Шестиугольное обучение
как один из приёмов развития
критического мышления
Ашанина О.В.
МБОУ СОШ № 75/62 г.Пензы
2019
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
активная и разносторонняя самостоятельная познавательная деятельность учащегося
направленность на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое
вовлеченность в процесс обучения
умение логически мыслить
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
сопоставлять
классифицировать
обобщать
Развитие критического мышления учащихся
пробудить исследовательскую и творческую активность
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
задействовать имеющиеся знания
ПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ
предоставить условия для осмысления нового материала
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- активное использование в школах Великобритании;
- практически не распространен в России.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДИКИ:
- возможность уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся;
- повышение эффективности занятий.
Рассел Тарр
автор методики шестиугольного обучения
Как устанавливать
связи между понятиями
Как активизировать
деятельность
Как управлять
и событиями, искать
учащихся на уроке?
групповым
доказательства и
Как за определенное
процессом?
время обобщить и
выстраивать
систематизировать
алгоритмы?
материал?
Методика шестиугольного обучения
6
Методика шестиугольного обучения
полезное
пространство
(парта)
труд
учащихся
строительный
материал
(бумага)
7
ШЕСТИУГОЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ГЕКС (HEXAGON): некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту.
каждый шестиугольник соединяется с другим, благодаря определённым связям.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ:
- способность выбирать доказательства;
- способность классифицировать доказательства;
- способность связывать доказательства.
7
АНТАРКТИДА
Использование методики шестиугольного обучения
Получение детьми учебного материала, записанного при помощи гексов
ВАРИАНТ 1
- вписать учебный материал в шестиугольники:
- словосочетания;
- слова;
- текст;
- разрезать шестиугольники;
- выполнить задания и соединить шестиугольники.
10
10
Использование методики шестиугольного обучения
Заполнить пустые шестиугольники
(выражение мнения обучающихся по проблеме)
ВАРИАНТ 2
Учебная задача:
прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.
Ситуации:
- возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы;
- изучение нового материала;
- обобщение знаний.
12
12
Использование методики шестиугольного обучения
Индивидуальная и групповая работа
ВАРИАНТ 3
- заполнение каждой группой своих шестиугольников;
- обмен шестиугольниками между группами;
- сбор мозаики из шестиугольников другой группы .
14
14
Использование методики шестиугольного обучения
Маркированные шестиугольники
ВАРИАНТ 4
Использование гексов разного цвета:
каждый цвет объединяет учебный материал в определенную категорию.
Задание обучающимся:
- соединить шестиугольники;
- установить между категориями различные связи;
- распределить учебный материал по общим признакам.
16
16
16
16
Использование методики шестиугольного обучения
Складывание коллажа из гексов
с изображениями
ВАРИАНТ 5
Ситуация:
изучение истории географических открытий; природных зон, стран
20
20
Использование методики шестиугольного обучения
Предложение нескольких ключевых смысловых отрывков с заданием
ВАРИАНТ 6
добавление к каждому утверждению или иллюстрации цепочки категорий и понятий, которые вспомнят обучающиеся или узнают при изучении темы.
22
22
Использование методики шестиугольного обучения
ВАРИАНТ 8
ВАРИАНТ 7
Выделение обучающимися наиболее важных или интересных фактов в каждой из категорий
Составление по схеме рассказа или короткого эссе
24
анализ учебного материала
получение возможности выбора приоритетов
получение возможности собственной классификации и установки связей
ПОВЫШЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
определение доказательств, установление причинно-следственных связей
уход от пассивного слушания к активной форме работы учащихся
24
ПЛЮСЫ:
- организация работы в группах, парах, индивидуально;
- интерактивность, наглядность;
- эффективная систематизация материала;
- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
- продуктивная коммуникация
- адаптивность к разным возрастным группам;
- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
МИНУСЫ:
- отведение большого количества времени подготовительному этапу.
Общий вывод: данная методика универсальна, многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.
24
Спасибо
за внимание!
24