СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»»

 «Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

 Речь – это канал развития интеллекта…   Чем раньше будет усвоен язык,  тем легче и полнее будут усваиваться знания.         Н.И.Жилкин

Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Н.И.Жилкин

    речь мышление чувства навыки  общения Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств, умению общаться. Это закон природы.  Научиться соблюдать его - задача каждого человека.

речь

мышление

чувства

навыки

общения

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств, умению общаться.

Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется в речевой деятельности.  Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика –показатель его умственного развития.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется в речевой деятельности.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика –показатель его умственного развития.

Актуальность темы:   Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи , в формировании грамматического строя, обнаруживаются серьезные недостатки в письменной речи, поэтому считаю работу по развитию речи актуальной и необходимой.

Актуальность темы:

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи , в формировании грамматического строя, обнаруживаются серьезные недостатки в письменной речи, поэтому считаю работу по развитию речи актуальной и необходимой.

Цель опыта :  Разработка практических упражнений для развития устной и письменной речи.

Цель опыта :

Разработка практических упражнений для развития устной и письменной речи.

 Задачи : Изучение инновационных технологий;  Подбор практических упражнений и виды работы над ними;   Использование ИКТ как эффективного средства развития речи.

Задачи :

  • Изучение инновационных технологий;
  • Подбор практических упражнений и виды работы над ними;
  • Использование ИКТ как эффективного средства развития речи.

Новизна опыта:   Данный опыт предоставляет широкие возможности для формирования интереса к урокам русского языка и литературы, что является первостепенной задачей образовательно-воспитательного процесса.  Система упражнений предусматривает существенное расширение содержания работы по развитию речи.

Новизна опыта:

Данный опыт предоставляет широкие возможности для формирования интереса к урокам русского языка и литературы, что является первостепенной задачей образовательно-воспитательного процесса.

Система упражнений предусматривает существенное расширение содержания работы по развитию речи.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня познавательных процессов учащихся; Повышение качества устной и письменной речи; Обогащение словарного запаса учащихся; Развитие творческих способностей; Повышение мотивации обучения

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня познавательных процессов учащихся;
  • Повышение качества устной и письменной речи;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение мотивации обучения
Речь хорошая, если имеются такие качества: содержательность логичность точность выразительность ясность уместность чистота богатство

Речь хорошая, если имеются такие качества:

  • содержательность
  • логичность
  • точность
  • выразительность
  • ясность
  • уместность
  • чистота
  • богатство
Речь правильная, если соблюдаются нормы литературного языка: Орфографические; Пунктуационные; Орфоэпические; Грамматические; Лексические; Стилистические.

Речь правильная, если соблюдаются нормы литературного языка:

  • Орфографические;
  • Пунктуационные;
  • Орфоэпические;
  • Грамматические;
  • Лексические;
  • Стилистические.
Основные направления в работе :   работа над словом  (лексический уровень);  работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;  работа над связной речью.

Основные направления в работе :

  • работа над словом (лексический уровень);

  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;
  • работа над связной речью.
Словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи. Обогащение словаря Уточнение словаря Активизация словаря Устранение нелитературных  слов

Словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи.

Обогащение словаря

Уточнение словаря

    Активизация словаря

    Устранение нелитературных

    слов

    Речевые упражнения   Разговорные пятиминутки Фонетическая зарядка Скороговорки Чистоговорки Лингвистические игры Головоломки Анаграммы  Филворды Пословицы Фразеологизмы «Словотворчество» «В гостях у слова» «Минутка поэзии» Речевой этикет

    Речевые упражнения

    • Разговорные пятиминутки
    • Фонетическая зарядка
    • Скороговорки
    • Чистоговорки
    • Лингвистические игры
    • Головоломки
    • Анаграммы
    • Филворды
    • Пословицы
    • Фразеологизмы
    • «Словотворчество»
    • «В гостях у слова»
    • «Минутка поэзии»
    • Речевой этикет

    Речевые разминки решают следующие задачи:   Ритм Устраняют неточности в произношении Учат слушать вопрос, понимать мимику, жесты Вырабатывают: дикцию голос дыхание артикуляцию звуков

    Речевые разминки решают следующие задачи:

    Ритм

    Устраняют неточности в произношении

    Учат слушать вопрос, понимать мимику, жесты

    Вырабатывают:

    дикцию

    голос

    дыхание

    артикуляцию звуков

     Чистоговорки Жа-жа-жа - в воде видел я … моржа.   Ма-ма-ма , вдали видим мы ... дома. Ой-ой-ой , мы бежим … домой. Ры -ры- ры - у мальчиков … шары.  Ша-ша-ша – моет мама … малыша. Шу -шу- шу - я письмо … пишу. Аш- аш- аш – у Марины … карандаш  Ща-ща –ща – съел тарелку я … борща. Са-са-са - в лесу бегает … лиса. Со-со-со - у Вовы колесо … колесо.

