Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть-Нерская гимназия»
Словарная работа как инструмент развития орфографической зоркости
Подготовила: учитель начальных классов
Цыбиктарова Эльвира Борисовна
Сентябрь
2019г.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. В начальных классах закладываются основы грамотного письма.
Для формирования грамотности у учащихся необходимо развивать орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать орфограмму. Орфограмма- это написание, требующее проверки.
Достижение этой цели зависит от:
- Психических условий - возможности опоры на зрительный, слуховой, логический, мыслительный фактор;
- Возрастных особенностей , возможностей учащихся, их языковой подготовки, от изученного материала;
- Особенностей орфографического материала, от типов орфограмм .
Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо четко выполнять следующие два основных условия:
1. Знание опознавательных признаков орфограммы.
Орфограмма «работает» лишь тогда, когда и учитель, и ученик видят ее.
2. Развитие фонематического слуха.
Речевой, или фонематический, слух – это «способность» человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Актуальность проблемы в том, что на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии.
Цель доклада : раскрыть систему работы над словарными словами, требующими запоминания (непроверяемыми) на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
1.Определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2. Показать методику организации комплексной работы над лексемой.
3. Раскрыть основные приемы формирования орфографического навыка у учащихся в процессе работы над "трудными" словами.
4. Показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами.
5. Создать систему изучения "трудных" слов в начальных классах.
Словарная работа- это не эпизод в работе учителя , а систематическая хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка .
Словарную работу можно разделить на два направления: лексическая работа и орфографическая работа.
Методика лексической работы на уроках русского языка должна включать в себя 5 основных направлений:
1) толкование лексического значения слова;
2) этимологический анализ слова;
3) синонимические связи;
4) антонимические связи;
5) фразеологические отношения.
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слово может осуществляться частично - поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом.
Этимологический анализ
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний.
Работа с синонимами
Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин "синонимы" целесообразнее заменять термином "слова - братья" или "слова - друзья".
Работа с антонимами
Работа над антонимами должна начинаться в первом классе и, проводиться постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На начальном этапе теоретические сведения учащимся сообщать не нужно. В это время термин "антонимы" следует заменить термином "слова-противники" или "слова-враги« слова-наоборот.
Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, причем не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин "фразеологизм" целесообразнее заменить термином "крылатые слова", что значит слова, которые "как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава".
Многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
различные виды диктантов;
лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
упражнения по развитию речи детей.
Занимательный словарик русского языка для начальной школы
Задачи:
Помочь учителю определить содержание словарной работы в начальной школе;
формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами;
совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
Опора на виды памяти:
- зрительную
-слуховую
-кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение)
-моторную
Требования к проведению словарной работы :
- Дозировка слов.
- Контекстное объяснение новых слов.
- Опора на работу всех анализаторов.
- Система упражнений
Условия, способствующие успешному запоминанию .
- Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
- Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
- Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
- Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Памятка для учителя «Как работать со словарными словами»
- Введение нового слова.
- Выяснение лексического значения.
- Чтение слова по слогам( орфографически)
- Фонетический разбор слова.
- Запись слова в тетрадь.
- Подбор и запись родственных слов.
- Составление словосочетаний и предложений с данным словом.
- Предложить учащимся сделать рисунки вместо «трудных» букв, опираясь на смысл слова.
( Готовые рисунки желающие могут продемонстрировать всему классу) .
При работе в классе на этапах урока можно использовать следующие виды работ:
Первый этап – проверка домашнего задания.
За партами дети 1 группы работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова.
Дети 2 группы- записывают названия предметов по картинкам (это заранее изученные словарные слова) в тетрадь. Учитель ориентирует детей, что в случае сомнения они могут найти слово в словаре.
Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих у доски проверяют ученики.
Второй этап – чистописание – проводится ежеурочно ( кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием – оро- (с оро ка, в оро на, в оро бей, ск оро , г оро х, г оро д),записать словарные слова, в которых есть две буквы « т » ( трактор, считать), записать слова, которые заканчиваются буквой « а» (земляника,малина, лестница) и т. д.
Третий этап – словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов ( например, на буквы «а» и « б», ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель.
Выписать из словаря слова с парными согласными на конце: (автобус,берег,билет…)
- 1-вариант. Учащиеся самостоятельно подбирают в словаре слова на данное правило, закрывают книгу и пишут.
- 2-вариант. Учащиеся по очереди диктуют слова и записывают. Во время проверки дети доказывают, почему так пишутся слова.
10/7/19
Игра «Цепочка слов»
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
БИЛЕ Т , Т РАКТО Р , Р ОССИ Я , Я ЩЕРИЦ А ,
А ВТОБУС….
10/7/19
Подберите из словаря для справок слова, количество букв которых соответствует количеству клеточек. Обозначьте ударение в словах.
10/7/19
Подобрать к слову, данному учителем, подходящее по смыслу слово из словаря
- Оранжевый…(пенал, платок, телефон)
- Вкусный …
- Большой …
- Сильный …
- Длинный…
10/7/19
тк ц
тк ц
ТК Ц
10/7/19
Предложить картинку для раскрашивания с изображением предмета
10/7/19
Работа по созданию схематичных рисунков.
На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.
Я Б Л К О
П М И Д О Р
П Р Т Р Е Т
К Р З И Н А
Игра «Распутай слова»
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
Игра « Шифровка»
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
Например:
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
Игра « Замени одним словом»
- Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)
- Седьмой день недели . ( воскресенье)
- Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
- Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
- Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
- Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь )
- Единица веса, 1000 граммов. (килограмм )
- Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал )
- Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор )
Орфографическая минутка
- Чтение стихов, нахождение в них словарных слов, с последующей записью в тетради.
- Игра «Футбол». Класс делится на две команды, которые в порядке очереди выходят к доске и вставляют в слово пропущенную букву, затем команды проверяют друг друга.
- Запись слов из словаря с пропуском трудного места ( с окном)- это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
- Составление рассказа из группы словарных слов ( например, по теме «Школа»)
Выводы
1. Словарная работа должна быть строго продуманной и системной.
- Основной целью должно быть обогащение словарного запаса учащихся.
- Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.
- Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.
- Основным приемом словарной работы должно быть использование этимологии.