МКДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Октябрьского района Курской области
Метод-проект:
« Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством чтения сказок»
Выполнила воспитатель:
Беклемищева Ж.Н.
2020г.
«Русские сказки - без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности. Н.А.Некрасов.
Актуальность
В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями!
Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС ДО п. 2.6 …содержание Программы
направлено на усвоение норм
и ценностей принятых в обществе, включая
моральные и нравственные качества.
Образовательные области:
Речевое развитие:
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно – эстетическое развитие : восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ( ФГОС ДО).
Проблема:
Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание к чтению художественной литературы родителями с детьми, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес к книге, плохо развивается речь, познавательная активность,
Дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать ! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
Отсюда и возникла идея проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения сказки». В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и родителей.
Цель:
Приобщить детей к художественной литературе, сформировать у них запас литературных художественных впечатлений, привить интерес к театральной деятельности, раскрыть ценности совместного творчества детей и их родителей .
Задачи:
- Побуждать у детей интерес к разным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать книги для чтения направленные на воспитание нравственных качеств детей на примере героев сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего поколения
1. Тип проекта: творческий, игровой.
2. Возрастная группа: 6-7 лет.
3. Участники проекта: дети группы «Гномики», воспитатель группы Беклемищева Ж.Н.,
родители.
4. Место реализации: МКДОУ «Солнышко»
5. Длительность: октябрь-май.
6. Вид проекта: групповой .
Модель трех вопросов
Что мы знаем о сказках
Что нового о сказках мы хотим узнать
Сказки бывают разные
Каким образом мы узнаем
Как сказки «дошли» до наших времен
Сказки всегда заканчиваются хорошо
Спросим у своих родителей, бабушек и дедушек
Когда возникли сказки
Сказки рассказывают о добре и зле
Поинтересуемся у воспитателя
Смогу ли я написать свою сказку
Найдем новые материалы в библиотеке
Методы реализации проекта
Наглядно-действенный метод
Словесно-образный метод
Практический метод
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- беседы с элементами диалога,
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры драматизации и др.);
- проведение викторин, конкурсов.
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка,
аппликация.
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки сказок, литературных произведений;
- организация вечеров с родителями, для родителей.
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- экскурсии, целевые прогулки.
Формы организации образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие : творческие игры детей, прогулки с элементами игр из сказок
Художественно-эстетическое развитие : чтение, игры-драматизации, самостоятельные и групповые творческие игры (рисование, лепка);
Речевое развитие : беседы, отгадывание загадок, составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … ». Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных игр, инсценировка сказок
о
Художественное творчество: рисование героев сказок
Совершенствование развивающей среды
Настольный театр,
пальчиковый театр,
сцена для детей,
уголок книги
Работа с родителями: консультации для родителей, поделки книжек-малышек совместно с детьми:
50 %
50 %
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
40 %
График уровня духовно-нравственного развития детей
30 %
Высокий
20 %
Средний
10 %
Низкий
Вывод : приобщение ребенка к литературе способствует его нравственному воспитанию . Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе , помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к взрослым, умения поступиться своими желаниями. Все эти выводы явились решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие и воспитание дошкольников .
Литература
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. :ГЦ Сфера, 2015
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика Синтез, 2013.
4. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", 2013.
5.Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm.6.Маханева М.Д
Спасибо за внимание!