СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Реликвии декабристов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Реликвии декабристов" может быть покахана на уроках истории,  на классных часах

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реликвии декабристов"»

Тема: «Декабристские реликвии» Международный конкурс « Товарищ, верь!...» «Неважно, как реликвию зовут: Георгиевский крест иль орден Ленина,  За ними кровь, бесстрашие и труд Они высокой славою овеяны!»  Автор: студентка 3 курса БСХТ Наседкина Наталья Сергеевна Руководитель: преподаватель Иванютина Нина Афанасьевна  Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Большереченский сельскохозяйственный техникум»

Тема: «Декабристские реликвии»

Международный конкурс « Товарищ, верь!...»

«Неважно, как реликвию зовут:

Георгиевский крест иль орден Ленина,

За ними кровь, бесстрашие и труд

Они высокой славою овеяны!»

Автор: студентка 3 курса БСХТ Наседкина Наталья Сергеевна

Руководитель: преподаватель Иванютина Нина Афанасьевна

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Большереченский сельскохозяйственный техникум»

«Декабристы сыграли огромную роль для научного и культурного развития Сибири. Благодаря им наш регион получил мощнейший импульс, который не угас до сих пор…»  Е.Ячменёв , директор музея декабристов в Иркутске

«Декабристы сыграли огромную роль для научного и культурного развития Сибири. Благодаря им наш регион получил мощнейший импульс, который не угас до сих пор…»

Е.Ячменёв , директор музея декабристов в Иркутске

 ДАЖЕ В смутные исторические времена потомки декабристов сумели сохранить семейные ценности, совершавшие вместе с арестованными долгий и трагический путь

ДАЖЕ В смутные исторические времена потомки декабристов сумели сохранить семейные ценности, совершавшие вместе с арестованными долгий и трагический путь "во глубину сибирских руд", в Отдельный кавказский корпус, на поселение и после амнистии.

Письма, автографы, документы, научные труды, предметы прикладного искусства, портреты и фотографии декабристов, членов их семей и родственников – всё это декабристские реликвии.

Мария Николаевна и Михаил Сергеевич Волконские.

1862—1863. Любительская фотография

Возвращаясь из Сибири после амнистии 1856 г. бывшие каторжники-декабристы брали с собой на память звенья кандальных цепей. В высшем свете стало модным делать ювелирные изделия из кандалов, оправлять железо в золото. Особенно были распространены кольца, перстни и ожерелья. В числе тех, кто по возвращении из Сибири привез фрагмент своих кандалов, был Сергей Волконский. В Москве у лучшего ювелира он заказал для себя и своей жены два перстня из кандального железа, которые супруги хранили до конца жизни. «Кандальные перстни князей Волконских»

Возвращаясь из Сибири после амнистии 1856 г. бывшие каторжники-декабристы брали с собой на память звенья кандальных цепей. В высшем свете стало модным делать ювелирные изделия из кандалов, оправлять железо в золото. Особенно были распространены кольца, перстни и ожерелья. В числе тех, кто по возвращении из Сибири привез фрагмент своих кандалов, был Сергей Волконский. В Москве у лучшего ювелира он заказал для себя и своей жены два перстня из кандального железа, которые супруги хранили до конца жизни.

«Кандальные перстни

князей Волконских»

«Сибирский альбом княгини  Е. И. Трубецкой»   Размер альбома 37×26,5 сантиметров. В нем представлено 5 видов Читы и 3 вида Петровского завода, работы декабристов Н. А. Бестужева, Н. П. Репина, И. В. Киреева, В. П. Ивашева, а также пять акварелей П. И. Борисова (1839 год) с изображением букетов полевых и лесных цветов Забайкалья.  Альбом украшен кожаным переплетом с кованой застежкой.

«Сибирский альбом княгини

Е. И. Трубецкой»

Размер альбома 37×26,5 сантиметров. В нем представлено 5 видов Читы и 3 вида Петровского завода, работы декабристов Н. А. Бестужева, Н. П. Репина, И. В. Киреева, В. П. Ивашева, а также пять акварелей П. И. Борисова (1839 год) с изображением букетов полевых и лесных цветов Забайкалья.

Альбом украшен кожаным переплетом с кованой застежкой.

 Альбом князей Волконских  « Однажды в Риме, — рассказывала княгиня Елена Вадимовна Волконская , — отец зашел в мою комнату, держа в руках этот альбом. - «Я хочу, чтобы ты сохранила его, а возможно, и вернула в Россию, если настанут другие времена. Это семейная реликвия, но связана она с историей России».  Обложка альбома князей Волконских

Альбом князей Волконских

« Однажды в Риме, — рассказывала княгиня Елена Вадимовна Волконская , — отец зашел в мою комнату, держа в руках этот альбом. - «Я хочу, чтобы ты сохранила его, а возможно, и вернула в Россию, если настанут другие времена. Это семейная реликвия, но связана она с историей России».

