СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация собственного педагогического опыта «Формирование читательских компетентностей обучающихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит материал по обобщению педагогического опыта в рамках развития читательских компетентностей младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Презентация собственного педагогического опыта «Формирование читательских компетентностей обучающихся начальной школы»»

Презентация собственного педагогического опыта

Учителя начальных классов ГОУ ЛНР «Проезжанская ОШ»

Тарасенко Наталии Александровны

Должность: учитель начальных классов и английского языка

Стаж 22 года


«Формирование читательских компетентностей обучающихся начальной школы»


«Любите жизнь и цените каждую её минуту,

Несите радость, в книгах истину ищите, а людях – мудрость!»


"Чтение-это окошко, через которое дети

видят, познают мир и самих себя».

И. О. Сухомлинский.

Современные обучающиеся ... какие они? Прогрессивные, более приспособленные к жизни, мобильные, обогащенные большим объемом информации, которую они п олучает из различных источников: пресса, литература, телевидение, интернет. Из перечисленных источников большинство детей выбирают более доступные и простые, не требующие чрезмерных усилий. Поэтому интернет постепенно начинает занимать главное место в досуге ребенка. Доступность видео, рисунков, рекламных постеров - это основное преимущество всемирной информационной сети над обычной книгой. Как следствие, у обучающихся, которые мало читают, снижается техника чтения, исчезает любовь к художественному слову, теряется способность строить и грамотно высказывать собственные суждения.

Моя задача, как учителя начальных классов, не дать угаснуть читательскому интересу, помочь понять мудрость книги и показать ее необходимость для успешного обучения . Ибо само чтение является одним из основных предметов в системе начального образования, что формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Качество чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы и обеспечивает успешное дальнейшее обучение при переходе из начального звена в среднее. Необходимость усовершенствования способности школьника приобретать знания и применять их в собственной творческой деятельности и определяет актуальность выбранной мной темы «Формирование читательской компетентности младшего школьника», над которой работаю второй год.

Основной идеей моей работы является становление и развитие качеств ребенка-читателя, способного к самостоятельной читательской и творческой деятельности. А главной целью моей деятельности по решению данного вопроса - является формирование у обучающихся умения воспринимать, осмысливать и оценивать прочитанное. Развивать творческое мышление и умения высказывать собственные суждения; воспитание ценностных отношений к окружающему миру школьника, как носителя и создателя культуры.

Большинство учёных, которые исследовали и исследуют формирование читательской деятельности младшего школьника пришли к выводу, что у детей недостаточно сформирована читательская компетентность из-за недостаточного качества чтения и потери интереса к чтению.

Обучение чтению всегда было одной из основных проблем начального обучения. Если в начальной школе не сформировались крепкие умения и навыки быстрого и сознательного чтения, то в дальнейшем будет трудно их выработать. Сухомлинский считал, и я с ним полностью согласна, что подготовленным к обучению в среднем и старшем звене является тот обучающийся, который, читая, сосредотачивает умственные усилия не на процессе чтения, а на содержании материала. А уровень сформированности читательской компетентности будет свидетельствовать о готовности выпускника начальной школы к полноценному восприятию более сложных по форме и содержанию произведений, усвоению новых терминов в основной школе. Достичь должного уровня сформированности читательских компетентностей можно путем одновременного формирования у учащихся всех ее составляющих:

  • речевой, предусматривающей формирование и развитие речевых умений и навыков;

  • литературоведческой, предусматривающей практическое ознакомление с литературоведческими понятиями, восприятие, анализ литературного произведения;

  • библиотечно-библиографической, предусматривающей формирование умения ученика работать с книгой, периодическими изданиями как источниками получения информации;

  • литературно-творческой , предусматривающей развитие и реализацию литературно-творческих умений и способностей учащихся и эмоционально-ценностной , в основе которой, развитие эмоциональной и чувственной сферы обучающихся, умение высказывать оценочные суждения относительно прочитанного.

Важным условием формирования читательской компетентности является разнообразие методов и приемов обучения, видов работы, которые выполняют ученики, и качественный уровень навыков чтения. Поэтому я уделяю должное внимание формированию читательских компетенций на всех этапах своих уроков и во внеклассной работе.

На этапе организации обучающихся к работе на уроках использую стихотворные поздравления, способствующие эмоциональной настройке учащихся на урок. В зависимости от цели, приветствие может быть произнесено мной, всеми обучающимися, прочитано с доски или со слайда презентации. Чаще всего использую такие настройки на урок:

1) Прозвенел уже звонок -

Начинается урок!

Будем работать усердно,

Чтобы услышали в конце,

Что в нашем третьем классе

Все ребята молодцы!

2) Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

3) Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

4) С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.


Такие упражнения помогают обучающимся сосредоточиться, настроить речевой аппарат и являются речевой разминкой перед основными видами работы.


На уроках литературного чтения, для развития читательских навыков, практикую упражнения на развитие речевого аппарата (скороговорки и чистоговорки). Скороговорки улучшают дикцию и обогащают словарный запас, развивают память и вырабатывают темп речи. Самые распространенные, которые я использую:

У осы не усы, а усики.
Сорок сорок съели сырок.
Нашей Маше дали манной каши.
Тише, мыши, кот на крыше.
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.
Пекарь пёк калачи в печи.
Слишком много ножек у сороконожек.
На дворе трава, на траве дрова.
Три сороки-тараторки тараторили на горке и др.

