Головинская Т.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
г. Канска
Цель: создание условий для повышения мотивации учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием «рефлексия»;
- дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
С.И. Ожегов
Словарь Русского языка
Указано, что в слове рефлексия ударение ставят на слог ле. Рефлексия, это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия - размышление человека,
направленное на анализ самого себя (самоанализ)
– собственных состояний,
своих поступков и прошедших событий
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
- диагностическая
- проектировочная
- организаторская
- коммуникативная
- смыслотворческая
- мотивационная
- коррекционная
Классификация рефлексии
- по содержанию: устная и письменная;
- по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
- по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и др.;
- по функциям: физическая, сенсорная, интеллектуальная.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики»
«Букет настроения»
«Дерево чувств»
« Солнышко и тучка»
Карточка № ___________
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденног о урока.
Рефлексия деятельности
«Лестница успеха»
«Плюс – минус – интересно»
«Пантомима»
«Роза ветров»
Карточка № ___________
Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий, с которыми вы справились самостоятельно. А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь. .
Карточка № ____________
Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.
Карточка № ___________
Ребята, подберите к каждому вопросу ответ:
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
7. Домашнее задание мне кажется
интересно / не интересно
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
7. Домашнее задание мне кажется
интересно / не интересно
Рефлексия содержание учебного материала
«Поезд»
«Поляна»
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Карточка № ___________
Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.
Спасибо за внимание!