СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Психологический тренинг: «Конструктивное поведение во взаимоотношениях с детьми»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Психологический тренинг:

 «Конструктивное поведение во взаимоотношениях с детьми»

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Психологический тренинг: «Конструктивное поведение во взаимоотношениях с детьми»»

Психологический тренинг:    «Конструктивное поведение во взаимоотношениях с детьми» Подготовила: педагог-психолог Данилина Елена Владимировна Саратов, 2025

Психологический тренинг:

«Конструктивное поведение

во взаимоотношениях с детьми»

Подготовила: педагог-психолог

Данилина Елена Владимировна

Саратов, 2025

Стереотипы (принятие и непринятие)

Стереотипы

(принятие и непринятие)

Стереотипы (принятие и непринятие)

Стереотипы

(принятие и непринятие)

«Правила работы в группе» активность,  открытость,  доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему,  правило «СТОП»

«Правила работы в группе»

  • активность,
  • открытость,
  • доброжелательность,
  • конфиденциальность,
  • уважение к говорящему,
  • правило «СТОП»
Мои родители хотели, чтобы когда я вырос я стал… В детстве мои родители не понимали, когда я… У меня немало недостатков, например …. Нужно держать язык за зубами … Не будешь учиться, будешь как … В школе от меня всегда ждали …
  • Мои родители хотели, чтобы когда я вырос я стал…
  • В детстве мои родители не понимали, когда я…
  • У меня немало недостатков, например ….
  • Нужно держать язык за зубами …
  • Не будешь учиться, будешь как …
  • В школе от меня всегда ждали …
Безусловное принятие

Безусловное принятие

Недовольство

Недовольство

“ Я-высказывание”  - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “ Я-высказывание” предполагает в общении с ребёнком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека.  (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы её убрать?”) “ Ты-высказывание”   содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение,  что вызывает сопротивление и протест “ Прекрати разговаривать!”, “ Немедленно уберись в комнате!”
  • “ Я-высказывание”  -

это сообщение о ваших чувствах,

оно редко вызывает протест,

потому что не содержит обвинения.

“ Я-высказывание” предполагает в

общении с ребёнком позицию “на

равных”, вместо позиции “сверху”.

В этих высказываниях Вы

отстаиваете свои интересы, но при

этом не оказываете давления на

другого человека.

(“Я недоволен тем, что комната не

убрана. Что можно сделать, чтобы

её убрать?”)

“ Ты-высказывание”  

содержит в себе негативную оценку

другого человека, часто обвинение,

что вызывает сопротивление и протест

  • “ Прекрати разговаривать!”,
  • “ Немедленно уберись в комнате!”
 Проблема Ты – сообщение Родитель устал (слово обостряет, обижает, ранит) Я – сообщение Ты меня утомил. У ребенка замечание (двойка) в дневнике (слово смягчает, щадит, оберегает) Отстань от меня. Ты – бездельник! Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание. Я очень устал. Вечно ты меня расстраиваешь! Ребенок грубо ответил Вам на замечание. О чем ты только думаешь? Я огорчен. Мне хочется отдохнуть. Мне неловко за тебя … Неужели тебе трудно запомнить? Когда ты научишься разговаривать с родителями? Давай вместе разберемся… Ты меня в могилу сведешь … Я надеюсь, что у тебя при старании все получится … Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

Проблема

Ты – сообщение

Родитель устал

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – сообщение

Ты меня утомил.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике

(слово смягчает, щадит, оберегает)

Отстань от меня.

Ты – бездельник!

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

Я очень устал.

Вечно ты меня расстраиваешь!

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

О чем ты только думаешь?

Я огорчен.

Мне хочется отдохнуть.

Мне неловко за тебя …

Неужели тебе трудно запомнить?

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Давай вместе разберемся…

Ты меня в могилу сведешь …

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Мне больно это слышать.

Я думаю, что ты просто поторопился.

Активное слушание Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо. Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают. Чтобы активно слушать, нужно «возвращать» ребенку то, что он говорит, обозначая при этом чувства ребенка:  - Я не хочу делать уроки!  - Тебе неприятно заниматься русским языком  - Нет, просто там очень много!  - Ты боишься не успеть до завтра

Активное слушание

Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо.

Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.

Чтобы активно слушать, нужно «возвращать» ребенку то, что он говорит, обозначая при этом чувства ребенка:

- Я не хочу делать уроки!

- Тебе неприятно заниматься русским языком

- Нет, просто там очень много!