Обложка альбома князей Волконских

Согласно семейному преданию, автором обложки альбома был декабрист Н.М.Муравьев, проживавший в 1835—1843 годах на поселении там же, где и Волконские — в селе Урик близ Иркутска. На ее лицевой стороне воспроизведена набранная из различных пород сибирских деревьев мозаичная копия акварели Н.А.Бестужева «Ворота Читинского острога» (1829—1830). Среди входящих в альбом изображений — графические произведения, литографии, однако подавляющее большинство составляют фотографии. Все они тем или иным образом связаны с декабристами и лицами из их ближайшего окружения и относятся к 1850—1860-м годам. Центральное место занимают портреты декабристов Г.С.Батенькова, .И.Пущина, А.Н.Сутгофа, М.И.Муравьева-Апостола, А.В.Поджио,Н.А.Кочубея и др. Николай Аркадьевич Кочубей.  1860г..

Согласно семейному преданию, автором обложки альбома был декабрист Н.М.Муравьев, проживавший в 1835—1843 годах на поселении там же, где и Волконские — в селе Урик близ Иркутска. На ее лицевой стороне воспроизведена набранная из различных пород сибирских деревьев мозаичная копия акварели Н.А.Бестужева «Ворота Читинского острога» (1829—1830).

Среди входящих в альбом изображений — графические произведения, литографии, однако подавляющее большинство составляют фотографии. Все они тем или иным образом связаны с декабристами и лицами из их ближайшего окружения и относятся к 1850—1860-м годам.

Центральное место занимают портреты декабристов Г.С.Батенькова, .И.Пущина, А.Н.Сутгофа, М.И.Муравьева-Апостола, А.В.Поджио,Н.А.Кочубея и др.

Николай Аркадьевич Кочубей.

1860г..

Шаль М. Н. Волконской  Шаль Марии Волконской была подарена 31 декабря 1970 года Дому-музею Трубецких. Дарительницей была коренная иркутянка Марина Андреевна Перфильева.   Она рассказала, что шаль была преподнесена Марией Николаевной (ее портрет на фото) иркутской сироте Варваре Родионовой в качестве свадебного подарка. Позже владелица шали подарила ее матери, от которой шаль по наследству перешла дочери.

Шаль

М. Н. Волконской

Шаль Марии Волконской была подарена 31 декабря 1970 года Дому-музею Трубецких. Дарительницей была коренная иркутянка Марина Андреевна Перфильева.

Она рассказала, что шаль была преподнесена Марией Николаевной (ее портрет на фото) иркутской сироте Варваре Родионовой в качестве свадебного подарка. Позже владелица шали подарила ее матери, от которой шаль по наследству перешла дочери.

Музыкальная шкатулка  В числе уникальных реликвий- музыкальная шкатулка (1853 г.), по легенде принадлежавшая семье декабриста С.Г. Волконского, поступившая в иркутский музей в 1920 году. Над мемориальной реликвией трудились два специалиста- реставратора механизмов И.С. Григорьев и дерева С.И. Лесин.  Был демонтирован весь механизм, промыты, расчищены детали, удалены пылегрязевые наслоения и коррозия металла, восполнены утраченные детали и декоративные элементы. Не менее кропотливая работа была проведена и с деревянным корпусом. Его поверхность очистили от поздних наслоений, зашпаклевали поврежденные участки, восстановили утраты. 1853 год

Музыкальная шкатулка

В числе уникальных реликвий- музыкальная шкатулка (1853 г.), по легенде принадлежавшая семье декабриста С.Г. Волконского, поступившая в иркутский музей в 1920 году. Над мемориальной реликвией трудились два специалиста- реставратора механизмов И.С. Григорьев и дерева С.И. Лесин.

Был демонтирован весь механизм, промыты, расчищены детали, удалены пылегрязевые наслоения и коррозия металла, восполнены утраченные детали и декоративные элементы. Не менее кропотливая работа была проведена и с деревянным корпусом. Его поверхность очистили от поздних наслоений, зашпаклевали поврежденные участки, восстановили утраты.

1853 год

Рисунки декабристов  Особое место в экспозиции занимают уникальные книги середины XIX века с автографом декабриста, найденные в фашистской Германии в годы Великой Отечественной Войны.  Письма, автографы, документы, научные труды, предметы прикладного искусства, портреты и фотографии декабристов, членов их семей и родственников - всё это « Декабристские   реликвии » «Заключённые декабристы» Рисунок декабриста Н.Репина

Рисунки декабристов

Особое место в экспозиции занимают уникальные книги середины XIX века с автографом декабриста, найденные в фашистской Германии в годы Великой Отечественной Войны.

Письма, автографы, документы, научные труды, предметы прикладного искусства, портреты и фотографии декабристов, членов их семей и родственников - всё это « Декабристские   реликвии »

«Заключённые декабристы»

Рисунок декабриста Н.Репина

Реликвии декабристов С.Г. Волконский с женой в камере, отведенной им в Петровской тюрьме. (Художник декабрист Н.Бестужев) Бурятские юрты по дороге из Читы в село Укир. Акварель Н.А. Бестужева

Реликвии декабристов

С.Г. Волконский с женой в камере, отведенной им в Петровской тюрьме.

(Художник декабрист Н.Бестужев)

Бурятские юрты по дороге из Читы в село Укир.

Акварель Н.А. Бестужева

Фотографии декабристов и их семей   Автором большинства снимков декабристов и их семей является Карл Август Бергнер — без сомнения самый известный московский фотограф 1850-х годов. Он выполнял частные заказы и не ставил перед собой задачи создания галереи портретов «лиц, известных в России».  Оригинальный способ печати, ажурное изящество рисованного фона, нежный тон виража выгодно отличают произведения Бергнера от работ других авторов. Его портреты иллюстрируют подчеркнутое внимание фотографа к человеку, сидящему перед камерой . Елена Сергеевна Кочубей. 1860. Фотография К.А.Бергнера

Фотографии декабристов и их семей

Автором большинства снимков декабристов и их семей является Карл Август Бергнер — без сомнения самый известный московский фотограф 1850-х годов. Он выполнял частные заказы и не ставил перед собой задачи создания галереи портретов «лиц, известных в России». Оригинальный способ печати, ажурное изящество рисованного фона, нежный тон виража выгодно отличают произведения Бергнера от работ других авторов. Его портреты иллюстрируют подчеркнутое внимание фотографа к человеку, сидящему перед камерой .

Елена Сергеевна Кочубей. 1860.

Фотография К.А.Бергнера

Княгиня М.Н.Волконская  В пожилой даме на снимке с трудом угадывается та самая смуглолицая «дева Ганга» с горящими глазами и гордой осанкой, которая в молодые годы покоряла не только внешним обликом, но и энергичным, волевым характером. На бергнеровском портрете мы видим женщину со следами страданий и горя на лице. Княгиня М.Н.Волконская известна не менее своего знаменитого мужа: любимая дочь героя войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского— личность незаурядная. В 1826 году она приехала к мужу в Сибирь и прошла вместе с ним тяжкий тридцатилетний путь. Фото Карла Августа Бергнера, известного фотографа 19 века

Княгиня М.Н.Волконская

В пожилой даме на снимке с трудом угадывается та самая смуглолицая «дева Ганга» с горящими глазами и гордой осанкой, которая в молодые годы покоряла не только внешним обликом, но и энергичным, волевым характером. На бергнеровском портрете мы видим женщину со следами страданий и горя на лице.

Княгиня М.Н.Волконская известна не менее своего знаменитого мужа: любимая дочь героя войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского— личность незаурядная. В 1826 году она приехала к мужу в Сибирь и прошла вместе с ним тяжкий тридцатилетний путь.

Фото Карла Августа Бергнера, известного фотографа 19 века

Реликвии декабристов  Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.  Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири .

Реликвии декабристов

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири .

Послание потомкам  от декабристов  В 1935 году Игорь Озолин, подвижнический труд которого во многом способствовал созданию Музея декабристов, при ремонте дома, в котором жил М.И. Муравьев-Апостол, обнаружил запечатанную сургучом бутылку с «Посланием потомкам», оставленную декабристом столетие назад – очень ценная декабристская реликвия – ещё раз подтверждает то, что декабристы – люди неравнодушные к судьбам людей Отечества и заботились не только о себе , но и о будущих поколениях.

Послание потомкам от декабристов

В 1935 году Игорь Озолин, подвижнический труд которого во многом способствовал созданию Музея декабристов, при ремонте дома, в котором жил М.И. Муравьев-Апостол, обнаружил запечатанную сургучом бутылку с «Посланием потомкам», оставленную декабристом столетие назад – очень ценная декабристская реликвия – ещё раз подтверждает то, что декабристы – люди неравнодушные к судьбам людей Отечества и заботились не только о себе , но и о будущих поколениях.