СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Русская архитектура эпохи классицизма и её связь с литературой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Русская архитектура эпохи классицизма и её связь с литературой"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Русская архитектура эпохи классицизма и её связь с литературой"»

Русская архитектура эпохи классицизма и её связь с литературой

Русская архитектура эпохи классицизма и её связь с литературой

Единство в эстетике классицизма литературы и архитектуры Первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.) Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному стилю барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.

Единство в эстетике классицизма литературы и архитектуры

  • Первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.) Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному стилю барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.
Классицизм в русской литературе и архитектуре 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами представители классицизма, искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России.
  • Классицизм в русской литературе и архитектуре 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами представители классицизма, искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России.
Литература эпохи классицизма Классицизм в русской литературе – определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия. Основателем жанра оды по праву считается Ломоносов, трагедии – Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Литература эпохи классицизма

  • Классицизм в русской литературе – определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как эпическая поэма, ода, трагедия. Основателем жанра оды по праву считается Ломоносов, трагедии – Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.
Основные признаки классицизма в литературе: обращение к античности, ее различным формам и образам; принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток); в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии – треугольник;  у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкое разделение на положительных и отрицательных.

Основные признаки классицизма в литературе:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии – треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкое разделение на положительных и отрицательных.
Архитектура эпохи классицизма.  Московский классицизм Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым (1738–1799). Академик Флорентийской и Болонской академий, профессор Римской, в России В. И. Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая часть его грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной реконструкции Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно трагична судьба последнего проекта: ансамбль, на постройку которого В. И. Баженов потратил девять лет жизни, уже почти готовый, по приказу императрицы был разрушен. Дом П .Е. Пашкова в Москве

Архитектура эпохи классицизма. Московский классицизм

  • Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым (1738–1799). Академик Флорентийской и Болонской академий, профессор Римской, в России В. И. Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая часть его грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной реконструкции Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно трагична судьба последнего проекта: ансамбль, на постройку которого В. И. Баженов потратил девять лет жизни, уже почти готовый, по приказу императрицы был разрушен.

Дом П .Е. Пашкова в Москве

Более счастливо сложилась творческая биография Матвея Федоровича Казакова (1738–1812), самого, пожалуй, яркого представителя московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма. Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здание Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.). Здание Сената в Кремле (1776-1787 г.)
  • Более счастливо сложилась творческая биография Матвея Федоровича Казакова (1738–1812), самого, пожалуй, яркого представителя московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма. Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здание Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.).

Здание Сената в Кремле (1776-1787 г.)

Петербургский классицизм В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец, 1789 г.), Антонио Ринальди (Мраморный дворец, 1785 г.) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г.), Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.). Мраморный дворец

Петербургский классицизм

  • В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец, 1789 г.), Антонио Ринальди (Мраморный дворец, 1785 г.) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г.), Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.).

Мраморный дворец

Екатерининский классицизм Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его еще называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, лёгкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей. Например, для первых лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли). Камин в Екатерининском дворце

Екатерининский классицизм

  • Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его еще называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Этот русский классицизм характерен своей камерностью, изяществом, лёгкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей. Например, для первых лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли).

Камин в Екатерининском дворце

Усадебная архитектура Европейская эстетика стиля барокко сказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов владельцы стали создавать усадебные парки правильного геометрического характера. К середине XVIII в. планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Ее образцом в определенной степени является Ясенево, где при Лопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется и регулярная планировка парков, которые украшаются различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кусково. Усадьба в Кусково

Усадебная архитектура

  • Европейская эстетика стиля барокко сказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов владельцы стали создавать усадебные парки правильного геометрического характера. К середине XVIII в. планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Ее образцом в определенной степени является Ясенево, где при Лопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется и регулярная планировка парков, которые украшаются различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кусково.

Усадьба в Кусково

Вторая половина XVIII в. — самый значимый период обустройства подмосковных усадеб. В 1762 г. император Петр III освободил дворянское сословие от обязательного несения службы. После этого в ближайших окрестностях Москвы появилось значительное число крупных усадебных комплексов. Большинство из них, в том числе Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Знаменское-Садки, Кунцево, Люблино, Нескучное, Останкино, Очаково, Покровское-Стрешнево, Троекурово, Узкое, Черемушки, были сооружены уже в соответствии с вошедшим в моду стилем классицизма. Мамонова дача
  • Вторая половина XVIII в. — самый значимый период обустройства подмосковных усадеб. В 1762 г. император Петр III освободил дворянское сословие от обязательного несения службы. После этого в ближайших окрестностях Москвы появилось значительное число крупных усадебных комплексов. Большинство из них, в том числе Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Знаменское-Садки, Кунцево, Люблино, Нескучное, Останкино, Очаково, Покровское-Стрешнево, Троекурово, Узкое, Черемушки, были сооружены уже в соответствии с вошедшим в моду стилем классицизма.

Мамонова дача