    Чистоговорки

    • Жа-жа-жа - в воде видел я … моржа.
    • Ма-ма-ма , вдали видим мы ... дома.
    • Ой-ой-ой , мы бежим … домой.
    • Ры -ры- ры - у мальчиков … шары.
    • Ша-ша-ша – моет мама … малыша.
    • Шу -шу- шу - я письмо … пишу.
    • Аш- аш- аш – у Марины … карандаш
    • Ща-ща –ща – съел тарелку я … борща.
    • Са-са-са - в лесу бегает … лиса.
    • Со-со-со - у Вовы колесо … колесо.
    Можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.    На часок мы заш-ш-ш-ли К черепаш-ш-шке. Черепаш-ш-шка подала Чайник, чаш-ш-шки.

    Можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

    На часок мы заш-ш-ш-ли

    К черепаш-ш-шке.

    Черепаш-ш-шка подала

    Чайник, чаш-ш-шки.

     Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:    Беспокойная ворона Все ходила вдоль перрона И о чем-то недовольно Тараторила.  Видно, поезд свой ворона Проворонила…

    Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:

    Беспокойная ворона

    Все ходила вдоль перрона

    И о чем-то недовольно

    Тараторила.

    Видно, поезд свой ворона

    Проворонила…

     Скороговорки  Скороговорки  Скороговорки Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать  Всё правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно.. Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать  Всё правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно.. Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать  Всё правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно.. Наш Полкан попал в капкан.  Наш Полкан попал в капкан.  Наш Полкан попал в капкан.  Лара у Вали, играет на рояле.  Лара у Вали, играет на рояле.  Лара у Вали, играет на рояле.  Архип осип, а Осип охрип.  Архип осип, а Осип охрип.  Архип осип, а Осип охрип.  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  Ткач ткет ткань.  Ткач ткет ткань.  Ткач ткет ткань.  На дворе трава, на траве дрова. На дворе трава, на траве дрова. На дворе трава, на траве дрова.

    Скороговорки

    • Скороговорки
    • Скороговорки

    Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..

    • Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..
    • Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..

    Наш Полкан попал в капкан.

    • Наш Полкан попал в капкан.
    • Наш Полкан попал в капкан.

    Лара у Вали, играет на рояле.

    • Лара у Вали, играет на рояле.
    • Лара у Вали, играет на рояле.

    Архип осип, а Осип охрип.

    • Архип осип, а Осип охрип.
    • Архип осип, а Осип охрип.

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
    • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    Ткач ткет ткань.

    • Ткач ткет ткань.
    • Ткач ткет ткань.

    На дворе трава, на траве дрова.

    • На дворе трава, на траве дрова.
    • На дворе трава, на траве дрова.
    Лингвистическое задание Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. -Поигаем что ли в пятки? -Луссе в мясик на плоссядке! -Вот пвидумав! Под говою Вучше в вунки поигвать!.. « В пятки?» « В вунки?» Что такое?! Ничего не разобрать.

    Лингвистическое задание

    Мимо сада не спеша

    Шли четыре малыша.

    -Поигаем что ли в пятки?

    -Луссе в мясик на плоссядке!

    -Вот пвидумав! Под говою

    Вучше в вунки поигвать!..

    « В пятки?»

    « В вунки?»

    Что такое?!

    Ничего не разобрать.

    «Доскажи словечко»  Есть одна игра для вас, Я прочту стихи сейчас. Я начну , а вы кончайте,  Хором дружно, отвечайте.. 1.Из карманов у Аркашки Вечно сыплются бу….(мажки)   2.Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь- Чистоплотный серый…(гусь).   3.Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки Дайте снег! Готовы ….санки.

    «Доскажи словечко»

    Есть одна игра для вас, Я прочту стихи сейчас. Я начну , а вы кончайте,

    Хором дружно, отвечайте..

    1.Из карманов у Аркашки

    Вечно сыплются бу….(мажки)

    2.Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь-

    Чистоплотный серый…(гусь).

    3.Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки Дайте снег! Готовы ….санки.

    «Наборщик»  Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два. А потом собрать их снова- Выйдут новые слова.

    «Наборщик»

    Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два. А потом собрать их снова- Выйдут новые слова.

       Из слова   составить 10слов.

    Из слова составить 10слов.

        Из слова ГОСУДАРСТВО - 25 слов.   Из слова Самолет - 8 слов.  Часовщик  - 6 слов .  Натюрморт - 8 слов.  Простокваша - 200 слов.

    Из слова ГОСУДАРСТВО - 25 слов.

    Из слова Самолет - 8 слов.

    Часовщик - 6 слов .

    Натюрморт - 8 слов.

    Простокваша - 200 слов.

     Головоломки  « Играем в прятки» Лучше умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней.

    Головоломки « Играем в прятки»

    Лучше умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней.

    Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле колосья ветер гнет. Вдали сарай, за ним забор, Он окружает птичий двор.    Бык - неприятная особа Капризен , зол: смотрите в оба

    Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле колосья ветер гнет. Вдали сарай, за ним забор,

    Он окружает птичий двор.

    Бык - неприятная особа

    Капризен , зол: смотрите в оба

    Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле ко лось я ветер гнет. Вда ли  са рай, за ним забор, Он окружает птичий двор.    Бык - неприятная о соба Ка призен , зол…смотрите в оба

    Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле ко лось я ветер гнет. Вда ли са рай, за ним забор,

    Он окружает птичий двор.

    Бык - неприятная о соба

    Ка призен , зол…смотрите в оба

    Анаграммы

    Анаграммы

     Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово.

    Расшифруйте слова,

    найдите «лишнее» слово.

    Запиши как можно больше слов,  в которых есть слово «ель»:

    Запиши как можно больше слов,

    в которых есть слово «ель»:

     Среди этих букв спрятались имена собственные . Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их: И В А Н О В О Л Г А Л Я Л Т А Н Я И В А Н Я Л Т А Т А Н Я А Н Я И В А Н О В В О Л Г А Г А Л Я

    Среди этих букв спрятались имена собственные . Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

    И В А Н О В О Л Г А Л Я Л Т А Н Я

    И В А Н

    Я Л Т А

    Т А Н Я

    А Н Я

    И В А Н О В

    В О Л Г А

    Г А Л Я

     «Неправильные правила» Что случилось тут у нас?  Из г а зеты вышел г а з! Словно снег г а зета тает  И по ветру не летает!  Меньше марки стала эта  Очень странная г а зета! Все решим проблемы разом:  Мы её наполним г а зом! — Г а зированной газете  Г а з нужней всего на свете?  — Нет, сказать я должен, ей  Буква «А» всего нужней!

    «Неправильные правила»

    Что случилось тут у нас? Из г а зеты вышел г а з!

    Словно снег г а зета тает И по ветру не летает! Меньше марки стала эта Очень странная г а зета!

    Все решим проблемы разом: Мы её наполним г а зом!

    Г а зированной газете Г а з нужней всего на свете? — Нет, сказать я должен, ей Буква «А» всего нужней!

    С о роке нынче с о рок лет  Она для всех даёт обед.   Потом даёт она обет   Не кушать целых с о рок лет  Да, быть обжорою — беда!  Зато вам хватит срока,  Чтобы запомнить навсегда,  Как пишется «С О РОКА»!

    С о роке нынче с о рок лет

    Она для всех даёт обед.

    Потом даёт она обет

    Не кушать целых с о рок лет

    Да, быть обжорою — беда!

    Зато вам хватит срока,

    Чтобы запомнить навсегда,

    Как пишется «С О РОКА»!

     Тренинг внимания   Тренировать избирательность внимания, концентрацию, помехоустойчивость.   РЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРКНПКИПАМТАЛНДМИРАВНКОДШРОЛИКИПЩЗЫЧ РЮКЛБЮС РАДОСТЬ УФРКНП КИПА МТАЛНД МИР АВН КОД Ш РОЛИК ИПЩЗЫЧ

    Тренинг внимания Тренировать избирательность внимания, концентрацию, помехоустойчивость.

    • РЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРКНПКИПАМТАЛНДМИРАВНКОДШРОЛИКИПЩЗЫЧ
    • РЮКЛБЮС РАДОСТЬ УФРКНП КИПА МТАЛНД МИР АВН КОД Ш РОЛИК ИПЩЗЫЧ
     Тренинг внимания      БСОЛНЦЕВТРГЩОЦЭРАЙОНЗГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧЯФАКТЬУЭКЗАМЕНТРОЧЯГЩ  ШГЦКППРОКУРОРГУРСЕАБЕТСОРИЯЕМТОДЖЕБЬАМХОККЕЙТРОИЦАФЦУЙГАХ  ТТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖЩЗХЮЭЛГЩЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИПДРГЩХЩНЗДВОСПРИЯ

    Тренинг внимания

    • БСОЛНЦЕВТРГЩОЦЭРАЙОНЗГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧЯФАКТЬУЭКЗАМЕНТРОЧЯГЩ
    • ШГЦКППРОКУРОРГУРСЕАБЕТСОРИЯЕМТОДЖЕБЬАМХОККЕЙТРОИЦАФЦУЙГАХ
    • ТТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖЩЗХЮЭЛГЩЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИПДРГЩХЩНЗДВОСПРИЯ
    Игра «Филворд» Д Е Ж А К Л Е Б Щ И Н М И С С О Б А К А А З О К Щ Л И С А Р О Р З А Я Ц Щ К М Н Ъ Н О К Ш Н А Р А Б Ы Ъ Э Н О С О Р О Г А Б В Г Д Ь С О Л Ы К Л М О П Р С Ф У Т А М Л А Н Ь Д В С Е Д Е З Ж П К Л О В И

    Игра «Филворд»

    Д Е Ж А К Л Е Б Щ И

    Н М И С С О Б А К А

    А З О К Щ Л И С А Р

    О Р З А Я Ц Щ К М Н

    Ъ Н О К Ш Н А Р А Б

    Ы Ъ Э Н О С О Р О Г

    А Б В Г Д Ь С О Л Ы

    К Л М О П Р С Ф У Т

    А М Л А Н Ь Д В С Е

    Д Е З Ж П К Л О В И

     Подобрать 3 буквы так, чтобы они закончили первое слово и стали началом второго. СНА … ОВОЙ  /ряд/ ро…еха /пот/ ПЕ … ОЛ  /сок/ БАЛ … ЕДА  /бес/ ДИК … ЕЦ  /образ/ КАБ … ОШКО     /лук/ С … ОКНО  /тол/ СА … ОН  /рай/ рас… ос  /кол/

    Подобрать 3 буквы так, чтобы они закончили первое слово и стали началом второго.

    СНА … ОВОЙ /ряд/

    ро…еха

    /пот/

    ПЕ … ОЛ /сок/

    БАЛ … ЕДА /бес/

    ДИК … ЕЦ /образ/

    КАБ … ОШКО   /лук/

    С … ОКНО /тол/

    СА … ОН /рай/

    рас… ос /кол/

     Основные синтаксические единицы языка- словосочетание и предложение.  Упражнения с предложениями:  Имитативные  Конструктивные Творческие

    Основные синтаксические единицы языка- словосочетание и предложение.

    Упражнения с предложениями:

    Имитативные

    Конструктивные

    Творческие

    Виды работы над  предложением  ответы на вопросы (только полные ответы);  постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста. интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение недочетов их построении.

    Виды работы над предложением

    • ответы на вопросы (только полные ответы);
    • постановка учащимися вопросов к предложению;
    • распространение предложения по вопросам и без вопросов;
    • составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе);
    • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
    • составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);
    • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
    • переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
    • восстановление деформированного предложения, текста.
    • интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
    • редактирование предложений, устранение недочетов их построении.
     Собери пословицу  З А Д Я Н Д Н М У В С И О О Я З А Ь Н О Г А Ц Й Ш Е П О М О Г И А М Й И П О Н Е Ш Ь

    Собери пословицу

    З А Д Я Н Д Н

    М У В С И О О

    Я З А Ь Н О Г

    А Ц Й Ш Е П О

    М О Г И А М Й

    И П О Н Е Ш Ь

    Собери пословицу З А  Д  Я  Н  Д  Н  М У В  С  И  О  О  Я  З А  Ь  Н  О Г  А Ц Й  Ш  Е  П О  М  О  Г  И  А М Й  И  П  О  Н  Е Ш Ь

    Собери пословицу

    З А Д Я Н Д Н

    М У В С И О О

    Я З А Ь Н О Г

    А Ц Й Ш Е П О

    М О Г И А М Й

    И П О Н Е Ш Ь

    В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.  1.От иной похвалы хоть в землю уйти.  2.Лежебоке и солнце не в пору светит.  3.Не солома красит гумно, а зерно.  4.Человека встречают по одежке, а провожают по уму.  5.Где охота и труд, там и поля цветут.