- Ты боишься не успеть до завтра

Беседа-обсуждение: «Пойми меня» Ребенок говорит Ребенок чувствует Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение. Ребенок говорит Ребенок чувствует Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик. Ребенок говорит Ребенок чувствует У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить. Ребенок говорит Ребенок чувствует Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность. Ребенок говорит Ребенок чувствует Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, ощущение покинутости. Ребенок говорит Ребенок чувствует Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

Беседа-обсуждение:

«Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, ощущение покинутости.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Разрешение конфликтов   Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (межличностный конфликт);  или мнений, потребностей, мотивов одного человека (внутриличностный конфликт)

Разрешение конфликтов

  Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (межличностный конфликт);

или мнений, потребностей, мотивов одного человека (внутриличностный конфликт)

№ Основание классификации 1. Субъекты Тип конфликта конфликта Основная причина Конфликт между родителями и детьми Издержки воспитания (гиперопека, гипоопека) Возрастные кризисы детей.   2. Источник конфликта Личностный фактор Стереотипы семейного воспитания. Эмоциональные конфликты Отсутствие заботы, внимания, понимания. Стрессы, депрессии, не связанные с семьей. Несдержанность одного из членов семьи. Хозяйственно-экономические Участие в процессе ведения хозяйства. 3. Тяжелое материальное положение. Ценностные конфликты Поведение конфликтующих сторон Наличие противоположных взглядов на жизнь. Позиционные конфликты Неудовлетворенные потребности в признании значимости “Я” у подростка. Открытые конфликты (беседа, оскорбления) Индивидуально-психологические особенности членов семьи, уровень воспитания. Скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды)

Основание классификации

1.

Субъекты

Тип конфликта

конфликта

Основная причина

Конфликт между родителями и детьми

Издержки воспитания (гиперопека, гипоопека)

Возрастные кризисы детей.

 

2.

Источник конфликта

Личностный фактор

Стереотипы семейного воспитания.

Эмоциональные конфликты

Отсутствие заботы, внимания, понимания.

Стрессы, депрессии, не связанные с семьей.

Несдержанность одного из членов семьи.

Хозяйственно-экономические

Участие в процессе ведения хозяйства.

3.

Тяжелое материальное положение.

Ценностные конфликты

Поведение конфликтующих сторон

Наличие противоположных взглядов на жизнь.

Позиционные конфликты

Неудовлетворенные потребности в признании значимости “Я” у подростка.

Открытые конфликты (беседа, оскорбления)

Индивидуально-психологические особенности членов семьи, уровень воспитания.

Скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды)

Способы разрешения конфликтов уход, уступка, принуждение,  компромисс, сотрудничество

Способы разрешения конфликтов

  • уход,
  • уступка,
  • принуждение,
  • компромисс,
  • сотрудничество
«передача ответственности»

«передача ответственности»

1. Не делает уроков 2. Не следит за домашними животными 3. Отказывается от коллективных игр и дел 4. Оставляет грязную посуду 5. Имеет завышенные требования к себе 6. Не понимает чувств и переживаний других людей 7. Много смотрит телевизор 8. Плохо учится 9. Имеет низкую самооценку 10. Приводит друзей домой, когда нет  родителей 11. Убегает из дома 12. Дерётся с братьями или сёстрами 13. Часто спорит с взрослыми 14. Отказывается выполнять просьбы 15. Имеет нежелательных друзей 16. Часто теряет контроль над собой 17. Кажется безразличным к окружающим 18. Грубит учителям 19. Часто дерётся в школе 20. Часто специально раздражает  взрослых 21. Закатывает истерики 22. Не убирается в своей комнате 23. Курит 24. Лжёт 25. Мало и беспокойно спит 26. Требует денег 27. Задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов

1. Не делает уроков

2. Не следит за домашними животными

3. Отказывается от коллективных игр и дел

4. Оставляет грязную посуду

5. Имеет завышенные требования к себе

6. Не понимает чувств и переживаний других людей

7. Много смотрит телевизор

8. Плохо учится

9. Имеет низкую самооценку

10. Приводит друзей домой, когда нет

родителей

11. Убегает из дома

12. Дерётся с братьями или сёстрами

13. Часто спорит с взрослыми

14. Отказывается выполнять просьбы

15. Имеет нежелательных друзей

16. Часто теряет контроль над собой

17. Кажется безразличным к

окружающим

18. Грубит учителям

19. Часто дерётся в школе

20. Часто специально раздражает

взрослых

21. Закатывает истерики

22. Не убирается в своей комнате

23. Курит

24. Лжёт

25. Мало и беспокойно спит

26. Требует денег

27. Задаёт много вопросов, но редко

дожидается ответов

«Общаться с ребёнком. Как?» Стереотипы  Безусловное принятие  Недовольство  Активное слушание  Разрешение конфликтов  Передача ответственности Стереотипы  Безусловное принятие  Недовольство  Активное слушание  Разрешение конфликтов  Передача ответственности

«Общаться с ребёнком. Как?»

  • Стереотипы Безусловное принятие Недовольство Активное слушание Разрешение конфликтов Передача ответственности
  • Стереотипы
  • Безусловное принятие
  • Недовольство
  • Активное слушание
  • Разрешение конфликтов
  • Передача ответственности
«Я хороший родитель, потому что…»

«Я хороший родитель, потому что…»