СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по самообразованию

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"»

 Работа с темой самообразования   «Работа с текстом  на уроках  русского языка»   Доржиева Н.Н., учитель русского языка и литературы  ГБОУ «РЦОИПМСП»   г. Улан – Удэ, 2017г.

Работа с темой самообразования

«Работа с текстом на уроках русского языка»

Доржиева Н.Н., учитель русского языка и литературы

ГБОУ «РЦОИПМСП»

г. Улан – Удэ, 2017г.

Цель:   Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Цель:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

  Задачи: 1. Развитие 4-ёх видов речевой деятельности: чтения, говорения, слушания, письма.

Задачи:

1. Развитие 4-ёх видов речевой деятельности:

чтения,

говорения,

слушания,

письма.

 2. Развитие умения   воспринимать,  воспроизводить  и создавать текст.

2. Развитие умения

воспринимать,

воспроизводить

и создавать текст.

  Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности  Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, максимальная ее реализация в работе учителя русского языка и литературы – это научить ребенка создавать собственный текст.  Текст - продукт речевой деятельности учащегося, который включает в себя знание основных понятий лингвистики: стили, типы речи; строение описания, повествования, рассуждения; способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста.

Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности

  • Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, максимальная ее реализация в работе учителя русского языка и литературы – это научить ребенка создавать собственный текст.

  • Текст - продукт речевой деятельности учащегося, который включает в себя знание основных понятий лингвистики: стили, типы речи; строение описания, повествования, рассуждения; способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста.

Использование текста в качестве одного из основных методических средств на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную развивающую воспитывающую

Использование текста в качестве одного из основных методических средств на уроке помогает в единстве реализовать три цели:

образовательную

развивающую

воспитывающую

Сегодня перед учителем - словесником стоит сложнейшая задача – научить ребенка грамотно интерпретировать, анализировать текст, на этой основе овладевать нормами литературного языка в его устной и письменной формах, совершенствовать речевую практику, пройдя путь от спонтанного, свободного пользования речью через изучение языковой теории к осознанной, нормированной речевой деятельности.

Сегодня перед учителем - словесником стоит сложнейшая задача – научить ребенка грамотно интерпретировать, анализировать текст, на этой основе овладевать нормами литературного языка в его устной и письменной формах, совершенствовать речевую практику, пройдя путь от спонтанного, свободного пользования речью через изучение языковой теории к осознанной, нормированной речевой деятельности.

Третья часть экзаменационной работы ОГЭ, ГВЭ по русскому языку проверяет именно состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеет ли выпускник монологической речью, умеет ли, аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Третья часть экзаменационной работы ОГЭ, ГВЭ по русскому языку проверяет именно состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеет ли выпускник монологической речью, умеет ли, аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Методики: В.Н. Александров. «Азбучные истины». Методика направлена на подготовку к сочинению учащихся старших классов для выполнения на ГЭ задания части С. Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее критериям оценки сочинения. Е.С. Антонова. «Тайна текста».  Методика рассчитана на выполнение упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические синтетические.

Методики:

  • В.Н. Александров. «Азбучные истины».
  • Методика направлена на подготовку к сочинению учащихся старших классов для выполнения на ГЭ задания части С. Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее критериям оценки сочинения.
  • Е.С. Антонова. «Тайна текста».
  • Методика рассчитана на выполнение упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
  • аналитические,
  • аналитико-синтетические
  • синтетические.
                    Язык - это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.    Вышеуказанные методики направлены: - на развитие языковых способностей учащегося, - на преодоление проблемы понимания текста учениками - правильное его восприятие; - на формирование навыков связного изложения мысли, анализа и совершенствования написанного, - на умение высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Язык - это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Вышеуказанные методики направлены:

- на развитие языковых способностей учащегося,

- на преодоление проблемы понимания текста учениками

- правильное его восприятие;

- на формирование навыков связного изложения мысли, анализа и совершенствования написанного,

- на умение высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.

•  Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текста для работы на уроке русского языка играют важную роль, и грамотный подход к отбору текста способствует результативной работе. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть  интересным;  соответствующим возрастным особенностям школьника;  способным оказать эстетическое воздействие на ребенка, влияющим на него эмоционально развивающим духовно.         актуальным для решения учебной задачи.

Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текста для работы на уроке русского языка играют важную роль, и грамотный подход к отбору текста способствует результативной работе. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть

  • интересным;
  • соответствующим возрастным особенностям школьника;
  • способным оказать эстетическое воздействие на ребенка, влияющим на него эмоционально развивающим духовно.        
  • актуальным для решения учебной задачи.
Этапы работы над текстом на уроке русского языка.  • Знакомство с текстом  (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка). Учебный диалог , в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного , определения проблем , поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов. Лингвистический анализ текста (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся). Продуцирование  обучающимися собственного текста (устного или письменного).

Этапы работы над текстом на уроке русского языка.

  • Знакомство с текстом
  • (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
  • Учебный диалог , в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного , определения проблем , поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
  • Лингвистический анализ текста (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
  • Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).
 В 2016 – 2017 учебном году в 9-ых (г, д, е, к) классах были проведены по развитию речи уроки русского языка:    1 четверть 07.09. Стили языка. 12. 09. Выборочное изложение «Владимир Иванович Даль» 10.10. Сочинение – описание природы родного края. – упр. 59.                                  

В 2016 – 2017 учебном году в 9-ых

(г, д, е, к) классах были проведены по развитию речи уроки русского языка:

1 четверть

07.09. Стили языка.

12. 09. Выборочное изложение «Владимир Иванович Даль»

10.10. Сочинение – описание природы родного края. – упр. 59.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

                           2 четверть 14.11. Сочинение по картине И. Тихого «Аисты».   21, 22. 11. Сжатое изложение «О милосердии». Д. Гранин.   05.12. Пробный ГВЭ.   20.12. Сочинение – рассуждение по картине В.П. Фельдмана «Родина». 27.12. Работа с юмористическим текстом «Псевдоним». Н.А. Бучинская.

       

 

 

 

 

 

2 четверть

14.11. Сочинение по картине И. Тихого «Аисты».

 

21, 22. 11. Сжатое изложение «О милосердии». Д. Гранин.

 

05.12. Пробный ГВЭ.

 

20.12. Сочинение – рассуждение по картине В.П. Фельдмана «Родина».

27.12. Работа с юмористическим текстом «Псевдоним». Н.А. Бучинская.

                                3 четверть 24,25.01. Изложение в формате ГВЭ «Круги совести». Ю. Лотман. 06.02. Контрольная работа с текстом с грамматическими заданиями по теме «СП. БСП». 15,20.02. Сочинение – рассказ по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка». 22. 02. Публичная речь. 20, 21.03. Сжатое изложение «Дорога домой». А. Гробовский.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть

24,25.01. Изложение в формате ГВЭ «Круги совести». Ю. Лотман.

06.02. Контрольная работа с текстом с грамматическими заданиями по теме «СП. БСП».

15,20.02. Сочинение – рассказ по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка».

22. 02. Публичная речь.

20, 21.03. Сжатое изложение «Дорога домой». А. Гробовский.

  За 1, 2, 3 четверти 2016 – 2017 учебного года в 9-ых классах были проведены по программе 18 контрольных работ, из них 13 по развитию  речи

  За 1, 2, 3 четверти 2016 – 2017 учебного года в 9-ых классах были проведены по программе 18 контрольных работ, из них 13 по развитию

речи

                              Динамика обучения работе с текстом (умению воспринимать, воспроизводить и создавать текст)  учащихся 9-ых (г, д, е, к) классов  

       

  •  
  •  
  •  
  •  

    

Динамика обучения работе с текстом (умению воспринимать, воспроизводить и создавать текст)

учащихся 9-ых (г, д, е, к) классов

 

Работы учащихся:   Бакланов Сергей 9д класс

Работы учащихся:

Бакланов Сергей 9д класс

 Бакланов Сергей 9д класс

Бакланов Сергей 9д класс

Какаулин Кирилл 9д класс

Какаулин Кирилл 9д класс

Какаулин Кирилл 9д класс

Какаулин Кирилл 9д класс

Иванова Соня 9к

Иванова Соня 9к

Иванова Соня 9к Дашиева Янжима 9г

Иванова Соня 9к

Дашиева Янжима 9г

Побокова Люда 9е

Побокова Люда 9е

Фрагменты работ Сажиной Н. 9к, Готолова Д. 9е

Фрагменты работ Сажиной Н. 9к, Готолова Д. 9е

 Проблема: Дети не читают Бедное вообра Слабая мыслитель Плохая память Неразви жение ная деятель тая монологи ность ческая речь

Проблема:

Дети не читают

Бедное вообра

Слабая мыслитель

Плохая память

Неразви

жение

ная деятель

тая монологи

ность

ческая речь

        Работа с текстом на уроках русского языка, проводимая систематически, не может не дать положительных результатов.                 Она развивает речевую деятельность учащихся, способствует реализации их творческого потенциала, побуждая к поиску языковых форм, приемов выражения собственных мыслей и чувств; является одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции личности школьника  Способствует эффективной подготовке обучающихся к работе с текстом в системе ОГЭ, ГВЭ.

 

 

 

 

Работа с текстом на уроках русского языка, проводимая систематически, не может не дать положительных результатов.

       

  • Она развивает речевую деятельность учащихся, способствует реализации их творческого потенциала, побуждая к поиску языковых форм, приемов выражения собственных мыслей и чувств; является одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции личности школьника
  • Способствует эффективной подготовке обучающихся к работе с текстом в системе ОГЭ, ГВЭ.
Результаты: Положительная динамика уровня обученности русскому языку и литературе. Участие в конкурсах разного уровня:  - Российский конкурс «Кириллица» - Какаулин Кирилл - 9д класс – диплом 1 степени. Октябрь 2016 г.  - Международный конкурс «Русский медвежонок» - Баганов Ринчин 8г класс – диплом участника. Ноябрь 2016 года.  - Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» - Бакланов Сергей – 9д класс – диплом участника. Февраль 2017 года.

Результаты:

  • Положительная динамика уровня обученности русскому языку и литературе.
  • Участие в конкурсах разного уровня:

- Российский конкурс «Кириллица» - Какаулин Кирилл - 9д класс – диплом 1 степени. Октябрь 2016 г.

- Международный конкурс «Русский медвежонок» - Баганов Ринчин 8г класс – диплом участника. Ноябрь 2016 года.

- Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» - Бакланов Сергей – 9д класс – диплом участника. Февраль 2017 года.

Предполагаемый результат: 1 . Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению русского языка. 2.Положительная сдача ГВЭ учащимися 9 г,д,е,к классов. 3.Результативное участие детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня. 4. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок; 5. Творческое сотрудничество с коллегами, с методистами. 6. Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования.    

Предполагаемый результат:

1 . Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению русского языка.

2.Положительная сдача ГВЭ учащимися 9 г,д,е,к классов.

3.Результативное участие детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

4. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

5. Творческое сотрудничество с коллегами, с методистами.

6. Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования.

 

 

Предложения : 1. МО учителей русского языка и литературы разработать единые требования к подготовке учащихся к ГВЭ с учетом особенностей развития, здоровья учащихся РЦО. 2. Особое внимание уделять к подготовке и проведению уроков развития речи, проводить их в системе. 3. Готовить к ГВЭ поэтапно, начиная с 5 класса. 4. Проводить уроки выразительного чтения наизусть каждую четверть.

Предложения :

  • 1. МО учителей русского языка и литературы разработать единые требования к подготовке учащихся к ГВЭ с учетом особенностей развития, здоровья учащихся РЦО.
  • 2. Особое внимание уделять к подготовке и проведению уроков развития речи, проводить их в системе.
  • 3. Готовить к ГВЭ поэтапно, начиная с 5 класса.
  • 4. Проводить уроки выразительного чтения наизусть каждую четверть.
Константин Дмитриевич Ушинский:   «…Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».

Константин Дмитриевич Ушинский:

«…Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».