Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие креативного мышления школьников"»
Креативное мышление как компонент функциональной грамотности
В любом из нас спит гений. И с каждым днём- всё крепче… М. Жванецкий
С 2021 года в исследование PISA ( международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ) впервые в качестве одного из ведущих компонентов ввели оценку креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес.
- Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.
Креа т и в н ое мышле н ие ха р а к т е ри з у ю т ч е т ыре осн ов н ы х качества:
- - быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
- - г ибк о сть ( с п о с обн о с т ь вы с к а з ы в а ть ш и рок о е мн о гообр а з и е идей), -
- - оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
- - т о чн о сть ( зако н че н нос т ь, спо с о бн о сть сов е р ше нст в ов а т ь и ли придавать завершенный вид своим мыслям)
Креативное мышление. Определение PISA-2021.
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение
- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений , и/или
- нового знания , и/или
- эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п .) выражения воображени я
Как может проявляться креативность?
Большая креативность (Big-C creativity).
- творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом
Малая креативность (Little-C creativity)
- может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п.
Выбор заданий для оценки креативности направлен на
- организацию мыслительных процессов
- определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится
с особенностями образовательного процесса : с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью
- выявление того, что имеет преобладающее значение
в креативности : особенности личности или
предметная область
?
- Как оценивать креативное мышление?
Особенности оценивания. Как правило, ответ может − не приниматься (оценка 0 баллов), − приниматься частично (оценка 1 балл), − приниматься полностью (оценка 2 балла) Проверка ведется на основе тщательно установленных и прописанных критериев − разнообразия идей, − креативности (понимаемой как адекватность предложенной ситуации, оригинальность и ценность).
Что дает креативное мышление школьнику?
- Приобретение разнообразных навыков.
- Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
- Возможность научиться использовать непривычные подходы,
разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
- Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
- «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
- Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
- Быть востребованным в современном мире
Пример задания:
ЗАДАНИЕ 2 / 4
Семиклассники одной школы задумались о сохранении леса. Они придумали много идей, одной из которых была создание плаката. Попробуй создать свой плакат «Берегите лес!» . Важно, чтобы твой плакат отражал суть проблемы : необходимость беречь лес
Пример задания :
Воспользуйтесь текстом и фото, расположенными справа. Запишите свой ответ на вопрос.
Распределите восемь имеющихся предметов по группам наиболее оригинальным способом. Выберите одну нужную таблицу и разместите предметы по ячейкам таблицы. Назовите получившиеся группы. Помните, что у предметов, отнесённых к одной и той же группе, должно быть какое-то общее свойство. Берёза гриб лисица крапива женьшень заяц земляника птицы леса
Приёмы для развития креативного мышления: - творческие задания - создание плакатов, лэпбуков - «мозговые» штурмы - приём «шесть шляп» - проблемные вопросы и многие, многие другие…
Интернет-ресурсы :
- http ://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy /
- https://fg.resh.edu.ru /
- http:// kneptun.bget.ru/index.php/function-gram/bank-fg
- https://media.prosv.ru/fg /