А чистоговорки, кроме вышеупомянутого, еще и способствуют развитию умений рифмовать слова. Например:

Ла-ла-ла — наша деточка (мала).

Ли-ли – ли-мы полянку ... (нашли).

Ма-ма – ма-наступила ... (зима).

Аш-аш-аш — есть у Пети (карандаш).

Ца-ца-ца — кота прогнала я с (крыльца).
Жа-жа-жа — есть иголки у (ежа)., и т.п.

Для развития угла зрения практикую упражнения» найдите слова в слове"

(Метро, медаль, выразительно, медведь, винтовка, портрет, минутка, камната) и

"Заколдованные слова"

Для улучшения темпа чтения систематически на уроках провожу такие упражнения: «Дождик» (чтение быстрее, медленнее и наоборот сопровождая установкой детям: дождик пошел сильнее .. утихает и т.д, «Диктор» (выразительное чтение, как диктор по телевиденью) , «Прицеп» (обучающийся, который слабее читает в паре с сильным, подтягиваясь за ним), "Волк и заяц", что позволяет более слабым ученикам подражать более сильным.

На этапе актуализации опорных знаний использую инсценировки, словесное рисование, загадки, кроссворды, угадывание героя по описанию или поступкам, деформированные тексты.

Для мотивации учебной деятельности на своих уроках использую приемы «предвидение», «решение проблемы», «помощь герою», «выбери позицию», «ассоциативный куст».

Например, на уроках литературного чтения встречается много текстов о доброте и можно поговорить о человеческом сердце. Создать ассоциативный куст: для чего человеку СЕРДЦЕ

Спросить ребят:

- А что вы знаете о сердце?

- Сожмите свою левую ладошку в кулачок - вот такой величины ваше сердечко. А теперь давайте послушаем, как бьется наше сердце. Пока сердце бьется, до тех пор человек живет.

«Выбери позицию»

- А вот мне интересно узнать: если бы ученые изобрели такое искусственное сердце, которое бы работало вечно, и не старело от боли и волнений, тогда и люди бы никогда не умирали? Может так бы было лучше...как вы думаете?

Выберите позицию на листах-помощниках:

  • Я выбираю искусственное сердце, которое не испытывает ни радости, ни боли и никогда не останавливается.

  • Я выбираю человеческое сердце, которое живет, ощущая радость и волнения, а состарившись останавливается.

Лично мне очень нравятся, и я постоянно использую на уроках упражнения на развитие молчаливого чтения, предложенные американским ученым Бруком. Их целесообразнее всего использовать на этапе систематизации и закрепления нового материала. Они позволяют одновременно проверить уровень усвоения полученной информации всех учащихся класса со значительной экономией времени. Эти упражнения построены на принципе тестов разных видов. Можно использовать более крупные по объему тексты и восстанавливать содержание с помощью пунктов плана.

Рефлексия - очень важный этап любого урока. Именно здесь определяется результат проделанной работы на уроке и устанавливается связь между известным и необходимым в дальнейшей работе. На этом этапе я использую методы «Микрофон», с помощью «сигнальных цветов» анализирую ожидания учеников от урока, предлагаю подтвердить или изменить собственное мнение методом «Выбери позицию». На этом этапе важно показать ребенку результаты его труда, своевременно похвалить и оценить. По опыту работы я могу сказать уверенно, что дети при таком стимулировании работают заинтересованно, с большим увлечением. Поэтому на этапе оценивания применяю "Карту успеха", с помощью которой дети оценивают свою работу на разных этапах урока.

Формированию читательской компетентности учащихся способствует внеклассное чтение. Мои ученики являются активными читателями как школьной, так и сельской библиотеки. Всячески способствую здоровой конкуренции между учениками, так называемой «погоне за лидером», введя рейтинг СУПЕР – читателей в номинациях «Скорость», «Выразительность», «Понимание», «Творческое переосмысление»


Работа над проблемным вопросом продолжается и во внеурочное время. Традиционным является проведение литературных игр, библиотечные уроки, акции «Книга своими руками», «Книжная больница».

Большая роль в развитии читательской компетенции детей принадлежит семье, поэтому на родительском собрании даю советы родителям, относительно необходимости семейного чтения и обсуждения прочитанного в семейном кругу, выбора художественной книги для ребенка, учитывая детские интересы.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что успешное формирование читательской компетентности возможно лишь при условии одновременного формирования у обучающихся постоянного взаимодействия речевой, литературоведческой, библиотечно-библиографической , литературно-творческой и эмоционально-ценностной составляющих. Подтверждением моего мнения являются дидактические заповеди В. Сухомлинского:

«Ребенок рождается не с готовыми способностями, а только с их задатками».

Поэтому, если создать подходящие условия для развития этих задатков, то ученик поглощает их быстро, непринужденно, успешно. «Такие дети в дальнейшей жизни становятся радостными, счастливыми людьми, приносят пользу себе и обществу в целом».