«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в методах патриотического воспитания дошкольников.
План работы:
1.Теория по проблематике выступления.
2.Примеры из практики педагогической деятельности (собственный опыт, опыт педагогов-мастеров и т.д.).
3.Формулировка выводов о наиболее эффективных методах гражданско-правового воспитания в конкретной дошкольной образовательной организации.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству». Д. С. Лихачев
Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольного образования – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Прививая воспитанникам чувство патриотизма, используем следующие методы:
1. Наблюдения (за природой родного края, за ближайшим окружением, трудом взрослых).
2. Беседы с воспитанниками о нашей стране, родном городе, важных событиях нашего народа, традициях, народных праздниках, участие в этих мероприятиях.
3. Рассказ взрослого о выбранном объекте, событии с использованием наглядности и ИКТ.
4. Чтение отечественной художественной литературы , разучивание стихотворений, потешек, песенок, знакомство с народным фольклором, русским народным промыслом.
5. Знакомство с творчеством отечественных авторов произведений, композиторов, художников.
6. Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда (в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, уход за зеленой зоной, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за добросовестно выполненные поручения.
7. Личный положительный и поучительный пример взрослого (беседы, пояснения поступков взрослых и детей, оценка детьми собственных поступков).
Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из собственной практики):
1. Организация соответствующей развивающей среды: в группе оформлен «Патриотический уголок», который оснащен различными наглядными материалами (геральдикой нашего государства, города; настольно-печатными играми, альбомами «История нашего города», «Костюмы народов России», художественной литературой для детей).
2. Экскурсии, целевые прогулки, которые приносят много восторга и радости у детей. Такие экскурсии дают возможность насладиться красотой нашего города вживую, узнать об интересных местах, достопримечательностях, понаблюдать за изменениями в природе в разное время года.
3.Мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, вызывающие наиболее эмоциональный отклик у детей: праздники «9 мая», «День защитника Отечества», «День пожилых людей», «День России». Народные праздники: «Коляда», «Масленица», православный праздник «Пасха».
4. Взаимодействие с родителями воспитанников. Проводим с их участием выставки, конкурсы: «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Пасхальное чудо» и т.п. Участвуют в мероприятиях по уборке участка от снега, сооружении снежных фигур, озеленению территории детского сада.
Вывод:
Используя предлагаемые методы и формы патриотического воспитания, можно добиться успеха: показать детям красоту
родного города, познакомить с талантами русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научить детей любить свой город и страну, гордиться Россией.
Проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее своей страны.