СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики»

Обновленный ФГОС: предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики  Учитель физики МБОУ Дячкинской СОШ Калашникова Т.И

Обновленный ФГОС: предметное содержание и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики

Учитель физики МБОУ Дячкинской СОШ

Калашникова Т.И

« Изучение физики способно внести решающий вклад  в формирование естественно-научной грамотности обучающихся. » (из примерной ООП ООО)    ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Результаты изучения физики должны отражать, в частности: приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.

« Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно-научной грамотности обучающихся. » (из примерной ООП ООО)

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Результаты изучения физики должны отражать, в частности:

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
Формирование функциональной грамотности позволит решить ряд задач:            оценивать уровень предметных знаний и умений;        оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;       оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;     формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA

Формирование функциональной грамотности позволит решить ряд задач:

  •          оценивать уровень предметных знаний и умений;
  •        оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;
  •       оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
  •     формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции
  • Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA
 Один из видов функциональной грамотности: естественнонаучную грамотность, можно развивать на уроках физики у обучающихся 7-9 классов.              Материал, содержащийся в открытых банках заданий по формированию функциональной грамотности дает следующие возможности: работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма); работать с реальными данными, величинами и единицами измерений; поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование  учебного и жизненного опыта. Задания банка данных можно использовать в разных формах: - показать на интерактивной доске; -распечатать и раздать ученикам для самостоятельной или групповой работы; - протестировать учеников в режиме тренажера.

Один из видов функциональной грамотности: естественнонаучную грамотность, можно развивать на уроках физики у обучающихся 7-9 классов.

Материал, содержащийся в открытых банках заданий по формированию функциональной грамотности дает следующие возможности:

  • работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
  • работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
  • поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование

учебного и жизненного опыта.

Задания банка данных можно использовать в разных формах:

- показать на интерактивной доске;

-распечатать и раздать ученикам для самостоятельной или групповой работы;

- протестировать учеников в режиме тренажера.

Естественнонаучная грамотность Проверяются следующие компетенции обучающихся: научное объяснение явлений (применить естественнонаучные знания для объяснений явлений, использовать и создавать объяснительные модели, объяснять принцип действия технического устройства или технологии и др.); понимание особенностей естественно - научного исследования (распознавать и формулировать цель исследования, предлагать или оценивать способ данного исследования, выдвигать объяснительные гипотезы и способы их проверки); интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов (анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы, преобразовывать одну форму представления данных в другую, распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах).

Естественнонаучная грамотность

Проверяются следующие компетенции обучающихся:

  • научное объяснение явлений (применить естественнонаучные знания для объяснений явлений, использовать и создавать объяснительные модели, объяснять принцип действия технического устройства или технологии и др.);
  • понимание особенностей естественно - научного исследования (распознавать и формулировать цель исследования, предлагать или оценивать способ данного исследования, выдвигать объяснительные гипотезы и способы их проверки);
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов (анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы, преобразовывать одну форму представления данных в другую, распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах).
Основные проблемы в подготовке школьников: дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Всему этому можно и нужно учить!

Основные проблемы в подготовке школьников:

  • дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»:
  • формулировать вопросы;
  • обосновывать, доказывать;
  • использовать простейшие приемы исследования;
  • строить развернутые высказывания;
  • устанавливать надежность информации;
  • сотрудничать. Всему этому можно и нужно учить!
Информационные ресурсы Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы) Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII–IX классы) Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Институт стратегии развития образования Российской академии образования Федеральный институт педагогических  Министерство просвещения РФ. измерений Институт стратегии развития образования Российской академии образования        

Информационные ресурсы

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII–IX классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Институт стратегии развития образования Российской академии образования

Федеральный институт педагогических 

Министерство просвещения РФ.

измерений

Институт стратегии развития образования Российской академии образования

  •  
  •  
  •  
  •  
Научное объяснение явлений

Научное объяснение явлений

Интерпретация данных для получения выводов

Интерпретация данных для получения выводов

Анализ, интерпретация данных, работа с техническим текстом

Анализ, интерпретация данных, работа с техническим текстом

Объяснение работы технического сооружения,  выявление экологических проблем

Объяснение работы технического сооружения, выявление экологических проблем

Анализ, интерпретация данных, работа с техническим текстом

Анализ, интерпретация данных, работа с техническим текстом

Естественнонаучное исследование, практическое применение (анализ графиков, таблиц, выбор по техническим параметрам)

Естественнонаучное исследование, практическое применение (анализ графиков, таблиц, выбор по техническим параметрам)

Как правило, комплексные задания включают несколько отдельных заданий по определенной теме. Каждое из заданий относится к разным компетенциям: «научное объяснение явлений», «интерпретация данных для получения выводов», «применение методов естественнонаучного исследования» и др. Задания подобраны по разному типу сложности: низкий, средний, высокий. Ситуации в заданиях могут быть понятны и интересны обучающимся. Обязательно используется иллюстративный материал: фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы. Это обеспечивает мотивационный потенциал комплексного задания. Задания можно использовать на разных этапах урока: формулирование темы урока, создание проблемной ситуации, рефлексия, исследовательская деятельность и др. Некоторые задания можно использовать не только на уроках физики (географии, биологии, химии, истории, ОБЖ, астрономии). В этих случаях использование комплексного задания будет способствовать установлению межпредметных связей и формированию умений применять те научные знания, которые необходимы для объяснения данного явления в независимости от формальной предметной принадлежности явления. Таким образом, материал, содержащийся в открытых банках заданий по формированию функциональной грамотности, помогает учителю в подборе материалов к уроку, а также и внеурочной деятельности.

Полезные материалы

Полезные материалы

Адреса педагогического опыта

Ф.И.О учителей физики-новаторов

Якунина Ольга Борисовна

Территория, ОУ

г.Таганрог,

Дзюба Татьяна Владимировна

Проблема, тема

Ссылка на публикацию

МАОУ лицей №4 (ТМОЛ)

Создание развивающей образовательной среды  в процессе обучения физике в условиях ГИА

г.Таганрог,

Бауэр Татьяна Михайловна

обобщенного опыта (сайт, журнал, пособие…)

Соколова Ольга Александровна

МАОУ лицей №28

Организация учебных исследований на уроках физики в логике ФГОС

Косоножкина Наталья Юрьевна

г.Донецк РО, Каменский район

Дворникова Галина Витальевна

г. Ростов-на-Дону, МАОУ «Классический лицей № 1»

Шараева Ирина Викторовна

Учителя и ученики. Сайт Сетевого взаимодействия учителей и учеников Каменского района, школы №4, гимназии №12 г. Донецка Ростовской области

https://nsportal.ru/dzyuba-tatyana-vladimirovna

https://uchitelia-i-ucheniki.jimdosite.com/

Проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в логике ФГОС

Песчанокопский район МБОУ Развиленская СОШ №9

 

https://sokolovaoa.wordpress.com/

Точка роста» – новое качество образования в сельских школах

 

 

https://dvornikova-dvor.wixsite.com/mysite/moi-rabochie-programmy

https://sites.google.com/site/exbntkmufkbyf/

. Современные   подходы   в   образовании,   ориентированные   на   результат,   требуют изменений в учебной подготовке учащихся.  Развитие естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения  и успешной социализации в обществе. Спасибо за внимание . Успехов в учении!!!!

.

  • Современные   подходы   в   образовании,   ориентированные   на   результат,   требуют изменений в учебной подготовке учащихся.
  • Развитие естественнонаучной грамотности, которое предполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения  и успешной социализации в обществе.

Спасибо за внимание .

Успехов в учении!!!!