Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Слушайте внимательно.
Работайте старательно.
Тема урока
«Разряды имен прилагательных»
Цель урока:
уметь правильно определять разряды
имен прилагательных
План урока:
1. Повторить материал предыдущего урока.
2. Выполнить самостоятельную работу №1.
3. Проверить работу по эталону.
4. Если есть ошибки, ещё потренироваться. Выполнить самостоятельную работу №2.
Если ошибок нет, выполнить задание повышенной трудности.
5. Проверить работу по эталону.
6. Применить знания на практике.
Имена прилагательные
Качественные
?
?
?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначают признак предмета через его отношения к:
Имеет степени сравнения и краткую форму. Сочетается со словом очень
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
?
?
Обозначают принадлежность предмета кому-либо
Не имеет степени сравнения и краткую форму. Не сочетается со словом очень
?
Имена прилагательные
Качественные
Относительные
Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково?
Притяжательные
Какой? Какая? Какое? Какие?
Обозначают различные качества
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
(по весу, по форме, цвету и др.)
Обозначают признак предмета через его отношения к:
Имеет степени сравнения и краткую форму. Сочетается со словом очень
Обозначают принадлежность предмета кому-либо
Не имеет степени сравнения и краткую форму. Не сочетается со словом очень
Не имеет степени сравнения и краткую форму. Не сочетается со словом очень
Алгоритм
1. Отвечает на вопросы какой? какая? какое?
?
?
?
2. Имеет ?
?
Да
?
?
Алгоритм
1. Отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Да
Нет
притяжательное
2. Имеет степени сравнения и краткую форму
Нет
Да
относительное
качественное
Задание: Определите разряды имен прилагательных , пользуясь алгоритмом.
к.
Заячьи ушки, светлая ткань, соломенная шляпа, зимняя куртка, горький перец, дядин портфель, лисий след.
П.
о.
о.
к.
П.
П.
Спишите, определите разряд прилагательного. Запишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные.
2вариант
Деревянный стол
волчья нора
красная роза
Васина мечта
храбрая дружина молочный кисель
1 вариант
Хрустальная ваза
верблюжий горб белый снег
Сашин карандаш
верный друг
летние каникулы
Деревянный стол
волчья нора
красная роза
Васина мечта
храбрая дружина
молочный кисель
Отн
Отн.
Какая?
Какой?
Хрустальная ваза
верблюжий горб
белый снег
Сашин карандаш
верный друг
летние каникулы
Прит.
Прит.
Чья?
Чей?
Какая?
Кач.
Кач.
Какой?
Прит.
Чья?
Прит.
Чей?
Кач.
Какая?
Кач.
Какой?
Отн.
Отн.
Какой?
Какие?
Памятка
- Замените прилагательное однокоренным существительным, от которого образовано данное прилагательное.
- Если прилагательное образовано от существительного, отвечающего на вопрос что?- это относительное прилагательное (какой?)
- Если прилагательное образовано от существительного, отвечающего на вопрос кто?- это притяжательное прилагательное (чей?)
- Если прилагательное не может быть образовано от существительного - это качественное прилагательное (какой?)
Прилагательные
Качественные
Существительные
Относительные
Вопросы
Не образуются от существительных
Какой? Какая? Какое?
Образуется от неодушевленных существительных (что?)
Притяжательные
Какой? Какая? Какое?
Образуется от одушевленных существительных (кто?)
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
1 вариант 2 вариант
Лесная опушка Гусиное перо
медный таз яркий платок
синее небо снежная баба
глубокое озеро густой лес
бабушкино веретено железный гвоздь
Упр. 224.
Относительные
Качественные
Вкусное варенье
новая площадка
свежий ветер
молодая роща
дорогое украшение
удобный костюм
красивый дом.
клубничное варенье – варенье из клубники
баскетбольная площадка – площадка для баскетбола
морской ветер – ветер с моря
берёзовая роща – роща с берёзами
золотое украшение – украшение из золота
спортивный костюм – костюм для спорта
девятиэтажный дом – дом с девятью этажами
Самостоятельная работа №2.
1 вариант 2 вариант
Лесная опушка Гусиное перо
медный таз яркий платок
синее небо снежная баба
глубокое озеро густой лес
бабушкино веретено железный гвоздь
Прит .
Отн.
Кач .
Отн.
Кач .
Отн.
Кач .
Кач
Прит .
Отн.
Работа с сурфейсами.
Задание : Заполните таблицу, распределяя прилагательные по трем столбикам
Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
«Продолжите фразу»:
Мне было трудно…
Домашнее задание:
1. Упр.
Спасибо всем за урок