«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Н.И.Жилкин
речь
мышление
чувства
навыки
общения
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств, умению общаться.
Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется в речевой деятельности.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика –показатель его умственного развития.
Актуальность темы:
Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи , в формировании грамматического строя, обнаруживаются серьезные недостатки в письменной речи, поэтому считаю работу по развитию речи актуальной и необходимой.
Цель опыта :
Разработка практических упражнений для развития устной и письменной речи.
Задачи :
- Изучение инновационных технологий;
- Подбор практических упражнений и виды работы над ними;
- Использование ИКТ как эффективного средства развития речи.
Новизна опыта:
Данный опыт предоставляет широкие возможности для формирования интереса к урокам русского языка и литературы, что является первостепенной задачей образовательно-воспитательного процесса.
Система упражнений предусматривает существенное расширение содержания работы по развитию речи.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня познавательных процессов учащихся;
- Повышение качества устной и письменной речи;
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Развитие творческих способностей;
- Повышение мотивации обучения
Речь хорошая, если имеются такие качества:
- содержательность
- логичность
- точность
- выразительность
- ясность
- уместность
- чистота
- богатство
Речь правильная, если соблюдаются нормы литературного языка:
- Орфографические;
- Пунктуационные;
- Орфоэпические;
- Грамматические;
- Лексические;
- Стилистические.
Основные направления в работе :
- работа над словом (лексический уровень);
- работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;
- работа над связной речью.
Словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи.
Обогащение словаря
Уточнение словаря
Активизация словаря
Устранение нелитературных
слов
Речевые упражнения
- Разговорные пятиминутки
- Фонетическая зарядка
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Лингвистические игры
- Головоломки
- Анаграммы
- Филворды
- Пословицы
- Фразеологизмы
- «Словотворчество»
- «В гостях у слова»
- «Минутка поэзии»
- Речевой этикет
Речевые разминки решают следующие задачи:
Ритм
Устраняют неточности в произношении
Учат слушать вопрос, понимать мимику, жесты
Вырабатывают:
дикцию
голос
дыхание
артикуляцию звуков
Чистоговорки
- Жа-жа-жа - в воде видел я … моржа.
- Ма-ма-ма , вдали видим мы ... дома.
- Ой-ой-ой , мы бежим … домой.
- Ры -ры- ры - у мальчиков … шары.
- Ша-ша-ша – моет мама … малыша.
- Шу -шу- шу - я письмо … пишу.
- Аш- аш- аш – у Марины … карандаш
- Ща-ща –ща – съел тарелку я … борща.
- Са-са-са - в лесу бегает … лиса.
- Со-со-со - у Вовы колесо … колесо.
Можно проинсценировать, прочесть ее от имени сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-ли
К черепаш-ш-шке.
Черепаш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-шки.
Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:
Беспокойная ворона
Все ходила вдоль перрона
И о чем-то недовольно
Тараторила.
Видно, поезд свой ворона
Проворонила…
Скороговорки
- Скороговорки
- Скороговорки
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..
- Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..
- Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно..
Наш Полкан попал в капкан.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Наш Полкан попал в капкан.
Лара у Вали, играет на рояле.
- Лара у Вали, играет на рояле.
- Лара у Вали, играет на рояле.
Архип осип, а Осип охрип.
- Архип осип, а Осип охрип.
- Архип осип, а Осип охрип.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Ткач ткет ткань.
- Ткач ткет ткань.
- Ткач ткет ткань.
На дворе трава, на траве дрова.
- На дворе трава, на траве дрова.
- На дворе трава, на траве дрова.
Лингвистическое задание
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
-Поигаем что ли в пятки?
-Луссе в мясик на плоссядке!
-Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
« В пятки?»
« В вунки?»
Что такое?!
Ничего не разобрать.
«Доскажи словечко»
Есть одна игра для вас, Я прочту стихи сейчас. Я начну , а вы кончайте,
Хором дружно, отвечайте..
1.Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бу….(мажки)
2.Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный серый…(гусь).
3.Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки Дайте снег! Готовы ….санки.
«Наборщик»
Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два. А потом собрать их снова- Выйдут новые слова.
Из слова составить 10слов.
Из слова ГОСУДАРСТВО - 25 слов.
Из слова Самолет - 8 слов.
Часовщик - 6 слов .
Натюрморт - 8 слов.
Простокваша - 200 слов.
Головоломки « Играем в прятки»
Лучше умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней.
Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле колосья ветер гнет. Вдали сарай, за ним забор,
Он окружает птичий двор.
Бык - неприятная особа
Капризен , зол: смотрите в оба
Стемнело вдруг. Гроза идет, К земле ко лось я ветер гнет. Вда ли са рай, за ним забор,
Он окружает птичий двор.
Бык - неприятная о соба
Ка призен , зол…смотрите в оба
Анаграммы
Расшифруйте слова,
найдите «лишнее» слово.
Запиши как можно больше слов,
в которых есть слово «ель»:
Среди этих букв спрятались имена собственные . Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:
И В А Н О В О Л Г А Л Я Л Т А Н Я
И В А Н
Я Л Т А
Т А Н Я
А Н Я
И В А Н О В
В О Л Г А
Г А Л Я
«Неправильные правила»
Что случилось тут у нас? Из г а зеты вышел г а з!
Словно снег г а зета тает И по ветру не летает! Меньше марки стала эта Очень странная г а зета!
Все решим проблемы разом: Мы её наполним г а зом!
— Г а зированной газете Г а з нужней всего на свете? — Нет, сказать я должен, ей Буква «А» всего нужней!
С о роке нынче с о рок лет
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых с о рок лет
Да, быть обжорою — беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «С О РОКА»!
Тренинг внимания Тренировать избирательность внимания, концентрацию, помехоустойчивость.
- РЮКЛБЮСРАДОСТЬУФРКНПКИПАМТАЛНДМИРАВНКОДШРОЛИКИПЩЗЫЧ
- РЮКЛБЮС РАДОСТЬ УФРКНП КИПА МТАЛНД МИР АВН КОД Ш РОЛИК ИПЩЗЫЧ
Тренинг внимания
- БСОЛНЦЕВТРГЩОЦЭРАЙОНЗГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧЯФАКТЬУЭКЗАМЕНТРОЧЯГЩ
- ШГЦКППРОКУРОРГУРСЕАБЕТСОРИЯЕМТОДЖЕБЬАМХОККЕЙТРОИЦАФЦУЙГАХ
- ТТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖЩЗХЮЭЛГЩЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИПДРГЩХЩНЗДВОСПРИЯ
Игра «Филворд»
Д Е Ж А К Л Е Б Щ И
Н М И С С О Б А К А
А З О К Щ Л И С А Р
О Р З А Я Ц Щ К М Н
Ъ Н О К Ш Н А Р А Б
Ы Ъ Э Н О С О Р О Г
А Б В Г Д Ь С О Л Ы
К Л М О П Р С Ф У Т
А М Л А Н Ь Д В С Е
Д Е З Ж П К Л О В И
Подобрать 3 буквы так, чтобы они закончили первое слово и стали началом второго.
СНА … ОВОЙ /ряд/
ро…еха
/пот/
ПЕ … ОЛ /сок/
БАЛ … ЕДА /бес/
ДИК … ЕЦ /образ/
КАБ … ОШКО /лук/
С … ОКНО /тол/
СА … ОН /рай/
рас… ос /кол/
Основные синтаксические единицы языка- словосочетание и предложение.
Упражнения с предложениями:
Имитативные
Конструктивные
Творческие
Виды работы над предложением
- ответы на вопросы (только полные ответы);
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе);
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
- восстановление деформированного предложения, текста.
- интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
- редактирование предложений, устранение недочетов их построении.
-
Собери пословицу
З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь
Собери пословицу
З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь
В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.
1.От иной похвалы хоть в землю уйти.
2.Лежебоке и солнце не в пору светит.
3.Не солома красит гумно, а зерно.
4.Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
5.Где охота и труд, там и поля цветут.
В каждой пословице собери по слову и составь новую пословицу.
1.От иной похвалы хоть в землю уйти.
2.Лежебоке и солнце не в пору светит.
3.Не солома красит гумно, а зерно.
4. Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
5.Где охота и труд , там и поля цветут.
Напишите пословицы, ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы.
П (о, а) спешишь (ь, )- людей н (а, о) см (е, и) шиш(ь).
Без з (а, о) боты и репу не вырастиш (ь).
За ум в (о, а) зьмеш (ь) ся, до дела д (о, а) береш (ь ) ся.
№
1
существ.
2
прилаг
1
глагол
-
3
2
предлог
4
2
2
1
-
частица
1
-
2
-
-
союз
2
-
-
1
2
-
1
-
1
-
1
1
Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
Волка ноги кормят.
С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
Не жизнь, а малина.
На чем приносит новости сорока?
а) на лапах;
б) на блюдечке;
в) на хвосте;
г)на крыльях.
Сорока на хвосте принесла.
Доскажи словечко
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой …
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге
Что еле ……….
Творческие работы:
- придумывание учениками предложений с использованием фразеологизмов;
- составление рассказа, сочинение сказки, стихотворения;
- написание сочинения с применением определённых фразеологизмов;
- составление рассказов по картинке с фразеологизмами;
- подготовка рисунков, отражающих содержание фразеологизмов;
- подготовка слайдовой презентации, отражающих содержание фразеологизмов;
- конкурс на лучшее оформление обложки книги о фразеологизмах;
- составление и разгадывание кроссвордов, посвященных фразеологизмам;
- написание репортажа, интервью, фантастического рассказа, используя как можно больше фразеологизмов.
Развитие связной речи
- различные виды драматизации ,словесное рисование;
- письменное изложение образцовых текстов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- составление отзывов о прочитанных книгах, о кинофильмах;
-деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы;
-диалоги;
-записи по наблюдениям;
-развернутые ответы на вопросы;
Виды работы над текстом
- деление сплошного текста на отдельные предложения;
- составление связного текста по вопросам;
- составление связного текста из данных предложений;
- составление связного текста по опорным словам;
- составление связного текста из деформированных предложений;
- составление из неполных предложений;
- составление рассказа по данному началу;
- составление рассказа по его концу;
- распространение текста;
- осложненное списывание;
- редактирование текста;
- выборочное списывание
Словесное творчество (сочинительская деятельность)
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
В.А.Сухомлинский.
Сочинения на уроках русского языка
- Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей.
- Написание сочинений на основе собственных наблюдений и впечатлений.
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот Солнышко ему светило, И тихонько говорило: «Ах ты, рыжий мой дружок, Отлежишь себе бочок!»
А.Баймурзина
«Минутка поэзии»
Я –кот Пушок ,
Малышам дружок.
Люблю я прыгать и скакать, Люблю ковер немножко драть,
Люблю на солнышке лежать, Мурлыкать громко и молчать.
А. Шамкин
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.
Бедный ты, котенок мой,
Что же делать мне с тобой?
Может, ты пойдешь поспишь
Или просто полежишь?
Стой, я дам тебе таблетку
Или, может быть, конфетку?
Нет, я дам тебе колбаски -
Будешь добрый ты, как в сказке
И забудешь про живот.
Я решила, где мой кот?
Рыжик, ты опять лежишь?
Ну-ка, быстренько вставай
И на кухню прибегай!
Эй, ты что меня не слышишь?
Что же делать? Ой, ой, ой!
Дальше не могу писать,
Кот мой убежал опять.
Рифма
… дело … класс … смело … раз
Наша Саша знает дело:
Вы спросите целый класс-
Эскимо штук двадцать смело
За один съедает раз.
В мире сказки
Благодатным материалом для развития связной речи является сказка, потому что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а яркие сказочные образы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребенка при создании фантастической картины.
1.Составление загадок, писем , телеграмм героям сказок.
2.Сочиняем сказку ( по началу, по концу).
3. «Перевираем сказку».
4. «Выворачиваем наизнанку».
5. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».
6. «Грамматические сказки».
Составьте рассказ по серии картинок
Придумайте различные варианты развития событий
Рассмотрите картинку и закончите рассказ
Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности:
умственной активности ,
целенаправленности ,
самостоятельности в выборе решения задачи,
трудолюбия,
любознательности,
находчивости,
фантазии,
изобретательности,
оригинальности,
широты и глубины мышления.
Систематическая работа дает свои результаты
- Возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы.
- Повысилась доказательность ответов.
- Сформировалась самостоятельность высказываний учащихся.
- Повысилась культура речи учащихся .
- Многие дети занимаются«сочинительской» деятельностью.
- Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Еще К.Д.Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи, делает ее нередко непонятной для слушателей, «он/школьник/ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов. И язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил».
- Система упражнений, составленная мной, позволит сформировать у учащихся коммуникативные умения, они смогут составлять не только устные, но и письменные высказывания на определенную тему, научатся умело работать со словарями, справочной литературой, научатся творчески мыслить, заметно пополнится словарный запас, разовьётся интерес к творческой деятельности, возрастёт активность участия в конкурсах сочинительской деятельности.
- Список литературы. 1. Волина В.В. «Учимся играя».- М., Новая школа, 1994 г 2. Жадрина М.Ж. Дидактические аспекты дифференциации содержания школьного образования. – Алматы: РИК, 2000. 3. Жилкин Н.И. «Язык – речь – творчество». - М., Просвещение, 1998 г. 4. Кобдикова Ж.У. Технология обучения в системе повышения квалификации. – Алматы, 2004г. 5. Ладыженская Т.А «Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения». - М., Просвещение, 1999. 6. Ладыженская Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка». - М., Просвещение, 1999 г. 7. Ладыженская Т.А «Речь. Речь. Речь». Книга для учителя. – М., Педагогика, 1998. 8. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития».- М., Просвещение, 1998 г. 9. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка ». – М., Просвещение, 1994. 10. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.//М., 1996 Журналы «Начальная школа». 1. Бобровская Г.В. «Активизация словаря младшего школьника», 2009, № 4. 2. Бутузова И.Д. «Лексическая работа на уроках русского языка и чтения», 1992, №1. – с.14. 3. Каркачёва Н.А. «Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами»
Определи, какое у тебя настроение в конце урока
Пожелание коллегам
Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но самом замечательном поприще!
Только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал !
Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами!