СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бегун М.Н., учитель начальных классов
МОУ «Школа № 7 города Ясиноватая»
специалист, старший учитель
Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.
В.А.Сухомлинский
Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней,
быть ей не чужим, а близким, своим…
Д.М. Кайгородов
Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Цели экологического образования и воспитания школьников :
- углубление знаний о природе и формирование ответственного отношения к ней
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее
- понимание неразрывной связи природы и общества
- воспитание экологической культуры учащихся, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу окружающей среды
- овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу
СОДЕРЖАНИЕ экологического образования
комплексно
идеологическое
научное
правовое
нравственно-эстетическое
личностно – мировоззренческое
практические аспекты.
Принципы экологического воспитания
Осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Понимание того, что человеческая история есть история народа.
“ Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”
Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”:
Экологическое образование – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Уровни экологического образования
учащихся школы
Формирование
экологического сознания
2-й уровень
1-й уровень
Экологическое просвещение
Деятельность МОУ
«Школа №7 города Ясиноватая»
по формированию экологического сознания в начальной школе
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы и внеклассная работа
Экологическое образование и воспитание
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
окружающего мира
русского языка
-составление проектов:
«Почему воду надо
беречь?», «Откуда берется
электроэнергия?», «Природные ресурсы», «Я и окружающая среда»,
-плакатов: «Мы- хозяева нашей планеты», «Мусор и отходы: в чем разница?»…).
-выполнение упражнений на основе текстов экологической направленности,
-эссе «Как сохранить природу в чистоте…»,
-сочинения «Природа - мой дом»,
-составление четверостиший об окружающей среде..,
-письмо диктантов «В лесу», «Моя планета-мой дом»,
-изложений о сохранении ресурсов природы)
НА УРОКАХ
литературного чтения
-проекты по
составлению сказок
экологического характера, конкурсы
чтецов стихотворений о природе…)
математики
-составление задач по экологии, задания типа:
«Реши пример, отгадай букву ,прочитай пословицу…»)
-
НА УРОКАХ
трудового обучения
-изготовление поделок из природного материала, выставка детских работ по экологическому направлению,
-изготовление кормушек, работа на пришкольном участке,
-уход за комнатными растениями)
изобразительного искусства
- (рисунки, плакаты по сохранению окружающей среды…)
тематические классные часы
- по экологическому воспитанию: «Берегите лес от пожаров», «Защитим нашу Землю», «Что такое экология», «Охрана животных», «Красота дикой природы» и т.д.
ВНЕКЛАССНЫЕ, ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- организация экологических субботников,
- акция «Сохраним первоцветы» ,
- конкурсы рисунков «Сохраним родную природу» ,
- конкурсы плакатов «Хочу с природою дружить» об окружающей среде.
-Проведена работа по озеленению школьного дворика. - Школьные клумбы пополнились разнообразными цветами.
-Открыта комната- оранжерея для растений и животных.
КРУЖОК
«Клуб любителей животных»
все занятия направлены на формирование экологического сознания
ВЫВОДЫ:
Начальная школа играет важную роль в системе экологического образования и воспитания.
Именно здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе.
Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!