СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Русское зодчество. Терема.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации можно найти описание русской деревянной архитектуры. Элементы и особенности русской избы (виды сруба, венцы, кровля). Резьба. Организация комплекса построек. Терем. Определение терема. Знаменитые терема.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Русское зодчество. Терема.»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО  ТЕРЕМА  Выполнил : Тимошенко Диана Анатольевна  Красноярск, 2021

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО ТЕРЕМА

Выполнил : Тимошенко Диана Анатольевна

Красноярск, 2021

Содержание:  Введение  Дерево в русской архитектуре Элементы и особенности русской избы  (Сруб. Виды сруба. Венцы. Кровля. Виды кровли. Архитектурные  детали - резьба. Организация комплекса построек.) Терем  (Определение терема. Знаменитые терема.) Список используемых источников

Содержание:

  • Введение
  • Дерево в русской архитектуре
  • Элементы и особенности русской избы

(Сруб. Виды сруба. Венцы. Кровля. Виды кровли. Архитектурные

детали - резьба. Организация комплекса построек.)

  • Терем

(Определение терема. Знаменитые терема.)

  • Список используемых источников

Введение  Дерево - основной строительный материал с древнейших времен. Все дома на Руси традиционно строили из дерева, разумно сочетая красоту и пользу! Топор - главное, и часто единственное орудие древнерусского зодчего. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Гвозди старались не использовать. «Водь вокруг гвоздя - дерево гнить быстрее начинает» (в крайнем случае применяли деревянные костыли)

Введение

Дерево - основной строительный материал с древнейших времен.

Все дома на Руси традиционно строили из дерева, разумно сочетая красоту и пользу!

Топор - главное, и часто единственное орудие древнерусского зодчего. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу».

Гвозди старались не использовать. «Водь вокруг гвоздя - дерево гнить быстрее начинает» (в крайнем случае применяли деревянные костыли)

Роль дерева в русской культуре В связи с широтой распространения и простотой обработки, древесина используется в качестве материала для изготовления как предметов быта (мебель, посуда), так и предметов благоустройства и строительства жилья. Способность древесины гореть помогла освоению огня, что резко расширило ареал распространения человека на север и позволило освоить новые типы жилья. Малая плотность дерева по отношению к воде способствовала развитию судоходства (от плотов до каравелл). Дерево – естественный материал, сохраняющий нанесенные изображения. Это способствовало развитию письменности во многих языках. Остающийся после сгорания уголь использовался для первых наскльных рисунков. Большинство музыкальных инструментов изготавливались из древесины определенных сортов.

Роль дерева в русской культуре

В связи с широтой распространения и простотой обработки, древесина используется в качестве материала для изготовления как предметов быта (мебель, посуда), так и предметов благоустройства и строительства жилья.

Способность древесины гореть помогла освоению огня, что резко расширило ареал распространения человека на север и позволило освоить новые типы жилья.

Малая плотность дерева по отношению к воде способствовала развитию судоходства (от плотов до каравелл).

Дерево – естественный материал, сохраняющий нанесенные изображения. Это способствовало развитию письменности во многих языках. Остающийся после сгорания уголь использовался для первых наскльных рисунков.

Большинство музыкальных инструментов изготавливались из древесины определенных сортов.

Дерево в русской архитектуре

  • Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
  • На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница , из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб , либо березу .
  • Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Заранее высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем еще лет на пять оставляли эту сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмолённую сосну. Позже рубить нельзя – гнить начнет.
  • Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
  • Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по 3 века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском севере, который в старину называли «Северным краем». Леса здесь были густые, там до сих пор сохранились уникальные образцы искусства древних зодчих.

Элементы и особенности русской избы. Сруб. СРУБ - основа деревянной постройки. Это скрепленные, «связанные» между собой в четырехугольник бревна. ВЕНЕЦ – это каждый ряд бревен. РЯЖ – каменное основание (мощные валуны), на которое ставили первый нижний венец. Так и теплее, и гниет меньше.

Элементы и особенности русской избы. Сруб.

СРУБ - основа деревянной постройки. Это скрепленные, «связанные» между собой в четырехугольник бревна.

ВЕНЕЦ – это каждый ряд бревен.

РЯЖ – каменное основание (мощные валуны), на которое ставили первый нижний венец. Так и теплее, и гниет меньше.

Виды срубов  по типу скрепления бревен между собой   «В режь» (редко положенные) – бревна укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. Такой сруб шел для хозяйственных построек. «В лапу» - концы бревен вытесывали, они не выходили за пределы стены снаружи. Действительно, напоминали лапы. Венцы плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. «В обло» - самый надежный, теплый сруб. Снаружи концы круглых бревен немного выходят за пределы стены. Внутри избы бревна вытесывались.

