СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Рациональные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации достаточно полно  изложена теория решения различных видов рациональных уравнений, за исключением линейных и квадратных уравнений, а также общей теории решения уравнений 3-й и 4-й степеней. Нет здесь и примеров, решаемых с помощью теоремы Безу. Каждый вид уравнения сопровождается решением соответствующего примера. Данные материалы могут быть использованы частично на уроках алгебры  в обычных классах, но в большей мере  пригодятся для изучения этой темы в классах с углубленным изучением математики.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Рациональные уравнения"»

В данной презентации достаточно полно изложена теория решения различных видов рациональных уравнений,  за исключением линейных и квадратных уравнений, а также общей теории решения уравнений 3-й и 4-й степеней. Нет здесь и примеров, решаемых с помощью теоремы Безу. Каждый вид уравнения сопровождается решением соответствующего примера. Данные материалы могут быть использованы частично на уроках алгебры в обычных классах, но в большей мере пригодятся для изучения этой темы в классах с углубленным изучением математики.

В данной презентации достаточно полно

изложена теория решения различных видов

рациональных уравнений,

за исключением линейных и квадратных

уравнений, а также общей теории

решения уравнений 3-й и 4-й степеней.

Нет здесь и примеров, решаемых

с помощью теоремы Безу.

Каждый вид уравнения сопровождается

решением соответствующего примера.

Данные материалы могут быть использованы

частично на уроках алгебры

в обычных классах,

но в большей мере пригодятся

для изучения этой темы

в классах с углубленным изучением

математики.

Рациональные уравнения Целые Дробные Способ подстановки возвратные  распадающиеся биквадратные  ( x + a ) 4 + ( x + b ) 4 = c   симметричные 3-го и 4-го порядка ( x + a )( x + b )( x + c )( x + d ) = m  Однородное 2-го порядка end

Рациональные уравнения

Целые

Дробные

Способ подстановки

возвратные

распадающиеся

биквадратные

( x + a ) 4 + ( x + b ) 4 = c

симметричные

3-го и 4-го порядка

( x + a )( x + b )( x + c )( x + d ) = m

Однородное 2-го порядка

end

Рациональные уравнения Дробные Целые Сумма двух и более дробей end

Рациональные уравнения

Дробные

Целые

Сумма двух и более дробей

end

Способ подстановки При решении некоторых целых рациональных уравнений есть смысл ввести новую переменную величину, обозначив некоторое рациональное выражение новой буквой. Например, в уравнении ,  где Р(х) – многочлен, удобно ввести новую  переменную y= Р(х) ,  решить полученное  квадратное уравнение  относительно y  и, наконец, решить  уравнение Р(х)=  y о , где  y о – корень  уравнения Обратно  в меню Пример

Способ подстановки

  • При решении некоторых целых рациональных уравнений есть смысл ввести новую переменную величину, обозначив некоторое рациональное выражение новой буквой.
  • Например, в уравнении ,

где Р(х) многочлен, удобно ввести новую

переменную y= Р(х) , решить полученное

квадратное уравнение

относительно y и, наконец, решить

уравнение Р(х)= y о , где y о – корень

уравнения

Обратно

в меню

Пример

Пример Решите уравнение Решение . Введем новую переменную. Пусть  Тогда получим уравнение  Находим корень у = 1  и делаем обратную подстановку.  Ответ: 2; 3. Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение
  • Решение . Введем новую переменную. Пусть

Тогда получим уравнение

Находим корень у = 1 и делаем обратную подстановку.

Ответ: 2; 3.

Обратно

в меню

Распадающееся уравнение  Рациональное уравнение называется распадающимся, если его можно привести к виду , где – рациональные выражения с переменной х.  Для решения воспользуемся равносильным переходом    Применяемые приемы разложения на множители:  - вынесение общего множителя за скобки;  - способ группировки;  -формулы сокращенного умножения. Обратно  в меню Пример

Распадающееся уравнение

  • Рациональное уравнение называется распадающимся, если его можно привести к виду , где – рациональные выражения с переменной х.
  • Для решения воспользуемся равносильным переходом
  • Применяемые приемы разложения на множители:

- вынесение общего множителя за скобки;

- способ группировки;

-формулы сокращенного умножения.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решите уравнение Решение . Разложим левую часть уравнения на множители:    Воспользуемся равносильным переходом:  Ответ:-2;0;1;2. Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение
  • Решение . Разложим левую часть уравнения на множители:

Воспользуемся равносильным переходом:

Ответ:-2;0;1;2.

