СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение генетических задач"»

Открытый урок биологии в 10 классе  Учитель: Максимова Т.А.

Открытый урок биологии в 10 классе

Учитель: Максимова Т.А.

  Тема: Решение генетических задач

Тема: Решение генетических задач

 Цель:  закрепить умения решать генетические задачи. Отработать прием применения 1, 2, 3 закона Г. Менделя  при решении задач. Повторить генетические термины .

Цель:

закрепить умения решать генетические задачи. Отработать прием применения 1, 2, 3 закона Г. Менделя при решении задач. Повторить генетические термины .

 Ответим на вопросы:  1.Что изучает генетика? 2. Дайте определение наследственности и изменчивости. 3. В чем особенности гибридологического метода? 4. Что такое ген? 5. Как называют место расположения гена в хромосоме ? 6. Что такое генотип? 7. Что такое фенотип? 8. Что влияет на формирование фенотипа? 9. Какие гены называются аллельными? 10. Какие признаки называют доминантными? 11. Какие признаки называют рецессивными? 12. Какой организм называют гомозиготным? 13. Какой организм называют гетерозиготным? 14. В чем различие моно- и дигибридного скрещивания? 15. В чем сущность I закона Г. Менделя. 16.  В чем сущность II закона Г. Менделя. 17. Сформулируйте III закон Г. Менделя.  .

Ответим на вопросы:

1.Что изучает генетика?

2. Дайте определение наследственности и изменчивости.

3. В чем особенности гибридологического метода?

4. Что такое ген?

5. Как называют место расположения гена в хромосоме ?

6. Что такое генотип?

7. Что такое фенотип?

8. Что влияет на формирование фенотипа?

9. Какие гены называются аллельными?

10. Какие признаки называют доминантными?

11. Какие признаки называют рецессивными?

12. Какой организм называют гомозиготным?

13. Какой организм называют гетерозиготным?

14. В чем различие моно- и дигибридного скрещивания?

15. В чем сущность I закона Г. Менделя.

16.  В чем сущность II закона Г. Менделя.

17. Сформулируйте III закон Г. Менделя.

.

 Решение задач. Задача № 1  Ген А определяет карий цвет глаз, ген а - голубой. Определите фенотипы людей с генотипами: Аа, АА, аа. Свой ответ поясните.

Решение задач.

Задача № 1

Ген А определяет карий цвет глаз, ген а - голубой. Определите фенотипы людей с генотипами: Аа, АА, аа. Свой ответ поясните.

 Решение задач.   Ответ задачи № 1  Аа и АА – карий цвет глаз;  аа - голубой цвет глаз.

Решение задач.

Ответ задачи № 1

Аа и АА – карий цвет глаз;

аа - голубой цвет глаз.

 Решение задач. Задача № 2 Каковы генотипы родителей и детей, если: а)у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые; б)у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них2 ребенка голубоглазые: в) у родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них 1 рыжеволосый.

Решение задач.

Задача № 2

Каковы генотипы родителей и детей, если: а)у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые; б)у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них2 ребенка голубоглазые: в) у родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них 1 рыжеволосый.

Ав Решение задач.  Ответ задачи № 2 а) аа и АА = Аа (1закон Менделя или правило единообразия гибридов первого поколения) б) Аа и аа = 1Аа :1аа (анализирующее скрещивание) в) Аа и Аа = 1АА :2Аа : 1аа (2закон Менделя или правило расщепления) АВ аВ  ав  ав АВ

Ав

Решение задач.

Ответ задачи № 2

а) аа и АА = Аа (1закон Менделя или правило единообразия гибридов первого поколения)

б) Аа и аа = 1Аа :1аа (анализирующее скрещивание)

в) Аа и Аа = 1АА :2Аа : 1аа (2закон Менделя или правило расщепления)

АВ

аВ

ав

ав

АВ

Решение задач. Задача № 3  Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье с супругов Р, родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена - АВ(4)группа крови, муж - О (1)группа крови, у сына 1 группа. Какое заключение должен сделать эксперт и на чем оно основано?

Решение задач.

Задача № 3

Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье с супругов Р, родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена - АВ(4)группа крови, муж - О (1)группа крови, у сына 1 группа. Какое заключение должен сделать эксперт и на чем оно основано?

Решение задач.  Ответ задачи № 3 1)Задача на кодоминирование. 2) Р: АВ и ОО. 3)В F 1 может быть только вторая группа крови АО и третья ВО 4) Мальчик - приемный сын, так как в данной семье не может быть ребенка с 1 группой крови. АВ  ав  Ав ав АВ аВ

Решение задач.

Ответ задачи № 3

1)Задача на кодоминирование.

2) Р: АВ и ОО.

3)В F 1 может быть только вторая группа крови АО и третья ВО

4) Мальчик - приемный сын, так как в данной семье не может быть ребенка с 1 группой крови.

АВ

ав

Ав

ав

АВ

аВ

Решение задач. Задача № 4  Рассмотрите рисунок и определите, по каким признакам различаются родительские формы гороха. 1)Почему данный вид скрещивания называют дигибридным? 2)Запишите генотипы родительских форм. 3)Какая форма и окраска семян доминирует у  особей в первом поколении?  4)Сколько типов гамет образуют родительские формы? 5)Сколько типов гамет образуют гибриды первого поколения?   Р: ?  ?   Х     F 1: ?

Решение задач.

Задача № 4

Рассмотрите рисунок и определите, по каким признакам различаются родительские формы гороха. 1)Почему данный вид скрещивания называют дигибридным? 2)Запишите генотипы родительских форм. 3)Какая форма и окраска семян доминирует у  особей в первом поколении?

4)Сколько типов гамет образуют родительские формы? 5)Сколько типов гамет образуют гибриды первого поколения?

Р: ? ?

Х

F 1: ?

Решение задач.  Ответ задачи № 4 1)Данный вид скрещивания называют дигибридным, т.к. рассматриваются два признака: окраска и форма семян гороха. 2) Р: ААВВ и аавв. 3)В F 1 доминирует желтая окраска и гладкая форма семян. 4)Р образуют по одному типу гамет и 5) F 2 образуют четыре типа гамет , ,  , . АВ  ав  АВ Ав ав аВ

Решение задач.

Ответ задачи № 4

1)Данный вид скрещивания называют дигибридным, т.к. рассматриваются два признака: окраска и форма семян гороха.

2) Р: ААВВ и аавв.

3)В F 1 доминирует желтая окраска и гладкая форма семян.

4)Р образуют по одному типу гамет и

5) F 2 образуют четыре типа гамет , ,

, .

АВ

ав

АВ

Ав

ав

аВ

Решение задач. Задача № 5  Рассмотрите рисунок. Проведите генотипический и фенотипический анализ потомства. Существует ли в данном случае зависимость наследования одного признака от другого?    ААВВ  ААВв  ААВв  ААвв  АаВВ  АаВВ  АаВв  АаВв  АаВв  АаВв  Аавв  Аавв  ааВВ  ааВв  ааВв  аавв

Решение задач.

Задача № 5

Рассмотрите рисунок. Проведите генотипический и фенотипический анализ потомства. Существует ли в данном случае зависимость наследования одного признака от другого?

ААВВ

ААВв

ААВв

ААвв

АаВВ

АаВВ

АаВв

АаВв

АаВв

АаВв

Аавв

Аавв

ааВВ

ааВв

ааВв

аавв

3 : 1. Форма семян: Гладких -12; Морщинистых -4; = 3 : 1 В данном случае зависимость наследования одного признака не влияет на другой, т.к. согласно анализа ращепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков ( III закон Г. Менделя). " width="640"

Решение задач.

Ответ задачи № 5

  • Анализ потомства по генотипу:

ААВВ -1; ААВв -2; АаВВ -2; АаВв -4; ААвв -1; Аавв -2; ааВВ -1; ааВв -2; аавв -1.

  • Анализ потомства по фенотипу:

Желт. Гладк. – 9; Желт. Морщ. -3; Зелен. Гладк. -3; Зелен. Морщ. -1.

  • Окраска семян: Желтых -12; Зеленых -4; = 3 : 1.
  • Форма семян: Гладких -12; Морщинистых -4; = 3 : 1
  • В данном случае зависимость наследования одного признака не влияет на другой, т.к. согласно анализа ращепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков ( III закон Г. Менделя).
Решение задач. Задача № 6  У подсолнечника панцирность семянок доминирует над беспанцирностью, а полосатая окраска семянок над однотонной. Оба признака наследуются независимо. Скрестили гомозиготное растение с панцирными семянками однотонной окраски с гомозиготным растением, имеющим беспанцирные, полосатые семянки. В F 1 было получено 20 растений. Растения F 1 были опылены между собой и в F 2 получено 336 семянок.  1)Сколько разных типов гамет может образовать отцовское растение?  2)Сколько растений F 1 могут иметь панцирные полосатые семянки?  3)Сколько разных типов гамет могут образовать растения F 1?  4)Сколько в F 2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски?  5)Сколько в F 2 может быть панцирных полосатых семянок?

Решение задач.

Задача № 6

У подсолнечника панцирность семянок доминирует над беспанцирностью, а полосатая окраска семянок над однотонной. Оба признака наследуются независимо. Скрестили гомозиготное растение с панцирными семянками однотонной окраски с гомозиготным растением, имеющим беспанцирные, полосатые семянки. В F 1 было получено 20 растений. Растения F 1 были опылены между собой и в F 2 получено 336 семянок.

1)Сколько разных типов гамет может образовать отцовское растение?

2)Сколько растений F 1 могут иметь панцирные полосатые семянки?

3)Сколько разных типов гамет могут образовать растения F 1?

4)Сколько в F 2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски?

5)Сколько в F 2 может быть панцирных полосатых семянок?

Решение задач.  Ход решения задачи № 6   Дано: Решение: А– панцирные семянки; Р: ААвв х ааВВ а – беспанцирные семянки; В –полосатая окраска семянок; Гаметы: в – однотонная окраска семянок. Оплодотворение Р: ААвв х ааВВ. F 1=20 р. АаВв F 1 = 20 растений. F 2 = 336 семянок. Р: АаВв х АаВв   Гаметы:    F2 =336c .             1) Отцовское растение ааВВ может образовать один тип гамет: . 2) В F 1 все 20 растений будут иметь панцирные полосатые семянки. 3) Растения F 1 АаВв могут образовать четыре типа гамет: ; ; ; . 4) В F 2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски: 336 / 16 х 1 = 21 . 5) В F 2 может быть панцирных полосатых семянок: 336 / 16 х 9 = 189.  Ав аВ АВ ав ав аВ АВ Ав аВ Ав  АВ  АВ  Ав  ААВВ Панц. Пол.  Ав  аВ  аВ  ААВв Панц. Пол.  ААВв Панц. Пол.  АаВВ Панц. Пол.  ав  ав  АаВВ Панц. Пол.  ААвв Панц. Одн.  АаВв Панц. Пол.  АаВв Панц. Пол. АаВв Панц. Пол.  АаВв Панц. Пол.  Аавв Панц. Одн.  ааВВ Бесп. Пол. ААвв Панц. Одн. ааВв Бесп. Пол. ааВв Бесп. Пол. Аавв Бесп. Одн. аВ ав аВ Ав АВ

Решение задач.

Ход решения задачи № 6

Дано: Решение:

А– панцирные семянки; Р: ААвв х ааВВ

а – беспанцирные семянки;

В –полосатая окраска семянок; Гаметы:

в – однотонная окраска семянок. Оплодотворение

Р: ААвв х ааВВ. F 1=20 р. АаВв

F 1 = 20 растений.

F 2 = 336 семянок. Р: АаВв х АаВв

Гаметы:

F2 =336c .

1) Отцовское растение ааВВ может образовать один тип гамет: .

2) В F 1 все 20 растений будут иметь панцирные полосатые семянки.

3) Растения F 1 АаВв могут образовать четыре типа гамет: ; ; ; .

4) В F 2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски: 336 / 16 х 1 = 21 .

5) В F 2 может быть панцирных полосатых семянок: 336 / 16 х 9 = 189.

Ав

аВ

АВ

ав

ав

аВ

АВ

Ав

аВ

Ав

АВ

АВ

Ав

ААВВ

Панц. Пол.

Ав

аВ

аВ

ААВв

Панц. Пол.

ААВв

Панц. Пол.

АаВВ

Панц. Пол.

ав

ав

АаВВ

Панц. Пол.

ААвв

Панц. Одн.

АаВв

Панц. Пол.

АаВв

Панц. Пол.

АаВв

Панц. Пол.

АаВв

Панц. Пол.

Аавв

Панц. Одн.

ааВВ

Бесп. Пол.

ААвв

Панц. Одн.

ааВв

Бесп. Пол.

ааВв

Бесп. Пол.

Аавв

Бесп. Одн.

аВ

ав

аВ

Ав

АВ

Тестирование Ответы.  Вариант №1: 1б; 2в; 3а; 4в; 5г;  6а; 7в; 8б; 9б; 10б.   Вариант №2: 1в; 2г; 3г; 4б; 5в;  6в; 7а; 8в; 9а; 10а.  Оценка  «5»  Кол-во правильных ответов  «4»  9-10  7-8  «3»  «2»  5-6

Тестирование

Ответы. Вариант №1: 1б; 2в; 3а; 4в; 5г;

6а; 7в; 8б; 9б; 10б.

Вариант №2: 1в; 2г; 3г; 4б; 5в;

6в; 7а; 8в; 9а; 10а.

Оценка

«5»

Кол-во правильных ответов

«4»

9-10

7-8

«3»

«2»

5-6

Домашнее задание  1. Решите задачу.   2. Составить 2 задачи и  вопросы к ним,  а затем решить.

Домашнее задание

1. Решите задачу.

2. Составить 2 задачи и

вопросы к ним,

а затем решить.

Рефлексный анализ Рефлексный анализ  Оценка по 5- бальной шкале: Свою работу на уроке ______ Работу группы _____ Форму организации урока _____   Настроение

Рефлексный анализ

Рефлексный анализ

Оценка по 5- бальной шкале:

Свою работу на уроке ______

Работу группы _____

Форму организации урока _____

Настроение

 Спасибо!  Вы, поработали  на уроке  замечательно!  Молодцы!

Спасибо!

Вы, поработали

на уроке

замечательно!

Молодцы!