Конспект выступления на весенней сессии онлайн на тему:
«Речевое развитие детей с ЗПР посредством
пальчиковых игр и мнемотаблиц»
Г. Лабытнанги
МАДОУ «Ромашка»
Автор: Носова Наталья Андреевна - воспитатель
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
Слайд №1 (Ушинский Д.У.)
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Речевое развитие детей с ЗПР посредством пальчиковых игр и мнемотаблиц».
Слайд№2
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление, наблюдается нарушение различных сторон речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, дети затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже, затрудняются выстроить цепочку рассказа, пересказа.
Слайд №3
Для детей с ЗПР использование пальчиковых игр и мнемотаблиц - это возможность проявить себя. Задачи решаемые с помощью этих приёмов перекликаются между собой, они помогают формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, умение рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
Эти методики можно применять как в работе с детьмипосещающими детский сад, так и с теми кто обучается на дому. Простота и доступность. И конечно же результативность. Дети в моей группе не говорящие, но звукоиздающие! Так вот, чтобы эти звуки и хаотичный набор слов превращались в связную речь, мне в работе очень помогают и мнемотаблицы, и пальчиковые игры.
Слайд № 4
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался на другие действия, но помните, что нельзя принуждать его к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.
Подбор игрнеобходимо подбирать с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Я в своей работе подбираю пальчиковые игрыпо тематической неделе. Даже мам на 8 марта дети поздравляли с помощью пальчиковых стихов.
Этапы разучивания пальчиковых игр:
1.Проговариваем текст с показом.Показ каждого движения должен быть хорошо виден и понятен ребёнку, эмоционально и с выражением проговариваем текст. (Я рассказываю )
2. Показываем игру, помогая ребёнку манипулировать пальцами и рукой, сопровождая движения текстом.
3.Выполняем движения одновременно с ребёнком, ребёнок по мере возможности выполняет самостоятельно; взрослый проговаривает текст.
4. Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет движения. Если у ребёнка возникают затруднения, помогаем ему.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает по необходимости.
Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В более старшем возрасте можно давать детям – чёрно-белыемнемотаблицы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Слайд №5
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения: 1. Выразительно читаем стихотворение. (Я читаю) 2. Объясняем ребенку трудные по смыслу слова. (Обясняю капельки) Ребенок повторяет их. 3. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 4. Далее читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 5. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.Слайд №6
Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Очень удобно использовать мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, игровых пособий-лото со специальным набором рисунков, подобранных в соответствии с разными лексическими темами. Темы должны отвечать возрасту и интересам ребёнка, от этого зависит результат обучения. В основу процесса формирования у детей осознанных умений и навыков построения связного описательного рассказа должны быть положены методы постепенности и последовательности. Обучение должно проходить поэтапно.На первом этапе работы необходимо продемонстрировать детям схему по определенной лексической теме и объяснить содержание условных обозначений. На следующем этапе работы необходимо дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Слайд №7
Для примера возьмём таблицу «Животные»1.Расшифруем схематические обозначения, т.е. объясняем ребёнку значение каждого символа. (Я расшифровываю)
СЛАЙД№8
2.Составляем описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. (Я описываю)Это лиса. Лиса дикое животное, живет в лесу (в норе). Она большая (взрослая). Лиса рыжая. Мех у лисы средней длины и гладкий. Хвост длинный, пушистый. Ушки маленькие, треугольные. Ест лиса- мышей, зайцев. Даёт теплый мех для человека. Уничтожает мелких грызунов. Вывод: Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц и пальчиковых игр дает свои результаты: расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка.
Спасибо за внимание.