Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому ,
И я научусь.
Китайская мудрость
Реализация системно-деятельностного подхода и образовательных технологий на уроках биологии, химии в соответствии с требованиями ФГОС
Брюховецкий А.А. руководитель РМО учителей биологии и химии
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Системно-деятельностный подход в обучении — выстраивание процесса учебы, при котором центральное место отведено самостоятельной и разносторонней познавательной деятельности обучающихся. Формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового для него знания, а не пассивного восприятия.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
Основные этапы
Обратная связь
Оценка результатов Анализ
Ее реализация
Планирование деятельности
Целеполагание
Осознание
Принципы системно-деятельностного подхода
Реализация системно-деятельностного метода обучения
рефлексия
решение задач на повторение
решение тренировочных упражнений → контроль (принцип минимакса)
самостоятельная работа с проверкой в классе
первичное закрепление (комментирование)
«открытие» детьми нового знания
постановка учебной задачи
Результаты применения системно-деятельностного подхода
Личностные
Метапредметные
Предметные
проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике.
Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода
Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения биологии.
Плюсы применения системно-деятельностного подхода
Быть уверенными в себе
Сформировать себя как личность
Здраво смотреть на мир
Иметь собственное суждение
Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками.
В.В. Давыдов