Обратно

в меню

Однородное уравнение 2-го порядка   При решении уравнения надо проверить две ситуации:  1) т.е. корнями заданного уравнения  являются решения этой системы.  2) Если  Q(x) ≠ 0 ,  то после деления заданного уравнения на Q 2 (x)  получим уравнение    которое подстановкой сводится  к квадратному уравнению  В ответ включают числа, полученные  при рассмотрении обеих ситуаций.  Обратно  в меню Пример

Однородное уравнение 2-го порядка

  • При решении уравнения надо проверить две ситуации:

1) т.е. корнями заданного уравнения

являются решения этой системы.

2) Если Q(x) ≠ 0 , то после деления заданного уравнения на Q 2 (x) получим уравнение

которое подстановкой сводится

к квадратному уравнению

В ответ включают числа, полученные

при рассмотрении обеих ситуаций.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решить уравнение   ( x 2 – 2 х ) 2 – ( x 2 – 2 х )( x 2 – х – 2 ) – 2( x 2 – х – 2 ) 2 = 0. Решение. Возможны две ситуации. Рассмотрим первую: Найден первый корень уравнения х=2. Обратно  в меню

Пример

  • Решить уравнение

( x 2 – 2 х ) 2 – ( x 2 – 2 х )( x 2 – х – 2 ) – 2( x 2 – х – 2 ) 2 = 0.

  • Решение. Возможны две ситуации.
  • Рассмотрим первую:

Найден первый корень уравнения х=2.

Обратно

в меню

Продолжение решения  Рассмотрим вторую ситуацию: разделим почленно заданное уравнение на ( x 2 – х – 2) 2  при условии, что х ≠ -1 и х ≠ 2 . Уравнение принимает вид   Обозначим  и решим квадратное  уравнение t 2 – t –2 = 0.  Получаем t 1 = -1, t 2 = 2.  Обратная подстановка дает уравнения  откуда х = -0,5  и х = -2.  С учетом обеих ситуаций получаем  ответ : - 0,5; -2; 2.   Обратно  в меню

Продолжение решения

  • Рассмотрим вторую ситуацию: разделим почленно заданное уравнение на ( x 2 – х – 2) 2 при условии, что х ≠ -1 и х ≠ 2 . Уравнение принимает вид

Обозначим и решим квадратное

уравнение t 2 – t –2 = 0. Получаем t 1 = -1, t 2 = 2.

Обратная подстановка дает уравнения

откуда х = -0,5 и х = -2.

С учетом обеих ситуаций получаем

ответ : - 0,5; -2; 2.

Обратно

в меню

Биквадратное уравнение Уравнение имеет вид  a х 4 + b х 2 +c =0 .  Сделаем подстановку x 2  =  t . Значит, x 4  =  t 2 .  Получаем квадратное уравнение  at 2 + bt+c =0.  Находим значения t и, сделав обратную подстановку, находим корни исходного уравнения.  Замечание.   При решении биквадратного уравнения можно  получить от 1 до 4-х корней или же это  уравнение может совсем не иметь корней. Обратно  в меню Пример

Биквадратное уравнение

  • Уравнение имеет вид

a х 4 + b х 2 +c =0 .

  • Сделаем подстановку x 2 = t . Значит, x 4 = t 2 .

Получаем квадратное уравнение

at 2 + bt+c =0.

Находим значения t и, сделав обратную подстановку, находим корни исходного уравнения.

Замечание.

При решении биквадратного уравнения можно

получить от 1 до 4-х корней или же это

уравнение может совсем не иметь корней.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решите уравнение х 4 –3х 2 –4=0. Решение.   Сделаем подстановку x 2  =  t . Получаем квадратное уравнение  t 2 –3 t –4=0,  корни которого t = -1 и t = 4.  Обратная замена дает два уравнения  x 2  = -1 и  x 2  = 4, из которых первое уравнение не имеет корней, а корни второго уравнения -2 и 2.  Ответ: -2; 2. Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение х 4 –3х 2 –4=0.
  • Решение.

Сделаем подстановку x 2 = t . Получаем квадратное уравнение

t 2 –3 t –4=0,

корни которого t = -1 и t = 4.

Обратная замена дает два уравнения

x 2 = -1 и x 2 = 4, из которых первое уравнение не имеет корней, а корни второго уравнения -2 и 2.

Ответ: -2; 2.

Обратно

в меню

Симметричное уравнение  3-го порядка Уравнение имеет вид  ах 3 + b х 2 + b х+а=0. Сгруппируем слагаемые:  а(х 3 +1)+ b х(х+1)=0.  Применим формулу суммы кубов   а(х+1)(х 2 –х+1)+ b х(х+1)=0  и выполним разложение на множители  (х+1)(ах 2 +( b - а)х+а)=0.  Получили распадающееся уравнение. Значит,  х+1=0 или ах 2 +( b - а)х+а=0.  Решив эти два уравнения, найдем корни  исходного уравнения. Обратно  в меню Пример

Симметричное уравнение 3-го порядка

  • Уравнение имеет вид

ах 3 + b х 2 + b х+а=0.

  • Сгруппируем слагаемые: а(х 3 +1)+ b х(х+1)=0.

Применим формулу суммы кубов

а(х+1)(х 2 –х+1)+ b х(х+1)=0

и выполним разложение на множители

(х+1)(ах 2 +( b - а)х+а)=0.

Получили распадающееся уравнение. Значит,

х+1=0 или ах 2 +( b - а)х+а=0.

Решив эти два уравнения, найдем корни

исходного уравнения.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решите уравнение 2 х 3 –3х 2 – 3х +2=0. Решение.  Сгруппируем слагаемые парами и в каждой паре вынесем общий множитель за скобки:  2(х 3 +1)–3х(х+1)=0.  Применим формулу суммы кубов и вынесем общий множитель (х+1):  2(х+1)(х 2 –х+1)– 3х(х+1)=0,  (х+1)(2х 2 –5х+2)=0.  Значит,  х+1=0 или 2х 2 –5х+2=0.  Решив эти два уравнения, найдем корни  исходного уравнения: -1; 0,5; 2.  Ответ: -1; 0,5; 2. Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение 2 х 3 –3х 2 – 3х +2=0.
  • Решение. Сгруппируем слагаемые парами и в каждой паре вынесем общий множитель за скобки:

2(х 3 +1)–3х(х+1)=0.

Применим формулу суммы кубов и вынесем общий множитель (х+1):

2(х+1)(х 2 –х+1)– 3х(х+1)=0,

(х+1)(2х 2 –5х+2)=0.

Значит,

х+1=0 или 2 –5х+2=0.

Решив эти два уравнения, найдем корни

исходного уравнения: -1; 0,5; 2.

Ответ: -1; 0,5; 2.

Обратно

в меню

Симметричное уравнение  4-го порядка Уравнение имеет вид  ах 4 + b х 3 +сх 2 + b х+а=0. Сгруппируем слагаемые и разделим обе части уравнения на х 2 . Получаем    Сделаем подстановку , тогда   Получаем квадратное уравнение  a(t 2 -2)+bt+c=0 .  Находим значения t и делаем обратную подстановку. Обратно  в меню Пример

Симметричное уравнение 4-го порядка

  • Уравнение имеет вид

ах 4 + b х 3 +сх 2 + b х+а=0.

  • Сгруппируем слагаемые и разделим обе части уравнения на х 2 . Получаем

Сделаем подстановку , тогда

Получаем квадратное уравнение

a(t 2 -2)+bt+c=0 .

Находим значения t и делаем обратную подстановку.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решите уравнение Решение.  Разделим обе части уравнения на x 2 ≠ 0 и, удобно группируя, получим равносильное уравнение:    Сделаем подстановку , тогда  Получаем квадратное уравнение , корни  которого 2 и -3,5.  Обратная подстановка дает два рациональных  уравнения и  откуда и находим корни исходного уравнения.  Ответ: 1; Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение
  • Решение. Разделим обе части уравнения на x 2 ≠ 0 и, удобно группируя, получим равносильное уравнение:

Сделаем подстановку , тогда

Получаем квадратное уравнение , корни

которого 2 и -3,5.

Обратная подстановка дает два рациональных

уравнения и

откуда и находим корни исходного уравнения.

Ответ: 1;

Обратно

в меню

Возвратное уравнение  Уравнение вида  ax 4 + bx 3 + cx 2 + dx + e = 0 ,  где   a ≠ 0,   b ≠ 0 и ,  называется возвратным уравнением четвертого порядка.  Это уравнение сводится к квадратному с  помощью подстановки Обратно  в меню Пример

Возвратное уравнение

  • Уравнение вида

ax 4 + bx 3 + cx 2 + dx + e = 0 ,

где   a ≠ 0,   b ≠ 0 и ,

называется возвратным уравнением четвертого порядка.

Это уравнение сводится к квадратному с

помощью подстановки

Обратно

в меню

Пример

Пример Решить уравнение  x 4 + x 3 - 6 x 2 - 2 x + 4 = 0.  Решение. Заметим, что и, следовательно, данное уравнение есть возвратное уравнение четвертого порядка.  Так как x = 0 не является решением уравнения, разделим на x 2 и получим равносильное уравнение  Обозначим , тогда  и уравнение примет вид t 2 + t - 2 = 0, корни которого t 1 = -2 и t 2 = 1.  Делаем обратную замену и после умножения на x ≠ 0  получаем два квадратных уравнения  x 2 + 2 x - 2 = 0, x 2 - x - 2 = 0,  откуда и получим корни исходного уравнения.  Ответ: Обратно  в меню

Пример

  • Решить уравнение

x 4 + x 3 - 6 x 2 - 2 x + 4 = 0.

  • Решение. Заметим, что и, следовательно, данное уравнение есть возвратное уравнение четвертого порядка.

Так как x = 0 не является решением уравнения, разделим на x 2 и получим равносильное уравнение

Обозначим , тогда

и уравнение примет вид t 2 + t - 2 = 0, корни которого t 1 = -2 и t 2 = 1.

Делаем обратную замену и после умножения на x ≠ 0

получаем два квадратных уравнения

x 2 + 2 x - 2 = 0, x 2 - x - 2 = 0,

откуда и получим корни исходного уравнения.

Ответ:

Обратно

в меню

Уравнения вида  ( x + a )( x + b )( x + c )( x + d ) = m   Если a + b = c + d , то это уравнение сводится к квадратному уравнению. Действительно,  ( x + a )( x + b ) = x 2 + ( a + b ) x + ab   ( x + c )( x + d ) = x 2 + ( c + d ) x + cd =  = x 2 + ( a + b ) x + cd   Обозначив x 2 + ( a + b ) x = t, получим квадратное  уравнение  ( t + ab )( t + cd ) = m  Из этого уравнения найдем значения t и,  сделав обратную подстановку, закончим  решение исходного уравнения. Обратно  в меню Пример

Уравнения вида ( x + a )( x + b )( x + c )( x + d ) = m

  • Если a + b = c + d , то это уравнение сводится к квадратному уравнению. Действительно,

( x + a )( x + b ) = x 2 + ( a + b ) x + ab

( x + c )( x + d ) = x 2 + ( c + d ) x + cd =

= x 2 + ( a + b ) x + cd

  • Обозначив x 2 + ( a + b ) x = t, получим квадратное

уравнение

( t + ab )( t + cd ) = m

Из этого уравнения найдем значения t и,

сделав обратную подстановку, закончим

решение исходного уравнения.

Обратно

в меню

Пример

Пример Решить уравнение  ( x - 2)( x + 1)( x + 4)( x + 7) = 19. Решение. Заметим, что -2 + 7 = 1 + 4. Удобно группируя, получим  [( x - 2)( x + 7)]·[( x + 1)( x + 4)] = 19  или  ( x 2 + 5 x – 14 )( x 2 + 5 x + 4) = 19.  Обозначим t = x 2 + 5 x - 14, тогда x 2 + 5 x + 4 = t + 18.  Уравнение примет вид  t ( t + 18) = 19   или   t 2 + 18 t - 19 = 0,  откуда t = -19 и t = 1.  Сделав обратную подстановку, получим  x 2 + 5 x - 14 = -19 и x 2 + 5 x - 14 = 1.  Окончательный ответ : Обратно  в меню

Пример

  • Решить уравнение

( x - 2)( x + 1)( x + 4)( x + 7) = 19.

  • Решение. Заметим, что -2 + 7 = 1 + 4. Удобно группируя, получим

[( x - 2)( x + 7)]·[( x + 1)( x + 4)] = 19

или

( x 2 + 5 x – 14 )( x 2 + 5 x + 4) = 19.

Обозначим t = x 2 + 5 x - 14, тогда x 2 + 5 x + 4 = t + 18.

Уравнение примет вид

t ( t + 18) = 19   или   t 2 + 18 t - 19 = 0,

откуда t = -19 и t = 1.

