологической поддержки
- авторитарность
- незащищенность ребенка
- жестокость, безразличие
- самоутверждение за счет ребенка предвзятость,субъективизм
- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми
Риски психологической безопасности связанные с семьей и отношениями «детский сад- семья», «ребенок - родитель»
- изменение состава семьи, развод родителей
- патологии личности родителей
- завышенные требования к ребенку
- невнимание к ребенку , плохая забота о ребенке
- семейные конфликты
- педагогическая некомпетентность
- неполная семья
- изменение социального и материального статуса семьи
- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни
Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе
- разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
- снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
- формирование доброжелательных отношений, сплочение группы
- развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
Формы работы с детьми, направленные на разрешение конфликтных ситуаций между детьми
- игры «Петушиные бои», «Два барана», «Бирюльки», «Дракон» и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
- арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения: лепка из пластилина, тестопластика, песочная терапия, рисование, разрывание бумаги, салфеток
- выплеск физической агрессии: сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, бросание, перебрасывание мягких мячей
Формы работы с детьми, направленные на снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
- игры «Рубка дров», «Снеговик», «Бумажные комочки», «Упрямая подушка»
- спокойные игры, рисование, лепка, песочная терапия, игры в зоне уединения
- релаксация («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо», «Ласковый ветер», отдых на ковре в сочетании расслабляющим дыханием под музыкальное сопровождение
Формы работы с детьми, направленные на формирование доброжелательных отношений, сплочение групп ы
- игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебный колпачок», «Комплименты», «Волшебный стульчик»
- игры на тактильные ощущения «Ласковые волны»,«Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
- игры в парах «Проведи через препятствия», «Остров»
- Решение проблемных ситуаций «Ребёнок заболел», «В группе новенькая»
Формы работы с детьми, направленные на развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
- игры «Пианино», «Передай движение», «Кулак-ладонь-ребро»
- игры с правилами (подвижные, дидактические, настольные)
- игры на обучение осознанию и выражению эмоций «Сундучок эмоций», «Два мешочка», «Азбука эмоций»
- Чтение худ. литературы и специальных терапевтических сказок с обсуждением поступков героев
- индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах («Утренний и вечерний круг». «Волшебный клубок»)
Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты, в различные виды детской деятельности
- Быть затейником и участником детских игр и забав
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо за них
- Привлекать родителей к образовательному процессу
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много - это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в нашей профессиональной помощи