СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сергей Есенин. Поэма "Чёрный человек"" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Сергей Есенин. Поэма "Чёрный человек" предназначена для сопровождения урока литературы в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сергей Есенин. Поэма "Чёрный человек"" (11 класс)»

Сергей Есенин  «Чёрный человек» 11 класс

Сергей Есенин «Чёрный человек»

11 класс

История создания поэмы 1926 год, журнал «Новый мир», - первая публикация «Черного человека». Но следует вспомнить 1923 год. 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья Толстая отмечала, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен, — по словам современников. Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных поездок, где его одолевала гнетущая тоска по родине, где казалось, что он никому больше не нужен.

История создания поэмы

  • 1926 год, журнал «Новый мир», - первая публикация «Черного человека».
  • Но следует вспомнить 1923 год. 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья Толстая отмечала, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен, — по словам современников.
  • Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных поездок, где его одолевала гнетущая тоска по родине, где казалось, что он никому больше не нужен.
Жанровое своеобразие По жанру это лиро-эпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь явно представлен трагический внутренний конфликт. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе признаки всех трёх родов литературы: эпоса (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходило), лирики (это произведение в стихах), драмы (диалоги, внутренние монологи, реплики, ремарки)

Жанровое своеобразие

  • По жанру это лиро-эпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь явно представлен трагический внутренний конфликт.
  • В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене.
  • Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе признаки всех трёх родов литературы: эпоса (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходило), лирики (это произведение в стихах), драмы (диалоги, внутренние монологи, реплики, ремарки)
Литературное направление Литературное направление определить сложно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности жизни лирического героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциализм поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния героя.

Литературное направление

  • Литературное направление определить сложно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма.
  • В реальности и обыденности жизни лирического героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм.
  • Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности.
  • На экзистенциализм поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния героя.
Особенности композиции Поэме присуща театральная композиция , где сразу д ве сюжетные линии представлены в виде диалогов . Начинается поэма в виде разговора с воображаемым другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Поэма имеет 3 смысловые части . Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию , начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой…». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено: с ним надо покончить – и трость летит в переносицу... И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате….

Особенности композиции

  • Поэме присуща театральная композиция , где сразу д ве сюжетные линии представлены в виде диалогов . Начинается поэма в виде разговора с воображаемым другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены.
  • Поэма имеет 3 смысловые части .
  • Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  • Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию , начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой…». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено: с ним надо покончить – и трость летит в переносицу...
  • И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате….
Смысл названия Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющий свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность. Одно из первых упоминаний черного человека встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Мне день и ночь покоя не дает  Мой черный человек. За мною всюду  Как тень он гонится. Вот и теперь  Мне кажется, он с нами сам – третий  Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Смысл названия

  • Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющий свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.
  • Одно из первых упоминаний черного человека встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери».
  • Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам – третий Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Смысл названия У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное. Это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение. Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире.  «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний лирического героя.

Смысл названия

  • У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное. Это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.
  • Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире.
  • «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний лирического героя.
Главные герои В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — «черный», которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать как дух или видение.

Главные герои

  • В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя.
  • Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — «черный», которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать как дух или видение.
Автобиографичность поэмы?..  Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани… Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним…

Автобиографичность поэмы?..

  • Нельзя отождествлять лирического героя с автором.
  • Однако стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт.
  • И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани… Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним…
Основные мотивы Трагическое одиночество.  Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге. А на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы. Двойственность натуры. Измученное сознание героя порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это ни звучало, пытается помочь другому. Черный - бросает лирическому герою вызов. Он вскрывает пороки своего собеседника. Он, скорее, помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь.

Основные мотивы

  • Трагическое одиночество.  Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге. А на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.
  • Двойственность натуры. Измученное сознание героя порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это ни звучало, пытается помочь другому. Черный - бросает лирическому герою вызов. Он вскрывает пороки своего собеседника. Он, скорее, помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь.
Основные мотивы Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше. В грозы, в бури,  В житейскую стынь,  При тяжелых утратах  И когда тебе грустно,  Казаться улыбчивым и простым —  Самое высшее в мире искусство.

Основные мотивы

  • Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
  • В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство.
Основные мотивы Пограничное состояние . Лирический герой находится в депрессивном, полусознательном состоянии. И именно в этот момент на него нисходит озарение: он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает. Разочарование . Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основные мотивы

  • Пограничное состояние . Лирический герой находится в депрессивном, полусознательном состоянии. И именно в этот момент на него нисходит озарение: он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.
  • Разочарование . Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».
Идея поэмы Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный в глубь души «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает. Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями).

Идея поэмы

  • Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный в глубь души «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
  • Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.
  • Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями).
Средства выразительности Повторы.  Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора создаёт гнетущее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный». Сравнения . «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – констатация духовного и душевного кризиса.

Средства выразительности

  • Повторы.  Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора создаёт гнетущее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения . «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – констатация духовного и душевного кризиса.
Средства выразительности Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений: «месяц умер, синеет рассвет». Эпитеты . Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительный оценочный смысл, в этом стихотворении они являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности.( Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица )

Средства выразительности

  • Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений: «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты . Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительный оценочный смысл, в этом стихотворении они являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности.( Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица )
Средства выразительности Парцелляция и инверсия.  Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты». Градация . В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Средства выразительности

  • Парцелляция и инверсия.  Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация . В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.
Развитие лирического сюжета – динамика чувств и настроений лирического героя.

Развитие лирического сюжета – динамика чувств и настроений лирического героя.

«Черный человек» — реквием Есенина?   Поэма Сергея Есенина «Чёрный человек» стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Лирический герой осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на публике, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Так же поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

«Черный человек» — реквием Есенина?

  • Поэма Сергея Есенина «Чёрный человек» стала самым беспощадным самообличением в русской литературе.
  • Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния.
  • Лирический герой осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на публике, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик.
  • Так же поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.