Исправьте!
- Правый туфель
- Ихний
- Бежу
- Пошлите быстрее
- Одеть пальто
- Холодный кипяток
- Старый ветеран
- Первая премьера
- Памятный сувенир
Правая тУфля
Их
Бегу
Пойдёмте быстрее
Надеть пальто
Кипяток, холодная или кипячёная вода
Ветеран
Премьера
Сувенир
Лингвистическая разминка
Введение. Русский язык – один из развитых языков мира.
Урок в 6 классе.
Цели урока.
- Знать.
- Содержание и структуру учебного пособия.
- Различать понятия рАзвитый и развитОй .
- Язык – важнейшее средство человеческого общения.
- Уметь.
- Составлять план лекции учителя.
О чём говорит тема урока?
- Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», это______________, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
- Лев Успенский.
СЛОВО
В чём заключается богатство русского языка?
- Ответ найдите в упражнении № 1.
Большой словарный запас.
Синонимы.
Способы образования новых слов.
Образность , выразительность речи.
«Главное в нашей речи – слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле…Оно и только оно позволяет человеку думать, без него невозможна была бы мысль…».
А. Митяев.
Прочитайте, запишите, вставляя орфограммы.
е
о
- 1. Когда ед…шь в путь, ост…рожен будь.- Всякая д…рога вдвоём веселей.
- 2. Гл…дит, как гусь на зарево.- Смотр…т, как кот на сало.
- 3. Зд…ровый д…тина телёнка кулаком убить может.- Сильному ч…ловеку р…бота впрок.
- 4. Всякий крюч…к просит клоч…к.- В каждой семье свои порядки.
- Подчеркните в каждой паре пословиц синонимы. Какими частями речи они выражены?
о
и
я
е
о
е
а
о
о
Подумай и ответь!
- Какого слова не хватает в этой словообразовательной цепочке:
- Рвать . . . прерывистый?
прервать
Слова в русском языке разнообразны по своей структуре … Обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно видеть.
А.Н.Тихонов.
Составить ряды однокоренных слов.
-ясн –
ясно
разъяснить
объяснить
прояснение
- да –
дать
продать
раздать
преподавать
преподаватель
- един –
единица
единство
единственный
объединиться
Найдите однокоренные слова?
На шиповнике - бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зелёный .
Он глаза мои слепит,
Он костёр напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
А. Кушнер.
Укажите эмоционально окрашенные слова?
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит.
Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут сказать, как его зовут,
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём-
Вам этот мальчик не знаком?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», здравствуйте», «простите»-
Произносить он не привык.
Простого слова «извините» не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день»!
Общаясь, помните о чувстве меры,
Бережно относитесь к собеседнику,
уважайте себя.
Подскажи словечко!
- Слово и его «слова-родственники»…
- Слово и его «друзья»…
- РазвитОй -
- РАзвитый-
Однокоренные
Синонимы
достигший высокой степени развития. РазвитОй язык.
Умный. РАзвитый ребёнок.
Какое настроение создаётся при чтении стихотворения?
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы…
С. Есенин.
- В чём их тайна?
- Какие образы изумили вас красотой?
Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. М. Горький.
Русский язык – один из развитЫх языков мира.
Большой словарный запас.
Синонимы.
Способы образования новых слов.
Образность, выразительность речи.
Спасибо за работу!
- Домашнее задание.
- П-1. Упражнение 3.
- Сочинение – рассуждение.
- Тезис.
- Доказательства.
- Вывод.