Отчёт по теме самообразования: «Развитие креативной личности посредством театральной деятельности».
Педагог доп.обр. МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Орлова Тамара Геннадьевна
Актуальность.
Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности, в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность.
Креативность – это особое индивидуальное, личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.
– это особый конструктивный способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.
– это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
– в это понятие включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли.
Понятие креативности
Для чего нужна креативность ?
- для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности;
- для качественного скачка вперед;
- для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства;
- для расширения и совершенствования сферы услуг;
Креативное мышление необходимо во всех сферах деятельности в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике.
Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.
Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. Сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.
Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести.
Критерии креативности:
- Беглость мысли — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость мысли — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- Оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи, отличающиеся от общепринятых ;
- Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Признаки креативного человека
- Смелость, не боятся пробовать новое.
- Интуиция не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
- Отличное чувство юмора.
- Конструктивное, нестандартное мышление и поведение.
- Умение делится своими мыслями и идеями с другими.
- Критическое осмысление полученную информацию, никогда не идут на поводу у толпы.
- Увлечение процессом работы, а не только результатом.
- Желание найти ответы на самые сложные вопросы .
- Новаторство.
По словам Абрахама Маслоу, известного психолога: «креативность - это творческое направление, свойственное всем людям от рождения, но пропадающее под влиянием окружающей среды»
Факторы, влияющие на формирование креативных способностей:
- окружающая среда (общество, окружение, родители, уровень достатка и пр.);
- личностные особенности (характер, психологические аспекты и т.д.);
- наличие таланта (к определенному виду творчества).
Креативность и творческая деятельность
В переводе с латыни «креативность» - это «творческое создание», умение создавать нечто новое и оригинальное с помощью творческих способностей которые подразумевают гибкость мышления, развитое воображение, независимость и т.д.
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Характерные признаки творчества и креативности совпадают
- новизна
- оригинальность
- уникальность;
- прогрессивность;
- деятельность порождающая нечто новое, никогда ранее не имевшее место;
- социальная значимость результата творческой деятельности
Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая:
- формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей;
- комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане;
- эффективно решает задачи нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания;
- обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности;
- раскрывает творческий потенциал ребенка, воспитывает творческую направленность личности .
Театральные методы развития креативности:
- Театрализованная игра;
- Игры-драматизации;
- Творческие задания и упражнения;
- Постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- Создание креативного поля;
- Этюды (одиночные, парные, коллективные);
- Музыкально-танцевальные импровизации;
- Организация творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Театральная деятельность способствует:
- создание нового из привычного;
- решение проблемы неординарными способами;
- отказ от стереотипов;
- оригинальность и гибкость мышления;
- непривычный анализ и синтез;
- интуитивный выбор единственно верного решения;
- генерирование огромной массы идей.
Заключение
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.