Сделав обратную подстановку, получим

x 2 + 5 x - 14 = -19 и x 2 + 5 x - 14 = 1.

Окончательный ответ :

Обратно

в меню

Уравнение вида   ( x + a ) 4 + ( x + b ) 4 = c  Используя подстановку , уравнение  можно свести к биквадратному уравнению относительно t . Действительно, подставив в уравнение  ,  получим  Обозначим и возведем  каждое слагаемое в 4-ю степень. После приведения  подобных получим биквадратное уравнение Обратно  в меню Пример

Уравнение вида ( x + a ) 4 + ( x + b ) 4 = c

  • Используя подстановку , уравнение

можно свести к биквадратному уравнению относительно t .

Действительно, подставив в уравнение , получим

Обозначим и возведем

каждое слагаемое в 4-ю степень. После приведения

подобных получим биквадратное уравнение

Обратно

в меню

Пример

Пример  Решить уравнение  ( x + 3) 4 + ( x - 1) 4 = 82. Решение. Сделаем подстановку    Получим следующее уравнение относительно t :  ( t + 2) 4 + ( t - 2) 4 = 82  или  t 4 + 8 t 3 + 24 t 2 + 32 t + 16 + t 4 - 8 t 3 + 24 t 2 - 32 t + 16 - 82 = 0.  Откуда получим биквадратное уравнение  t 4 + 24 t 2 - 25 = 0,  корни которого t = ± 1.  Следовательно, x + 1 = ± 1.  Значит, корни исходного уравнения  x = -2 и x = 0.  Ответ: -2;0. Обратно  в меню

Пример

  • Решить уравнение

( x + 3) 4 + ( x - 1) 4 = 82.

  • Решение. Сделаем подстановку

Получим следующее уравнение относительно t :

( t + 2) 4 + ( t - 2) 4 = 82

или

t 4 + 8 t 3 + 24 t 2 + 32 t + 16 + t 4 - 8 t 3 + 24 t 2 - 32 t + 16 - 82 = 0.

Откуда получим биквадратное уравнение

t 4 + 24 t 2 - 25 = 0,

корни которого t = ± 1.

Следовательно, x + 1 = ± 1.

Значит, корни исходного уравнения

x = -2 и x = 0.

Ответ: -2;0.

Обратно

в меню

Уравнение вида  Решить уравнение Р(х) = 0 . Для каждого корня уравнения Р(х) = 0  сделать проверку: удовлетворяет ли он  условию Q (х) ≠ 0 или нет. Если да, то  это — корень заданного уравнения,  а если нет, то этот корень является  посторонний для заданного уравнения  и в ответ его включать не следует. Обратно  в меню Пример

Уравнение вида

  • Решить уравнение Р(х) = 0 .
  • Для каждого корня уравнения Р(х) = 0

сделать проверку: удовлетворяет ли он

условию Q (х) ≠ 0 или нет. Если да, то

это — корень заданного уравнения,

а если нет, то этот корень является

посторонний для заданного уравнения

и в ответ его включать не следует.

Обратно

в меню

Пример

Пример   Решите уравнение     Решение.   Приравняем числитель дроби к нулю и решим полученное уравнение:     Значение х = 2 не удовлетворяет условию  Следовательно, уравнение имеет один  корень х= 4.   Ответ: 4.  Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение   

  • Решение.

Приравняем числитель дроби к нулю и решим полученное уравнение:

  

Значение х = 2 не удовлетворяет условию

Следовательно, уравнение имеет один

корень х= 4.

Ответ: 4.

Обратно

в меню

Уравнение вида  Подстановкой это уравнение  сводится к виду   Умножим на и решим полученное  квадратное  уравнение относительно t.  Остается сделать обратную подстановку  где t о - корень квадратного уравнения,  и решить полученное уравнение  относительно х. Обратно  в меню Пример

Уравнение вида

  • Подстановкой это уравнение

сводится к виду

  • Умножим на и решим полученное квадратное

уравнение относительно t.

Остается сделать обратную подстановку

где t о - корень квадратного уравнения,

и решить полученное уравнение

относительно х.

Обратно

в меню

Пример

Уравнение вида  Подстановкой это уравнение  сводится к виду   Умножим на и решим полученное  квадратное  уравнение относительно t.  Остается сделать обратную подстановку  где t о - корень квадратного уравнения,  и решить полученное уравнение  относительно х. Обратно  в меню Пример

Уравнение вида

  • Подстановкой это уравнение

сводится к виду

  • Умножим на и решим полученное квадратное

уравнение относительно t.