Виды срубов по типу скрепления бревен между собой

  • «В режь» (редко положенные) – бревна укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. Такой сруб шел для хозяйственных построек.
  • «В лапу» - концы бревен вытесывали, они не выходили за пределы стены снаружи. Действительно, напоминали лапы. Венцы плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.
  • «В обло» - самый надежный, теплый сруб. Снаружи концы круглых бревен немного выходят за пределы стены. Внутри избы бревна вытесывались.
Виды срубов по внешнему виду «Четверик» - в виде четырехугольника (строили избы). «Восьмерик» - в виде восьмиугольника (это богатые хоромы). Четверики и восьмерики ставили друг на друга. «Подклеть» - нижний отдел сруба для хранения запасов, инвентаря. На него ставилась клеть. «Клеть» - простой крытый прямоугольный сруб, надежный, без всяких пристроек. Двери в клети делали как можно ниже, а окна повыше (так тепло меньше уходило из избы). «Повал» - карниз, верхняя расширяющаяся часть. Кровлю устраивали безгвоздевую. Основа русского национального жилища — клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими, 3 на 2 метра, оконных проёмов не было. Высота клети была в 10—12 брёвен. Крылась клеть соломой. От слова клеть происходит слово клетка.

Виды срубов по внешнему виду

  • «Четверик» - в виде четырехугольника (строили избы). «Восьмерик» - в виде восьмиугольника (это богатые хоромы). Четверики и восьмерики ставили друг на друга.
  • «Подклеть» - нижний отдел сруба для хранения запасов, инвентаря. На него ставилась клеть.
  • «Клеть» - простой крытый прямоугольный сруб, надежный, без всяких пристроек. Двери в клети делали как можно ниже, а окна повыше (так тепло меньше уходило из избы).
  • «Повал» - карниз, верхняя расширяющаяся часть.
  • Кровлю устраивали безгвоздевую.

Основа русского национального жилища — клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими, 3 на 2 метра, оконных проёмов не было. Высота клети была в 10—12 брёвен. Крылась клеть соломой. От слова клеть происходит слово клетка.

Элементы и особенности русской избы. Венцы. Ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов – нагелей или шкантов. Между венцами прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом закладывали чердаки для сохранения тепла зимой.

Элементы и особенности русской избы. Венцы.

Ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов – нагелей или шкантов.

Между венцами прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом закладывали чердаки для сохранения тепла зимой.

Элементы и особенности русской избы. Кровля. 1- желоб 2- охлупень 3- стамик 4- слега 5- огниво 6- князева слега (кнес) 7- повальная слега 8- самец 9- повал 10- причелина 11- курица 12- пропуск 13- бык 14- гнет Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами». Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу».ю а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом», иногда называли «охлупнем» (то, что охватывает).

Элементы и особенности русской избы. Кровля.

1- желоб

2- охлупень

3- стамик

4- слега

5- огниво

6- князева слега (кнес)

7- повальная слега

8- самец

9- повал

10- причелина

11- курица

12- пропуск

13- бык

14- гнет

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами». Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу».ю а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом», иногда называли «охлупнем» (то, что охватывает).

Виды укладывания кровли

  • Солому увязывали в снопы и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями.
  • Щепили осиновые поленья на дранку (дощечки) и ими, словно чешуей, укрывали избу в несколько слоев.
  • В глубокой древности крыли дерном, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.
  • Тес (доски) - самое дорогое покрытие. Ровное, без сучков, подтесаное топором с очень широким лезвием. Покрывали в 2 слоя: «подтесок» и «красный тес».

КРОВЛЯ – самая важная часть деревянной постройки. В народе до сих пор говорят: «Была бы крыша над головой!»

В зависимости от богатства, верх избы был:

  • Простой «клетский» верх- простая двускатная крыша на клети.
  • «Кубоватый верх» - напоминает массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема.
  • «Бочка» - довольно сложный верх. Двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающееся острым гребнем.
  • «Крещатая бочка» - две пересекающиеся простые бочки.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен, дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки – «матицы».

Архитектурные детали. Резьба.

ЧЕЛО – фронтальная часть избы. Ее обильно украшали МАГИЧЕСКОЙ ОБЕРЕГАЮЩЕЙ резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками – « причелинами ». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской – « полотенцем ».

Крыши украшали сложнейшими растительными орнаментами, сценами из языческой мифологии, резными полотенцами, петушками, коньками.

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. Все украшали резьбой. В России резьба по дереву называлась резным делом .

Рисунок — ознамёнка , употреблялись также слова: вызорочье , узорочье.

Резное дело – это народные традиции. Резьба по плоской поверхности была в виде косиц и прямей , зубчиков , городцев и киотцев , желобков , звёздок , маковиц , грибков , кляпышей и т. д.

Один из образцов этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века. Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле.

Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба , фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Организация комплекса построек В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу. 3 типа комплекса построек, составляющих двор : 1) «Кошель» - единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей. 2) «Глаголь» - когда хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «г». 3) «Брус» - когда хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию. В дом вело « крыльцо ». Иногда оно строилось на выступах (называется «висячим»). Далее идут « сени » (сень- тень, затененное место). Чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Второй этаж назывался « поветь » (в хозяйственных постройках) или « горница » (в жилом помещении). На второй этаж часто вел « ввоз » - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой.

Организация комплекса построек

В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

3 типа комплекса построек, составляющих двор :

1) «Кошель» - единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей.

2) «Глаголь» - когда хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «г».

3) «Брус» - когда хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию.

В дом вело « крыльцо ». Иногда оно строилось на выступах (называется «висячим»).

Далее идут « сени » (сень- тень, затененное место). Чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Второй этаж назывался « поветь » (в хозяйственных постройках) или « горница » (в жилом помещении).

На второй этаж часто вел « ввоз » - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой.

Терем - (от греч.) кров, жилище

Это верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклетке. К терему всегда применялся эпитет «высокий».

Русский терем - особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово «терем» часто обозначало «богатый дом». В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

Крышу терема иногда украшали настоящей позолотой («златоверхий терем»).

Вокруг теремов устраивали гульбища – парапеты и балконы, огороженные перилами и решетками.

Терем (чердак-чертог, вышка) — третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом.

В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни.

---

Терем неоднократно упомянут в русских сказках .

  • Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке. Пушкин, Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Черноокая далеко в пышном тереме своем. Лермонтов.
  • В тереме высоком вмиг растворится окно. А. Кольцов.
  • Тебя я повезу в мой светлый терем, в тайную светлицу. Пушкин.

Светлица  «Светлица» (также светёлка) - часть терема, светлое помещение, горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Парадная комната. Окна в светлице прорубались в трёх или всех четырёх стенах. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах. И в светлице, в отличие от горницы, нет печи, точнее, топочной части печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелённый или раскрашенный. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Женщины занимались там рукоделием. Обычно светлица – это летнее, неотапливаемое помещение. Термин «светлица» неоднократно употребляется в русских сказках и прочих произведениях: «Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы и идите вслед за мной.» Пушкин. «В светлице стол накрыт белой пеленою.» Жуковский.

Светлица

«Светлица» (также светёлка) - часть терема, светлое помещение, горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Парадная комната. Окна в светлице прорубались в трёх или всех четырёх стенах. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах. И в светлице, в отличие от горницы, нет печи, точнее, топочной части печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелённый или раскрашенный. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Женщины занимались там рукоделием. Обычно светлица – это летнее, неотапливаемое помещение.

Термин «светлица» неоднократно употребляется в русских сказках и прочих произведениях:

  • «Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы и идите вслед за мной.» Пушкин.
  • «В светлице стол накрыт белой пеленою.» Жуковский.

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском Оригинальный деревянный дворец-терем. Был построен в 1667–1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет, из-за ветхости терем был разобран. Но перед его разборкой императрица Екатерина2 велела сделать все замеры. Эскизы и создала деревянный макет терема. По которому стало возможным его восстановление в наши дни. Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства этого терема был привезен из Красноярского края , затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву. .

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Оригинальный деревянный дворец-терем. Был построен в 1667–1672 годах и поражал своим великолепием.

К сожалению, через 100 лет, из-за ветхости терем был разобран. Но перед его разборкой императрица Екатерина2 велела сделать все замеры. Эскизы и создала деревянный макет терема. По которому стало возможным его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства этого терема был привезен из Красноярского края , затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

.

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском .

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

.

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец-терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Измайловский царский Терем . Выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры. Но появился он совсем недавно. Строительство было закончено в 2007 году. Терем сразу стал видной достопримечательностью столицы. Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции 16-17 веков, которая находилась в Измайлово.

Измайловский царский Терем

.

Выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.

Но появился он совсем недавно. Строительство было закончено в 2007 году. Терем сразу стал видной достопримечательностью столицы.

Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции 16-17 веков, которая находилась в Измайлово.

Измайловский царский Терем

Измайловский царский Терем

Список используемых источников Сергей Экономов: Русское деревянное зодчество XIV-XX веков. Архитектурная энциклопедия. Савушкин С. Н. «Как жили наши предки» Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Статья «Слободской лес. рф» https://xn----9sbjfsfefvbc3afg.xn--p1ai/wiki/svetlitsa-svetelka

Список используемых источников

  • Сергей Экономов: Русское деревянное зодчество XIV-XX веков. Архитектурная энциклопедия.
  • Савушкин С. Н. «Как жили наши предки»
  • Толковый словарь Ушакова. Д.Н.
  • Статья «Слободской лес. рф» https://xn----9sbjfsfefvbc3afg.xn--p1ai/wiki/svetlitsa-svetelka