Психологический тренинг:
«Конструктивное поведение
во взаимоотношениях с детьми»
Подготовила: педагог-психолог
Данилина Елена Владимировна
Саратов, 2025
Стереотипы
(принятие и непринятие)
Стереотипы
(принятие и непринятие)
«Правила работы в группе»
- активность,
- открытость,
- доброжелательность,
- конфиденциальность,
- уважение к говорящему,
- правило «СТОП»
- Мои родители хотели, чтобы когда я вырос я стал…
- В детстве мои родители не понимали, когда я…
- У меня немало недостатков, например ….
- Нужно держать язык за зубами …
- Не будешь учиться, будешь как …
- В школе от меня всегда ждали …
Безусловное принятие
Недовольство
это сообщение о ваших чувствах,
оно редко вызывает протест,
потому что не содержит обвинения.
“ Я-высказывание” предполагает в
общении с ребёнком позицию “на
равных”, вместо позиции “сверху”.
В этих высказываниях Вы
отстаиваете свои интересы, но при
этом не оказываете давления на
другого человека.
(“Я недоволен тем, что комната не
убрана. Что можно сделать, чтобы
её убрать?”)
“ Ты-высказывание”
содержит в себе негативную оценку
другого человека, часто обвинение,
что вызывает сопротивление и протест
- “ Прекрати разговаривать!”,
- “ Немедленно уберись в комнате!”
Проблема
Ты – сообщение
Родитель устал
(слово обостряет, обижает, ранит)
Я – сообщение
Ты меня утомил.
У ребенка замечание (двойка) в дневнике
(слово смягчает, щадит, оберегает)
Отстань от меня.
Ты – бездельник!
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.
Я очень устал.
Вечно ты меня расстраиваешь!
Ребенок грубо ответил Вам на замечание.
О чем ты только думаешь?
Я огорчен.
Мне хочется отдохнуть.
Мне неловко за тебя …
Неужели тебе трудно запомнить?
Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Давай вместе разберемся…
Ты меня в могилу сведешь …
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …
Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
Активное слушание
Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо.
Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.
Чтобы активно слушать, нужно «возвращать» ребенку то, что он говорит, обозначая при этом чувства ребенка:
- Я не хочу делать уроки!
- Тебе неприятно заниматься русским языком
- Нет, просто там очень много!
- Ты боишься не успеть до завтра
Беседа-обсуждение:
«Пойми меня»
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
Гордость. Удовлетворение.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
Скука, поставлен в тупик.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
Разочарование, желание бросить.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.
Уверенность, самостоятельность.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Все дети играют, а мне не с кем.
Одиночество, ощущение покинутости.
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.
Одобрение, благодарность, радость.
Разрешение конфликтов
Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (межличностный конфликт);
или мнений, потребностей, мотивов одного человека (внутриличностный конфликт)
№
Основание классификации
1.
Субъекты
Тип конфликта
конфликта
Основная причина
Конфликт между родителями и детьми
Издержки воспитания (гиперопека, гипоопека)
Возрастные кризисы детей.
2.
Источник конфликта
Личностный фактор
Стереотипы семейного воспитания.
Эмоциональные конфликты
Отсутствие заботы, внимания, понимания.
Стрессы, депрессии, не связанные с семьей.
Несдержанность одного из членов семьи.
Хозяйственно-экономические
Участие в процессе ведения хозяйства.
3.
Тяжелое материальное положение.
Ценностные конфликты
Поведение конфликтующих сторон
Наличие противоположных взглядов на жизнь.
Позиционные конфликты
Неудовлетворенные потребности в признании значимости “Я” у подростка.
Открытые конфликты (беседа, оскорбления)
Индивидуально-психологические особенности членов семьи, уровень воспитания.
Скрытые конфликты (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды)
Способы разрешения конфликтов
- уход,
- уступка,
- принуждение,
- компромисс,
- сотрудничество
«передача ответственности»
1. Не делает уроков
2. Не следит за домашними животными
3. Отказывается от коллективных игр и дел
4. Оставляет грязную посуду
5. Имеет завышенные требования к себе
6. Не понимает чувств и переживаний других людей
7. Много смотрит телевизор
8. Плохо учится
9. Имеет низкую самооценку
10. Приводит друзей домой, когда нет
родителей
11. Убегает из дома
12. Дерётся с братьями или сёстрами
13. Часто спорит с взрослыми
14. Отказывается выполнять просьбы
15. Имеет нежелательных друзей
16. Часто теряет контроль над собой
17. Кажется безразличным к
окружающим
18. Грубит учителям
19. Часто дерётся в школе
20. Часто специально раздражает
взрослых
21. Закатывает истерики
22. Не убирается в своей комнате
23. Курит
24. Лжёт
25. Мало и беспокойно спит
26. Требует денег
27. Задаёт много вопросов, но редко
дожидается ответов
«Общаться с ребёнком. Как?»
- Стереотипы Безусловное принятие Недовольство Активное слушание Разрешение конфликтов Передача ответственности
- Стереотипы
- Безусловное принятие
- Недовольство
- Активное слушание
- Разрешение конфликтов
- Передача ответственности
«Я хороший родитель, потому что…»