МБОУ Слизневская ОШ
«Самое великое чудо
на свете»
Выполнила:
Игонина Ульяна
10 лет
4 класс
I часть
История возникновения книги
КНИГА – это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком.
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте заглянем в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Надпись на глиняной табличке
В конце четвёртого и третьем тысячелетии до нашей эры народы, жившие на территории Месопотамии (современная территория Ирака и Ирана) начинают использовать для записи информации небольшие таблички, сделанные из глины.
На влажных глиняных таблицах острой палочкой (грифелем, стилиусом) наносили символы, после чего табличка высушивалась на солнце для придания ей прочности. Такой способ сохранения информации получил название клинописи.
Но такие странички из кирпича много информации не вмещали, а также они были очень тяжёлыми. И люди стали искать дальше, из чего же можно сделать книги.
Книги из папируса
На далёком экзотическом африканском континенте, по берегам многочисленных рек и речушек распростёрлись бескрайние заросли папируса. Это растение люди использовали в строительстве. Легенда гласит, что однажды какой-то человек ремонтировал свой дом. Разрезал стебель папируса, извлёк волокнистую сердцевину и положил сушиться. Через некоторое время он заметил, что волокно под воздействием солнечных лучей превратилось в сухие узкие полоски. Ещё больше человек удивился, когда увидел, что эти полоски папируса хорошо вбирают краску. А это означало, что на папирусе можно писать. С того времени появились книги, а лучше сказать – папирусные сувои. Использовать сухие папирусные стебли для письма было легко, но через некоторое время такие книги стали просто ломаться и рассыпаться.
Пергамент
Только через какое-то время люди научились изготовлять удобные лёгкие книги из тонкой козьей кожи. Первую такую книгу сделали в Малой Азии, в древнейшем городе Пергаме во II столетии до нашей эры. Поэтому материал, изготовленный из кожи, стали называть пергаментом. Но такие книги стоили очень дорого. На изготовление одной такой книги необходимо было потратить шкуры с целого стада животных.
Книга из пергамента
В Древнем Китае книги изготавливали из бамбука.
Книга из бамбука
Растение бамбук
Берестяные книги
А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал.
С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.
Изобретение бумаги
Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
Рукописные книги
Первые книги были рукописные. Их писали вручную знающие грамоту люди – писцы. Чаще всего это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах. Это был тяжёлый труд.
Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали
тонкой кожей или дорогой материей.
Первый печатный станок
Иоганн Гутенберг
Изобретателем книгопечатания является немец Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал их на бумаге. Эта система используется и в наши дни, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс.
Иван Федоров
На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. 19 апреля 1963 года он приступил к набору первой страницы первой печатной книги, которая называлась «Апостол». За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный.
«Апостол» – первая печатная книга на Руси
II часть
Роль книги в жизни школьника
Повышает грамотность
Расширяет кругозор
Обогащает речь
Чтение
книг
Развивает память, интеллект
Снижает стресс
Развивает воображение
Повышает уверенность в себе
Мероприятия
1.В классе мы создали библиотеку из книг, которые принесли из дома.
2.Рассказываем о прочитанных книгах.
3.Соревнуемся, у кого лучший читательский дневник.
4.посещаем библиотеку.
5.Проводим инсценировки по прочитанным книгам.
6. Участвуем в конкурсах чтецов.
7.Делаем выставки книг.
14
В сельской библиотеке
В школьной библиотеке
Лучшие чтецы
Ученицы нашего класса являются победителями регионального конкурса «Как хорошо уметь читать!»
Награждение победителей и призёров
2016 г.
Кузнецова Е.
Сверчкова А.
2017 г.
2016 г.
Победители регионального конкурса
«Как хорошо уметь читать!»
Памятка для родителей
«Как привить детям интерес к чтению»
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
Советы школьникам
- Выделите дома специальное место для чтения, аккуратно расставьте на полке книги, разложите журналы.
- Начните собирать домашнюю библиотеку.
- Собираясь с друзьями, по очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
- Разгадывайте кроссворды, загадки.
- Читайте по возможности вслух, чтобы развивать выразительность и уверенность в себе.
- Спрашивайте у других детей о книгах, которые они читают.
- Начните читать короткие рассказы, постепенно переходя к более объёмным текстам.
«Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!»
Н. Пикуль