«Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»
Составила:
Чудакова Екатерина Владимировна
“ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Актуальность
«Театрализация – это волшебный мир, в котором
Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»
О.П . Радынова
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности
Задачи
- Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
- Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
- Совершенствовать артистические навыки детей, работать над речью, интонациями, обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике)
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству , к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
Виды театра в детском саду
- настольный театр
- теневой театр
- театр масок
- театр на фланелеграфе
- пальчиковый театр
- конусный театр
- игры-драматизации с куклами бибабо
- театр на картинках
- игры драматизации
- ОРИГАМИ
- театр игрушки
Настольный театр
Привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями.
Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.
Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе и не создавали помехи при движении
Театр масок
Теневой театр
- Театр теней - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладывается на него.
- Актерами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги руки, фигурки пальчикового театра и сами актеры – люди.
Теневой театр
Театр на фланелеграфе
- Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки – героев сказок. Техника изготовления: на фланель с помощью липкой ленты, бархотной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.
Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
Формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Конусный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Би-ба-бо,
Посредством куклы, одетой на руку дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Театр - топотушки
- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие
- Знакомит с народным творчеством;
- Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на картинках
Развивают творческие способности ; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности . Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи .
Театр ОРИГАМИ
Театр игрушки
- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- Формирует творческие способности, артистизм;
Игра - драматизация
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Театр на ложках
- Формирует творческие способности, артистизм;
- Обогащает пассивный и активный словарь
Работа с родителями
Консультации «Театральная деятельность в детском саду», «Играйте с ребенком в кукольный театр».
Цель: Рассказать родителям о значимости театральной деятельности для развития личности ребенка, его коммуникативных навыков.
Предметно-развивающая среда
Вывод:
Театрализованная деятельность-это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей .