СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в области филологического образования"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из курса повышения квалификации "Методика преподавания литературы"  корпорации "Российский учебник"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в области филологического образования"»

Реализация системно-деятельностного подхода в области филологического образования

Реализация

системно-деятельностного подхода

в области филологического образования

   Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены .    Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью , собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. А. Дистревег

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены .

Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью , собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистревег

Зависимость формы передачи опыта от уровня развития общества (по М. Мид) Постфигуративная культура  Постфигуративная культура  Кофигуративная культура Кофигуративная культура Префигуративная культура Префигуративная культура

Зависимость формы передачи опыта от уровня развития общества (по М. Мид)

  • Постфигуративная культура
  • Постфигуративная культура
  • Кофигуративная культура
  • Кофигуративная культура
  • Префигуративная культура
  • Префигуративная культура
   Роль литературы в передаче знания   Синхронный Диахронный коммуникация трансляция

Роль литературы в передаче знания

Синхронный

Диахронный

коммуникация

трансляция

Учение — это: познавательная деятельность  по усвоению новых знаний, умений, навыков и овладению  способами приобретения знаний на требуемом уровне за определённый период времени.

Учение — это:

  • познавательная деятельность по усвоению новых знаний, умений, навыков и овладению способами приобретения знаний на требуемом уровне за определённый период времени.
Деятельностный подход – требование времени исчерпанность дискретного подхода в обучении в силу возрастающего потока информации; смена образовательной парадигмы; кризис образования, проявляющийся в технологическом отставании учителя от ученика; расширение инструментальной базы образования; нарастающий конфликт поколений , в основе которого лежит кризис ценностей ; необходимость преодоления «разрыва культур» и др.

Деятельностный подход – требование времени

  • исчерпанность дискретного подхода в обучении в силу возрастающего потока информации;
  • смена образовательной парадигмы;
  • кризис образования, проявляющийся в технологическом отставании учителя от ученика;
  • расширение инструментальной базы образования;
  • нарастающий конфликт поколений , в основе которого лежит кризис ценностей ;
  • необходимость преодоления «разрыва культур» и др.
 Системно-деятельностный подход позволяет:   формировать мышление Формировать умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение) осознанно строить собственную деятельность по достижению цели ( самореализация ) адекватно оценивать собственную деятельность и её результаты ( рефлексия )

Системно-деятельностный подход позволяет:

формировать мышление

Формировать умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение)

осознанно строить собственную деятельность по достижению цели ( самореализация )

адекватно оценивать собственную деятельность и её результаты ( рефлексия )

Системно-деятельностный подход позволяет формировать:

Системно-деятельностный подход позволяет формировать:

Модель системной деятельности  (по А. В. Хуторскому ) изучает объект изучает объект создаёт свой образовательный продукт создаёт свой образовательный продукт  сопоставляет свой продукт с культурным аналогом сопоставляет свой продукт с культурным аналогом переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности

Модель системной деятельности (по А. В. Хуторскому )

  • изучает объект
  • изучает объект
  • создаёт свой образовательный продукт
  • создаёт свой образовательный продукт

  • сопоставляет свой продукт с культурным аналогом
  • сопоставляет свой продукт с культурным аналогом
  • переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения
  • переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения
  • осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности
  • осуществляет рефлексию процесса на основе самооценки и оценки результатов деятельности
Структура учебной деятельности  при системно-деятельностном подходе

Структура учебной деятельности при системно-деятельностном подходе

Роль учителя  в организации учебного процесса  « Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт  его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним  вместе , учит его строительству …» А. Дистервег

Роль учителя в организации учебного процесса

« Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе , учит его строительству …»

А. Дистервег

ФГОС о новых ролях учителя Учитель — это : режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы ;  эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием ;  исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;  руководитель творческой ( проектной ) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства

ФГОС о новых ролях учителя

Учитель это :

  • режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы ;
  • эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием ;
  • исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;
  • руководитель творческой ( проектной ) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства
Актуальные ценности педагогической профессии в ХХI веке - профессиональная мобильность, в том числе ориентация на «образовательный Интернет»; - инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности; - потребность в освоении развивающейся культурной среды ; - гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии ; - социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция

Актуальные ценности педагогической профессии в ХХI веке

- профессиональная мобильность, в том числе ориентация на «образовательный Интернет»;

- инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности;

- потребность в освоении развивающейся культурной среды ;

- гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии ;

- социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция

Учебная деятельность включает: овладение  системами знаний и оперирование ими; овладение  системами действий, приёмов (способов) учебной работы, умениями и навыками; овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.); развитие мотивов учения, мотивации к самореализации и видам деятельности, её обеспечивающим

Учебная деятельность включает:

  • овладение системами знаний и оперирование ими;
  • овладение системами действий, приёмов (способов) учебной работы, умениями и навыками;
  • овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.);
  • развитие мотивов учения, мотивации к самореализации и видам деятельности, её обеспечивающим
Деятельность учителя для достижения результативности урока Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.) Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.) Специальное планирование коммуникативных задач урока Специальное планирование коммуникативных задач урока

Деятельность учителя для достижения результативности урока

  • Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
  • Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
  • Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
  • Осуществление глубокого личностного воздействия «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
  • Специальное планирование коммуникативных задач урока
  • Специальное планирование коммуникативных задач урока
Деятельность учителя для достижения результативности урока Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.) Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.) Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе Обучение учащихся  основе технологии диалога,  постановке вопросов  с учётом адресата Обучение учащихся  основе технологии диалога,  постановке вопросов  с учётом адресата

Деятельность учителя для достижения результативности урока

  • Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
  • Обучение детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
  • Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе
  • Использование разнообразны х форм, методов и приёмов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе
  • Обучение учащихся основе технологии диалога, постановке вопросов с учётом адресата
  • Обучение учащихся основе технологии диалога, постановке вопросов с учётом адресата
Деятельность учителя для достижения результативности урока Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы

Деятельность учителя для достижения результативности урока

  • Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески
  • Эффективное ( адекватно цели урока ) сочетание репродуктивной и проблемных форм обучения , обучение детей работать по правилам и творчески
  • Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы
  • Осмысление учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы
Отражение  системно-деятельностного подхода  в современном учебнике системная организация изучаемого предмета на разных уровнях системная организация изучаемого предмета на разных уровнях наличие возможностей для личностно-ориентированного и дифференцированного обучения  включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности

Отражение системно-деятельностного подхода в современном учебнике

  • системная организация изучаемого предмета на разных уровнях
  • системная организация изучаемого предмета на разных уровнях

наличие возможностей для личностно-ориентированного и дифференцированного обучения

  • включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности
  • включение материала , способствующего развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности
Отражение требований системно-деятельностного подхода  в учебнике по литературе   Изучение литературы в соответствии с триединым подходом (анализ значения, формы и функции). Изучение литературы через основную единицу языка —  слово. Организация изучения литературы в учебнике осуществляется на основе работы с разными видами текста

Отражение требований системно-деятельностного подхода в учебнике по литературе

  • Изучение литературы в соответствии с триединым подходом (анализ значения, формы и функции).
  • Изучение литературы через основную единицу языка — слово.
  • Организация изучения литературы в учебнике осуществляется на основе работы с разными видами текста

Виды учебных материалов: тексты художественной литературы; критические статьи; литературоведческие статьи; словарные статьи; таблицы, схемы, карты; иллюстрации (фотографии и рисунки); озвученные тексты; фильмотека «Уроки литературы с профессором Борисом Ланиным»

Виды учебных материалов:

  • тексты художественной литературы;
  • критические статьи;
  • литературоведческие статьи;
  • словарные статьи;
  • таблицы, схемы, карты;
  • иллюстрации (фотографии и рисунки);
  • озвученные тексты;
  • фильмотека «Уроки литературы с профессором Борисом Ланиным»
Разные виды работы с текстом: чтение ; аудирование ; письмо (создание) по образцу, без образца с выполнением определённых заданий (создание устное и письменное); воспроизведение текста (после прослушивания, после выполнения задания); сравнение разных видов текстов (по заданным параметрам, по параметрам, определяемым самими учащимися) и др.

Разные виды работы с текстом:

  • чтение ;
  • аудирование ;
  • письмо (создание) по образцу, без образца с выполнением определённых заданий (создание устное и письменное);
  • воспроизведение текста (после прослушивания, после выполнения задания);
  • сравнение разных видов текстов (по заданным параметрам, по параметрам, определяемым самими учащимися) и др.
Развитие метапредметных умений  на основе работы с текстом: анализировать тексты разных стилей и жанров; объяснять структуру и содержание текста; пересказывать текст; проводить наблюдение над языковыми особенностями; редактировать текст; самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (по картине, фото, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений)

Развитие метапредметных умений на основе работы с текстом:

  • анализировать тексты разных стилей и жанров;
  • объяснять структуру и содержание текста;
  • пересказывать текст;
  • проводить наблюдение над языковыми особенностями;
  • редактировать текст;
  • самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (по картине, фото, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений)