Задание 27 единого государственного экзамена
по русскому языку
2019
Композиция сочинения
Композиция – это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей .
Комментарий к проблеме
(2 примера-иллюстрации)
Проблема
Позиция автора
Собственное мнение
Вывод
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Типы проблем
Философские Социальные Политические
Нравственные Экологические
Эстетические
Типовые конструкции (клише)для формулирования проблемы
Проблема (какая?) сложная, важная, актуальная, глубокая, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?) воспитания, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой..
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (ФИ автора в род.п.) поднимается проблема…
Текст (ФИ автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
Комментарий к проблеме – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Каким способом можно прокомментировать проблему?
Проблему можно прокомментировать
- своими словами;
- ссылкой на текст.
Примеры иллюстрации должны быть взяты только из текста. Именно они демонстрируют экспертам, насколько глубоко и точно вы поняли текст
Способы отсылки к исходному тексту :
- 1) ссылки на номера предложений;
- 2) цитирование, оформленное как прямая или косвенная речь;
- 3) размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте.
Типичные ошибки при комментировании:
- комментарий отсутствует;
- прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная;
- прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;
- допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);
- комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;
- комментарий подменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);
- комментарий заменяется перечнем проблем;
- отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям;
- не выявлена смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
Средства выражения позиции автора
Слова-маркеры
( главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)
Оценочная лексика (отличный, чудесный, прекрасный, изумительный роскошный, гадкий, нахальный, противный и т.п.)
Вводные слова (к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.)
Побудительные предложения
Средства выразительности
Типичные ошибки при определении позиции автора:
- позиция автора не сформулирована совсем;
- позиция автора сформулирована неверно;
- позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и прокомментировали;
- вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиции неодинаковы)
Отношение к позиции автора по проблеме текста
- Доказательство, подтверждение, объяснение, возможно приведение доводов, примеров.
- Важно! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста – согласны вы или не согласны с мнением автора, сформулировать свой тезис, а лишь потом обосновать СВОЮ позицию, свое отношение к заявленной идее автора.
Типичные ошибки при выражение собственного мнения:
- собственное мнение не выражено;
- обосновывается мнение, которое вами не заявлено;
- собственное мнение выражено, но не подтверждено развёрнутым тезисом и не обосновывается (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен/я не согласен с позицией автора )
Удачи вам, выпускники!