Остается сделать обратную подстановку

где t о - корень квадратного уравнения,

и решить полученное уравнение

относительно х.

Обратно

в меню

Пример

Пример   Решите уравнение     Решение.   Сделаем подстановку и решим полученное  уравнение относительно t  :     Обратная подстановка приводит к уравнению  корень которого х = -1.   Ответ: -1.  Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение   

  • Решение.

Сделаем подстановку и решим полученное

уравнение относительно t :

  

Обратная подстановка приводит к уравнению

корень которого х = -1.

Ответ: -1.

Обратно

в меню

Уравнения, состоящие из суммы двух и более дробей 1-й способ Перенести все члены уравнения  в одну часть. Привести уравнение к виду  и найти корни полученного уравнения. 2-й способ Определить О.Д.З. уравнения. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель дробей и получить целое уравнение. Найти корни полученного уравнения и проверить их соответствие О.Д.З. Обратно  в меню Пример

Уравнения, состоящие из суммы двух и более дробей

1-й способ

  • Перенести все члены уравнения

в одну часть.

  • Привести уравнение к виду и найти корни полученного уравнения.

2-й способ

  • Определить О.Д.З. уравнения.
  • Умножить обе части уравнения на общий знаменатель дробей и получить целое уравнение.
  • Найти корни полученного уравнения и проверить их соответствие О.Д.З.

Обратно

в меню

Пример

Пример   Решите уравнение      Решение.  Найдём О.Д.З. Знаменатели дробей не могут обращаться в нуль . Значит, О.Д.З. уравнения: х ≠ 2 и х ≠ 0.  Перенесём члены из правой части уравнения в левую и приведём к общему знаменателю.     .  Приравняем числитель дроби к нулю: х 2 – 6х + 8 = 0.  Находим корни квадратного уравнения: х = 4 и х = 2.  Значение х = 2 не удовлетворяет О.Д.З.  Следовательно, уравнение имеет один корень х= 4.   Ответ: 4.  Обратно  в меню

Пример

  • Решите уравнение   

  • Решение. Найдём О.Д.З. Знаменатели дробей не могут обращаться в нуль . Значит, О.Д.З. уравнения: х ≠ 2 и х ≠ 0.

Перенесём члены из правой части уравнения в левую и приведём к общему знаменателю.

  

.

Приравняем числитель дроби к нулю: х 2 – 6х + 8 = 0.

Находим корни квадратного уравнения: х = 4 и х = 2.

Значение х = 2 не удовлетворяет О.Д.З.

Следовательно, уравнение имеет один корень х= 4.

Ответ: 4.

Обратно

в меню

Уравнения вида   Данное уравнение сводится к квадратному уравнению заменой переменной Обратно  в меню Пример

Уравнения вида

Данное уравнение сводится к квадратному уравнению заменой переменной

Обратно

в меню

Пример

Пример Решить уравнение  Решение.  О.Д.З. уравнения есть множество   Поскольку x = 0 не является решением данного уравнения, перепишем уравнение в виде  (разделим числитель и знаменатель каждой дроби на x ).  Обозначим и уравнение примет вид Обратно  в меню

Пример

  • Решить уравнение

  • Решение. О.Д.З. уравнения есть множество

Поскольку x = 0 не является решением данного уравнения, перепишем уравнение в виде

(разделим числитель и знаменатель каждой дроби на x ).

Обозначим и уравнение примет вид

Обратно

в меню

Продолжение решения О.Д.З. полученного уравнения t ≠ 5 и t ≠ -1.  Решая это уравнение, приходим к квадратному уравнению   2 t 2 - 13 t + 11 = 0,  корни которого t 1 = 1 и t 2 = 11/2 удовлетворяют О.Д.З..  Делаем обратную подстановку и получаем два  рациональных уравнения  решив которые находим корни заданного  уравнения.  Ответ:  Обратно  в меню

Продолжение решения

О.Д.З. полученного уравнения t ≠ 5 и t ≠ -1.

Решая это уравнение, приходим к квадратному уравнению

  2 t 2 - 13 t + 11 = 0,

корни которого t 1 = 1 и t 2 = 11/2 удовлетворяют О.Д.З..

Делаем обратную подстановку и получаем два

рациональных уравнения

решив которые находим корни заданного

уравнения.

Ответ:

Обратно

в меню