ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО»
Подготовила учитель биологии
Артеменко Людмила Васильевна
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Сухомлинский
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, её творческим способностям.
Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере.
Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения данных методов на уроках биологии для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.
ФГОС ООО предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько « научить учиться».
В своей практике применяю такие активные методы, как:
1) работа в малых группах – решение занимательных биологических задач
Задача о бабочке «Что случилось с червячком?» по теме «Чешуекрылые», 8 класс.
«Жили-были четыре друга: мышонок, цыплёнок, червячок и муравей. Пошли они гулять и на берегу пруда встретили лягушонка, который позвал их в воду — плавать. Друзья не умели плавать и лягушонок стал над ними смеяться: «Ну куда же вы годитесь? Вы — трусишки!» Друзья решили отправиться в плавание и вместе построили кораблик из куска коры, прутика и большого листа вместо паруса. Друзья весело плыли на кораблике, но вдруг туча закрыла солнце, усилился ветер и началась гроза. Цыплёнка смыло волной, но его спас лягушонок. А остальных выкинуло на островок… Червячок исчез. Появляется прекрасная бабочка.
Что случилось с червячком? Червячок превращается в бабочку. Опровергните или докажите это суждение.
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с культурным образцом».
2) широко использую на уроках загадки, пословицы, поговорки . Произведения устного народного творчества делают урок более интересным, познавательным, насыщенным, позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.
3) мозговой штурм (индивидуальный, парный, групповой) - специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника.
Например: "Что произойдёт, если на Земле исчезнут все бактерии?"
4) сказки-игры применяю для закрепления материала или при повторении домашнего задания.
В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.
Задание: Составить формулу цветка.
5) творческие задания : составить кроссворд, синквейн, исправить ошибки в научном тексте.
6) работа с учебником: обучающиеся самостоятельно читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу.
Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Это позволяет дифференцировать работу с обучающимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.
7) приёмы создания проблемной ситуации . Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением.
Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства ». Проблемную ситуацию можно создать разными приёмами. Например, предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Так на уроке биологии в 9 классе по теме « Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты » привожу такие данные:
« Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объёме крови может раствориться примерно 0,1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода? »
На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача:
« Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки ».
Роль проблемной ситуации может выполнить « яркое пятно ». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни .
Например: на уроке биологии в 9 классе, изучая тему «Иммунитет и его виды», можно использовать исторические факты: «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки–пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. XIX века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?»
И.И. Мечников
При изучении темы «Пресмыкающиеся» в 8 классе можно заинтриговать детей таким фактом :
« Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишённой кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь? »
8) применение краеведческого материала на уроках биологии позволяет создать атмосферу, при которой дети чувствуют необходимость учебных занятий, воспринимают с интересом новые знания, ощущают себя участниками, а не сторонними наблюдателями происходящего, делятся результатами исследовательской работы по краеведению.
Ученики 6-7 классов довольно часто испытывают затруднения при формировании таких логических универсальных учебных действий как умения подводить частные явления под общее понятие, закон. Преодолеваем с ребятами это противоречие с помощью краеведческого материала. При изучении тем «Мхи», «Хвощи, Папоротники», «Голосеменные», «Покрытосеменные» предлагаю детям задание: сравнить строение растений данного отдела, произрастающих на территории Донецкой области с растениями, произрастающими в других климатических зонах. На основании сходства указать общие признаки отдела.
Ещё одной из наиболее доступных и эффективных форм, которую я применяю в своей работе является экскурсия . Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий. Мы живём в холмистой местности (в народе это называют «бугры»), осенью или весной ходим с ребятами туда на экскурсию, изучаем растения, произрастающие на территории родного края, также неоднократно посещали с ребятами зоопарк, расположенный неподалёку от нашего посёлка.
Использование элементов краеведения на уроках биологии способствует формированию не только высокой биологической и экологической грамотности обучающихся, но и ценностного отношения к природе родного края, системы знаний, взглядов и убеждений свободной, ответственной, духовно богатой личности, направленных на осознание необходимости постоянной заботы о сохранении природы своей «малой родины».
9) практический эксперимент. Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами обучающихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента обучающиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.
Интересным приёмом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с обучающимися мы пытаемся объяснить полученный результат.
Например, при изучении темы «Грибы» ставим следующие задачи:
- показать строение шляпочного гриба;
- рассмотреть многообразие грибов на нашей планете;
- ввести в понятия определения «грибница», «гифа», «плодовое тело».
- развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать;
- повысить интерес к предмету биология;
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе .
10) обучение с использованием компьютерных обучающих программ.
Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счёт фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов : текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
11) метод проектов: форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
Формирование способностей – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности.
Формирование творческих способностей ведёт к развитию у учащихся склонностей к какой-либо деятельности, которая в дальнейшем определяет у них свои жизненные планы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!