Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»
Реализация познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса народных промыслов России»
Автор и участники проекта:
Воспитатель: Телина И.В., родители и дети старшей группы № 2 «Радуга»
Сергач, 2021 год
Актуальность проекта
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Цель проекта:
Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала на основе культуры и творчества русского народа.
- Тип проекта: долгосрочный (октябрь 2020 – апрель 2021).
- Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.
- Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы № 2 «Радуга», родители.
Задачи:
• Расширить знания детей о видах народного декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома);
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
• Формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине;
• Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам;
• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Образ конечного результата:
Дети:
• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Родители:
• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
• активная помощь в оформлении выставки «Чудеса народных промыслов».
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный - октябрь
- Основной – с ноября по март.
Подготовительный этап
- Подборка методической, научно-популярной, художественной литературы, поиск интернет - ресурсов по теме проекта.
- Составление плана работ над проектом, этапов его реализации
- Создание и подбор наглядного материала: тематических альбомов, скороговорок, стихов, загадок о народных промыслах.
- Разработка диагностического инструментария по проекту.
- Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных методов работы с детьми, консультаций для родителей.
- Подбор изделий для выставки «Чудеса народных промыслов».
- Подготовка проекта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе: изготовление дидактических игр, тематических альбомов.
- Создание авторских презентаций: «Народные промыслы: Хохлома», «Народные промыслы: Дымковская игрушка», «Народные промыслы: Городецкая роспись», «Народные промыслы: Гжель. История создания».
Основной этап
Реализация и проведение занятий и бесед с использованием современных методов работы с детьми: «Народные промыслы нашего края», «Народные мастера», «Что такое народная игрушка?» и т.д.
Создание и просмотр с детьми авторских презентаций: «Народные промыслы: Дымковская игрушка», «Народные промыслы: Хохлома», «Народные промыслы: Городецкая роспись», «Народные промыслы: Гжель. История создания».
Проведение народных подвижных игр: «Горшки», «Колечко», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», «Дети и волк», хороводная игра «Каравай» и т.д.
Чтение художественной литературы: пословиц, поговорок, загадок, стихов, рассказов и сказок о народных промыслах.
Тематические альбомы
Дидактические игры с детьми
Рассматривание тематических альбомов
Макет «Крестьянская изба» (изнутри)
Продуктивная деятельность
« Дымковская игрушка »
Роспись петуха
Раскраски
Лепка «Петушок»
Роспись кувшинчика
Роспись олешка
Продуктивная деятельность
« Хохлома» и «Гжель »
Раскраски
«Роспись вазочки»
Элементы хохломской росписи
Пластилинография
«Хохлома»
Элементы гжельской
росписи
Роспись тарелочки
Продуктивная деятельность
« Городецкая роспись »
« Весёлые матрешки »
Раскраски
Элементы росписи
Пластилинография «Самовар »
Роспись доски
Развлечение «Широкая Масленица»
Были созданы консультации для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС», «Влияние народного промысла «Дымка»», «Роль родителей в возрождении русских традиций» и др.
Заключительный этап
Выставка Матрёшек
Выставка «Чудеса народных промыслов»
Результаты
- Работа над проектом помогла сформировать знания детей о русских народных промыслах, как одном из способов становления творческой личности; развития творческих способностей и коммуникативных навыков у детей.
- Дети познакомились с различными видами художественных росписей, народными игрушками и научились расписывать различные формы основными элементами росписей, а также лепить народные игрушки и украшать узорами посредством пластилинографии.
- Дети проявили большой интерес к изучению народных промыслов и приняли активное участие в продуктивной деятельности по теме.
Список литературы
1. Жигалова С. «Роспись хохломы».-М.: Детская литература. 1991г. ;
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М.:
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». М.: 2003г;
4. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. Мозайка. Синтез. 2005г. ;
5. Грибовская А,А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»М., 2010г;
6. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем».- М. ,2001г;
7. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3-е изд. - М. Мозаика- Синтез. 2013;
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
9. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
Интернетресурсы
- www.maam.ru/obrazovanie/narodnye-promysly
- nsportal.ru/. /Народные_промыслы-- промыслы-хохлома-гжель-городец-дымка-.
- vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/chudo-mastera.html
- narpromysel.ru/page/page8.html
- ped-kopilka.ru › Блоги › Блог Яковлевой Ольги
- Мой персональный сайт: https://portellira85.wixsite.com/mysite
Спасибо за внимание!