Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в области филологического образования"»
Реализация
системно-деятельностного подхода
в области филологического образования
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены .
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью , собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.
А. Дистревег
Зависимость формы передачи опыта от уровня развития общества (по М. Мид)
- Постфигуративная культура
- Постфигуративная культура
- Кофигуративная культура
- Кофигуративная культура
- Префигуративная культура
- Префигуративная культура
Роль литературы в передаче знания
Синхронный
Диахронный
коммуникация
трансляция
Учение — это:
- познавательная деятельность по усвоению новых знаний, умений, навыков и овладению способами приобретения знаний на требуемом уровне за определённый период времени.
Деятельностный подход – требование времени
- исчерпанность дискретного подхода в обучении в силу возрастающего потока информации;
- смена образовательной парадигмы;
- кризис образования, проявляющийся в технологическом отставании учителя от ученика;
- расширение инструментальной базы образования;
- нарастающий конфликт поколений , в основе которого лежит кризис ценностей ;
- необходимость преодоления «разрыва культур» и др.
Системно-деятельностный подход позволяет:
формировать мышление
Формировать умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение)
осознанно строить собственную деятельность по достижению цели ( самореализация )
адекватно оценивать собственную деятельность и её результаты ( рефлексия )
Системно-деятельностный подход позволяет формировать:
Модель системной деятельности (по А. В. Хуторскому )
- изучает объект
- изучает объект
- создаёт свой образовательный продукт
- создаёт свой образовательный продукт
- сопоставляет свой продукт с культурным аналогом
- сопоставляет свой продукт с культурным аналогом
- переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения
- переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения
- осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности
- осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности
Структура учебной деятельности при системно-деятельностном подходе
Роль учителя в организации учебного процесса
« Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе , учит его строительству …»
А. Дистервег
ФГОС о новых ролях учителя
Учитель — это :
- режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы ;
- эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием ;
- исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;
- руководитель творческой ( проектной ) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства
Актуальные ценности педагогической профессии в ХХI веке
- профессиональная мобильность, в том числе ориентация на «образовательный Интернет»;
- инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности;
- потребность в освоении развивающейся культурной среды ;
- гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии ;
- социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция
Учебная деятельность включает:
- овладение системами знаний и оперирование ими;
- овладение системами действий, приёмов (способов) учебной работы, умениями и навыками;
- овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.);
- развитие мотивов учения, мотивации к самореализации и видам деятельности, её обеспечивающим
Деятельность учителя для достижения результативности урока
- Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
- Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
- Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
- Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
- Специальное планирование коммуникативных задач урока
- Специальное планирование коммуникативных задач урока
Деятельность учителя для достижения результативности урока
- Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе
- Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе
- Обучение учащихся основе технологии диалога, постановке вопросов с учётом адресата
- Обучение учащихся основе технологии диалога, постановке вопросов с учётом адресата
Деятельность учителя для достижения результативности урока
- Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески
- Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески
- Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы
- Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы
Отражение системно-деятельностного подхода в современном учебнике
- системная организация изучаемого предмета на разных уровнях
- системная организация изучаемого предмета на разных уровнях
наличие возможностей для личностно-ориентированного и дифференцированного обучения
- включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности
- включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности
Отражение требований системно-деятельностного подхода в учебнике по литературе
- Изучение литературы в соответствии с триединым подходом (анализ значения, формы и функции).
- Изучение литературы через основную единицу языка — слово.
- Организация изучения литературы в учебнике осуществляется на основе работы с разными видами текста
Виды учебных материалов:
- тексты художественной литературы;
- критические статьи;
- литературоведческие статьи;
- словарные статьи;
- таблицы, схемы, карты;
- иллюстрации (фотографии и рисунки);
- озвученные тексты;
- фильмотека «Уроки литературы с профессором Борисом Ланиным»
Разные виды работы с текстом:
- чтение ;
- аудирование ;
- письмо (создание) по образцу, без образца с выполнением определённых заданий (создание устное и письменное);
- воспроизведение текста (после прослушивания, после выполнения задания);
- сравнение разных видов текстов (по заданным параметрам, по параметрам, определяемым самими учащимися) и др.
Развитие метапредметных умений на основе работы с текстом:
- анализировать тексты разных стилей и жанров;
- объяснять структуру и содержание текста;
- пересказывать текст;
- проводить наблюдение над языковыми особенностями;
- редактировать текст;
- самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (по картине, фото, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений)