РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В.И. Кнутас
ЦЕЛЬ адаптивной физической культуры - формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие
НАПРАВЛЕННОСТЬ:
обеспечение духовного и физического развития
профессионально-прикладная подготовленность к труду
усвоение правил и норм поведения в различных условиях
1
- предполагает получения образования, соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья
- предполагает получения образования, соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья
2
- предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы)
- предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы)
ВАРИАНТ 4.2
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств
- использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления
- соблюдение регламента зрительных нагрузок
- увеличение времени на выполнения практических работ
- обеспечение доступности учебной информации
- учет темпа учебной работы
- применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения
- использование на начальной ступени образования, специальных тифлотехнических и оптических средств
1
- предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья
- предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья
2
- предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы)
- предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы)
ВАРИАНТ 4.3
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- реализация особых образовательных потребностей и развития в разных социальных сферах
- учет клинической картины зрительного заболевания
- доступность учебной информации
- руководство процессом зрительного восприятия
- соблюдение регламента зрительных нагрузок
- использование индивидуальных и фронтальных пособий
- увеличение времени на выполнения практических работ
- соблюдение режима физических нагрузок
- учет темпа учебной работы
- включение коррекционно-развивающей области
- формирование элементарных навыков ориентировки в микро и макро пространстве
- использование на начальной ступени образования, специальных тифлотехнических и оптических средств
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Предметная область: Физическая культура.
ВАРИАНТ 4.2
ВАРИАНТ 4.3
Дополнительные задачи реализации содержания:
Укрепление здоровья
Основные задачи реализации содержания:
Профилактика вторичных нарушений физического развития
Содействие гармоничному развитию, успешному обучению
Профилактика вторичных нарушений физического развития
Владение основными двигательными умениями и навыками
Формирование первоначальных умений саморегуляции
Развитие основных физических качеств
Развитие потребности в занятиях физической культурой
Владение основными двигательными умениями и навыками
Развитие основных физических качеств
Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.
Развитие потребности в занятиях физической культурой
Обязательная часть АООП НОО составляет - 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 30% от общего объема.
Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Коррекционный курс
ВАРИАНТ 4.2
ВАРИАНТ 4.3
Основные задачи реализации содержания:
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере
Основные задачи реализации содержания:
Развитие функциональных возможностей организма.
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере
Укрепление и охрана здоровья
Развитие функциональных возможностей организма
Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений
Укрепление и охрана здоровья
Обогащение двигательных умений и навыков Совершенствование основных физических качеств
Обогащение двигательных умений и навыков Совершенствование основных физических качеств
Коррекция навязчивых стереотипных движений
Коррекция навязчивых стереотипных движений
Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве развитие мышечного чувства.
Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве
Развитие компенсаторных возможностей
Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога
ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях
- цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат
- постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий использование удобной мебели, соответствующей росту
ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
- закрашивание части оконных стекол
- размещение на подоконниках цветов, учебных пособий и т.д.
- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами
- затемнение окон деревьями
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах
- во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре
- при более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах
- сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз;
- Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор на счет 1-6. Повторить 4-5 раз;
- Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз;
КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВНЕ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК
- смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка не велика продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день
- необходимо, чтобы комната была освещена
- ребенок должен сидеть на расстоянии 3-5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора
- смотреть телевизионные передачи обязательно в очках
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ ПРОГРЕССИРОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ
- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения
- чередование занятий учащихся с отдыхом
- проведение гимнастики для глаз в школе и дома
- контроль за правильной позой учащихся во время занятий
- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе
- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков
- организация рационального питания и витаминизации
- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна
Спасибо за внимание!