    В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.

    1.От иной похвалы хоть в землю уйти.

    2.Лежебоке и солнце не в пору светит.

    3.Не солома красит гумно, а зерно.

    4.Человека встречают по одежке, а провожают по уму.

    5.Где охота и труд, там и поля цветут.

    В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.  1.От иной похвалы хоть в землю уйти.  2.Лежебоке и солнце не в пору светит.  3.Не солома красит гумно, а зерно.  4. Человека встречают по одежке, а провожают по уму.  5.Где охота и труд , там и поля цветут.

    В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.

    1.От иной похвалы хоть в землю уйти.

    2.Лежебоке и солнце не в пору светит.

    3.Не солома красит гумно, а зерно.

    4. Человека встречают по одежке, а провожают по уму.

    5.Где охота и труд , там и поля цветут.

    Напишите пословицы, ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы.   П (о, а) спешишь (ь, )- людей н (а, о) см (е, и) шиш(ь). Без з (а, о) боты и репу не вырастиш (ь). За ум в (о, а) зьмеш (ь) ся, до дела д (о, а) береш (ь ) ся.         № 1 существ. 2 прилаг 1 глагол - 3 2 предлог 4 2 2 1 - частица 1 - 2 - - союз 2 - - 1 2 - 1 - 1 - 1 1

    Напишите пословицы, ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы.

    П (о, а) спешишь (ь, )- людей н (а, о) см (е, и) шиш(ь).

    Без з (а, о) боты и репу не вырастиш (ь).

    За ум в (о, а) зьмеш (ь) ся, до дела д (о, а) береш (ь ) ся.

    1

    существ.

    2

    прилаг

    1

    глагол

    -

    3

    2

    предлог

    4

    2

    2

    1

    -

    частица

    1

    -

    2

    -

    -

    союз

    2

    -

    -

    1

    2

    -

    1

    -

    1

    -

    1

    1

     Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? а) коня; б) бегуна; в) сапожника; г) волка.

    Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

    а) коня;

    б) бегуна;

    в) сапожника;

    г) волка.

    Волка ноги кормят.

    Волка ноги кормят.

    С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? а) земляника; б) малина; в) вишня; г) крыжовник.

    С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

    а) земляника;

    б) малина;

    в) вишня;

    г) крыжовник.

    Не жизнь, а малина.

    Не жизнь, а малина.

     На чем приносит новости сорока? а) на лапах; б) на блюдечке; в) на хвосте; г)на крыльях.

    На чем приносит новости сорока?

    а) на лапах;

    б) на блюдечке;

    в) на хвосте;

    г)на крыльях.

    Сорока на хвосте принесла.

    Сорока на хвосте принесла.

    Доскажи словечко Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой …   Мы исходили городок Буквально вдоль и … И так устали мы в дороге  Что еле ……….

    Доскажи словечко

    Дружнее этих двух ребят

    На свете не найдешь.

    О них обычно говорят:

    Водой …

    Мы исходили городок

    Буквально вдоль и …

    И так устали мы в дороге

    Что еле ……….

    Творческие  работы:    придумывание учениками предложений с использованием фразеологизмов;  составление рассказа, сочинение сказки, стихотворения; написание сочинения с применением определённых фразеологизмов; составление рассказов по картинке с фразеологизмами; подготовка рисунков, отражающих содержание фразеологизмов; подготовка слайдовой презентации, отражающих содержание фразеологизмов; конкурс на лучшее оформление обложки книги о фразеологизмах; составление и разгадывание кроссвордов, посвященных фразеологизмам; написание репортажа, интервью, фантастического рассказа, используя как можно больше фразеологизмов.

    Творческие работы:

    • придумывание учениками предложений с использованием фразеологизмов;
    • составление рассказа, сочинение сказки, стихотворения;
    • написание сочинения с применением определённых фразеологизмов;
    • составление рассказов по картинке с фразеологизмами;
    • подготовка рисунков, отражающих содержание фразеологизмов;
    • подготовка слайдовой презентации, отражающих содержание фразеологизмов;
    • конкурс на лучшее оформление обложки книги о фразеологизмах;
    • составление и разгадывание кроссвордов, посвященных фразеологизмам;
    • написание репортажа, интервью, фантастического рассказа, используя как можно больше фразеологизмов.
     Развитие связной речи - различные виды драматизации ,словесное рисование; письменное изложение образцовых текстов;  письменные сочинения разнообразных типов;  составление отзывов о прочитанных книгах, о кинофильмах;  -деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы; -диалоги; -записи по наблюдениям; -развернутые ответы на вопросы;

    Развитие связной речи

    - различные виды драматизации ,словесное рисование;

    • письменное изложение образцовых текстов;
    • письменные сочинения разнообразных типов;
    • составление отзывов о прочитанных книгах, о кинофильмах;

    -деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы;

    -диалоги;

    -записи по наблюдениям;

    -развернутые ответы на вопросы;

    Виды работы над текстом деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление из неполных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу; распространение текста; осложненное списывание; редактирование текста; выборочное списывание

    Виды работы над текстом

    • деление сплошного текста на отдельные предложения;
    • составление связного текста по вопросам;
    • составление связного текста из данных предложений;
    • составление связного текста по опорным словам;
    • составление связного текста из деформированных предложений;
    • составление из неполных предложений;
    • составление рассказа по данному началу;
    • составление рассказа по его концу;
    • распространение текста;
    • осложненное списывание;
    • редактирование текста;
    • выборочное списывание
     Словесное творчество   (сочинительская деятельность)  Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.  В.А.Сухомлинский.

    Словесное творчество (сочинительская деятельность)

    Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.

    В.А.Сухомлинский.

    Сочинения на уроках русского языка   Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей.    Написание сочинений на основе собственных наблюдений и впечатлений.

    Сочинения на уроках русского языка

    • Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей.
    • Написание сочинений на основе собственных наблюдений и впечатлений.
    Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот Солнышко ему светило, И тихонько говорило: «Ах ты, рыжий мой дружок, Отлежишь себе бочок!»  А.Баймурзина «Минутка поэзии» Я –кот Пушок , Малышам дружок. Люблю я прыгать и скакать, Люблю ковер немножко драть, Люблю на солнышке лежать, Мурлыкать громко и молчать.  А. Шамкин

    Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот Солнышко ему светило, И тихонько говорило: «Ах ты, рыжий мой дружок, Отлежишь себе бочок!»

    А.Баймурзина

    «Минутка поэзии»

    Я –кот Пушок ,

    Малышам дружок.

    Люблю я прыгать и скакать, Люблю ковер немножко драть,

    Люблю на солнышке лежать, Мурлыкать громко и молчать.

    А. Шамкин

    Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот. Бедный ты, котенок мой, Что же делать мне с тобой? Может, ты пойдешь поспишь Или просто полежишь? Стой, я дам тебе таблетку Или, может быть, конфетку? Нет, я дам тебе колбаски - Будешь добрый ты, как в сказке И забудешь про живот. Я решила, где мой кот? Рыжик, ты опять лежишь? Ну-ка, быстренько вставай И на кухню прибегай! Эй, ты что меня не слышишь? Что же делать? Ой, ой, ой! Дальше не могу писать, Кот мой убежал опять.

    Лежебока рыжий кот,

    Отлежал себе живот.

    Бедный ты, котенок мой,

    Что же делать мне с тобой?

    Может, ты пойдешь поспишь

    Или просто полежишь?

    Стой, я дам тебе таблетку

    Или, может быть, конфетку?

    Нет, я дам тебе колбаски -

    Будешь добрый ты, как в сказке

    И забудешь про живот.

    Я решила, где мой кот?

    Рыжик, ты опять лежишь?

    Ну-ка, быстренько вставай

    И на кухню прибегай!

    Эй, ты что меня не слышишь?

    Что же делать? Ой, ой, ой!

    Дальше не могу писать,

    Кот мой убежал опять.

    Рифма … дело  … класс  … смело  … раз Наша Саша знает дело: Вы спросите целый класс- Эскимо штук двадцать смело За один съедает раз.

    Рифма

    дело … класс … смело … раз

    Наша Саша знает дело:

    Вы спросите целый класс-

    Эскимо штук двадцать смело

    За один съедает раз.

     В мире сказки  Благодатным материалом для развития связной речи является сказка, потому что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а яркие сказочные образы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребенка при создании фантастической картины. 1.Составление загадок, писем , телеграмм героям сказок. 2.Сочиняем сказку ( по началу, по концу). 3. «Перевираем сказку». 4. «Выворачиваем наизнанку». 5. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». 6. «Грамматические сказки».

    В мире сказки

    Благодатным материалом для развития связной речи является сказка, потому что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а яркие сказочные образы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребенка при создании фантастической картины.

    1.Составление загадок, писем , телеграмм героям сказок.

    2.Сочиняем сказку ( по началу, по концу).

    3. «Перевираем сказку».

    4. «Выворачиваем наизнанку».

    5. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

    6. «Грамматические сказки».

    Составьте рассказ по серии картинок Придумайте различные варианты развития событий

    Составьте рассказ по серии картинок

    Придумайте различные варианты развития событий

    Рассмотрите картинку и закончите рассказ

    Рассмотрите картинку и закончите рассказ

    Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности , целенаправленности , самостоятельности в выборе решения задачи, трудолюбия, любознательности, находчивости, фантазии, изобретательности, оригинальности, широты и глубины мышления.

    Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности:

    умственной активности ,

    целенаправленности ,

    самостоятельности в выборе решения задачи,

    трудолюбия,

    любознательности,

    находчивости,

    фантазии,

    изобретательности,

    оригинальности,

    широты и глубины мышления.

    Систематическая работа дает свои результаты Возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы. Повысилась доказательность ответов. Сформировалась самостоятельность высказываний учащихся. Повысилась культура речи учащихся . Многие дети занимаются«сочинительской» деятельностью.

    Систематическая работа дает свои результаты

    • Возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы.
    • Повысилась доказательность ответов.
    • Сформировалась самостоятельность высказываний учащихся.
    • Повысилась культура речи учащихся .
    • Многие дети занимаются«сочинительской» деятельностью.
    Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Еще К.Д.Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи, делает ее нередко непонятной для слушателей, «он/школьник/ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов. И язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил».  Система упражнений, составленная мной, позволит сформировать у учащихся коммуникативные умения, они смогут составлять не только устные, но и письменные высказывания на определенную тему, научатся умело работать со словарями, справочной литературой, научатся творчески мыслить, заметно пополнится словарный запас, разовьётся интерес к творческой деятельности, возрастёт активность участия в конкурсах сочинительской деятельности.
    • Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Еще К.Д.Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи, делает ее нередко непонятной для слушателей, «он/школьник/ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов. И язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил».
    • Система упражнений, составленная мной, позволит сформировать у учащихся коммуникативные умения, они смогут составлять не только устные, но и письменные высказывания на определенную тему, научатся умело работать со словарями, справочной литературой, научатся творчески мыслить, заметно пополнится словарный запас, разовьётся интерес к творческой деятельности, возрастёт активность участия в конкурсах сочинительской деятельности.
    • Список литературы. 1. Волина В.В. «Учимся играя».- М., Новая школа, 1994 г 2. Жадрина М.Ж. Дидактические аспекты дифференциации содержания школьного образования. – Алматы: РИК, 2000. 3. Жилкин Н.И. «Язык – речь – творчество». - М., Просвещение, 1998 г. 4. Кобдикова Ж.У. Технология обучения в системе повышения квалификации. – Алматы, 2004г. 5. Ладыженская Т.А «Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения». - М., Просвещение, 1999. 6. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка». - М., Просвещение, 1999 г. 7. Ладыженская Т.А «Речь. Речь. Речь». Книга для учителя. – М., Педагогика, 1998. 8. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития».- М., Просвещение, 1998 г. 9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка ». – М., Просвещение, 1994. 10. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.//М., 1996 Журналы «Начальная школа». 1. Бобровская Г.В. «Активизация словаря младшего школьника», 2009, № 4. 2. Бутузова И.Д. «Лексическая работа на уроках русского языка и чтения», 1992, №1. – с.14. 3. Каркачёва Н.А. «Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами»
    Определи, какое у тебя настроение в конце урока

    Определи, какое у тебя настроение в конце урока

    Пожелание коллегам  Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но самом замечательном поприще!  Только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал !  Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами!

    Пожелание коллегам

    Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но самом замечательном поприще!

    Только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал !

    Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами!