СОСТАВЛЕНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В.И. КНУТАС
Рабочие программы по адаптивной физической культуре для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся являются ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физической культуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями слуха
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Федерал ьн ый г ос у дарств ен ный обр а з овате льн ый ста н д а р т начально г о общ е го об р а з ова н ия о б у чающи х с я с о г раниче нн ы м и возможн о ст я ми з доровья ( у т в ер ж д е н п ри к а з ом Ми н ист е рства обра з ов ани я и на у ки Р о сс и йс ко й Фед е рации от 1 9 д е ка б ря 20 1 4 г. № 1 5 98 )
- Прим е рная адапт и ро в а н ная о сн о вная общ е обра з овательная пр о грам м а начал ь ного обще г о обра зо вания гл у хих о б у чающи х с я (одобренная реш е н и ем ф ед е ра л ьн о г о у чебн о - м ет о дичес к ого о б ъ е динен и я по общему обр а з ова н ию, про т ок о л от 22 дека б ря 2 015 г. № 4/ 1 5 )
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3
- Нормативно-методическая документация Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования
- Положение о порядке разработки программ учебных предметов, курсов
- Устав ОУ и т.д.
АОП ДЛЯ ГЛУХИХ
И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВАРИАНТЫ
глухие
слабослышащие и позднооглохшие
1.1 – 1.2. – 1.3. – 1.4
2.1 – 2.2 – 2.3.
АОП ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВАРИАНТ 1.1 - предназначен для образования глухих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития близкого возрастной норме
ВАРИАНТ 1.2 - предназначен для глухих обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО
ВАРИАНТ 1.3 - предназначен для образования глухих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также глухих детей с задержкой психического развития
ВАРИАНТ 1.4 - предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)
АОП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВАРИАНТ 2.1 - предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме
ВАРИАНТ 2.2 - рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает от возрастной нормы, но не достигает степени умственной отсталости
ВАРИАНТ 2.3 - предназначен слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АОП
- пр и з н а ние о б у ч е ния и в осп и т а ния как е д ин о г о п р о цесса
- развитие личности в соответствии с требованиями современного общества
- разработка содержания и технологий АОП
- ориентация на результаты образования
- реализация права на свободный выбор мнений и убеждений
- разнообразие организационных форм образовательного процесса
ЦЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ АОП
- форм и ров а ни е общей к у ль т у ры, о б еспечив а ющей раз н осторон н ее разв ит ие л и ч н ос т и
ЗА Д АЧИ:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
- формирование основ учебной деятельности
- создание специальных условий для получения качественного образования
- развитие способностей и творческого потенциала
- оказание непрерывной консультативно-методической помощи
- обеспечение психолого-педагогической помощи
П Р И Н Ц И П Ы
- п р ин ци п ы го с у дарст в ен н ой п о л и т ики Р Ф в области образован и я
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса
- принцип развивающей направленности образовательного процесса
- онтогенетический принцип
- принцип преемственности
- принцип целостности содержания образования
- принцип направленности на формирование деятельности
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений
- принцип сотрудничества с семьей
МОДУ ЛИ АОП
инва р и а нтный мод у ль
ва р иа т ив н ый м о д у ль
г и мн а стика, лег к ая атле т ика, зи м н ие виды спорта, п о д вижные и с порти вн ы е и гры, плава н ие
о с об ые обра з овате льные потр е б н ос ти о б у чающ и хся, р ег и он ал ьные клима т иче с к ие и этн ок у льт у рные о с обенности, с у четом в ыбора в и д ов с п о р т а
т е матичес к ий м о д у ль
рас п ред ел ение п р о грам м н ого мат е риала по годам и п е ри о д а м о б у чения
ВАРИАНТЫ 1.2 И 2.2
ВАРИАНТЫ 1.1, 2.1
МЕ С ТО УЧЕБНО Г О П РЕДМ ЕТ А В УЧ Е Б Н ОМ П Л АНЕ
2 часа в неделю в каждом классе
2 часа в неделю в каждом классе, 1 дополнительный класс
(с пролонгацией)
ВАРИАНТЫ 1.3, 1.4 И 2.2
2 часа в неделю в каждом классе, 1 дополнительный класс
(с пролонгацией)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН АОП
предметная область
Варианты 1.1, 2.1
Варианты 1.2, 1.3, 1.4 и 2.2, 2.3
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
коррекционно-развивающая область
внеурочная деятельность
СТРУКТУРА АОП
ц е л е в о й раздел
с о д е р ж а т е ль н ый раздел
о рга н иза ц и о н н ы й раздел
Ц Е Л Е В О Й Р А ЗД ЕЛ
- п ла ни р у е м ы е р е з у льта т ы о с в о е н и я адаптир о в а н н ой о браз о ва т е ль н ой п р о гр а м м ы
- сист е м а о ц е н ки д о ст и ж е н ия п ла ни р у е м ых р е з у ль т а т о в
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- место учебного предмета в учебном плане
- характеристика двигательного развития
- планируемые результаты освоения программы
- содержание программы
- тематическое планирование
- критерии и нормы оценки знаний обучающихся
- материально – техническое обеспечение
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- учебный план - п р е д м е тн ая и к о р р е к ц и о н но -ра з в и ва ю щ ая о бласти
- сист е м а у с л о в и й р е а л и за ц и и а д апт и р о ван н о й о бра з о ва т е ль н о й п р о гр а м м ы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
СТРУКТУРЫ АОП
вариант АОП
1.1-1.2
обязательная
1.3, 2.3
2.1-2.2
часть, формируемая участниками образовательного процесса
80%
часть
- 70%,
1.4.
20% от общего объема
30% от общего объема
60%
40% от общего объема
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВАРИАНТЫ 1.1 и 2.1
- обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО и ООО
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.2
- овладение обучающимися основными представлениями о собственном теле
- овладение умениями поддерживать образ здоровый жизни
- развитие основных физических качеств
- формирование навыков контроля за собственными движениями
- овладение тематической и терминологической лексикой
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.3
- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле
- овладение умениями включаться в занятия
- формирование умения следить за своим физическим состоянием
- развитие основных физических качеств
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.4
- обучение выполнению доступных видов движений на уроках
- формирование умения включаться в доступные ребёнку занятия
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности
- формирование умения следить за своим физическим состоянием
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2.2
- формирование основных представлений о собственном теле
- формирование умения поддерживать здоровый образ жизни
- развитие практики здорового образа жизни
- формирование навыков контроля за собственными движениями
- овладение тематической и терминологической лексикой
- обеспечение участия обучающихся в спортивных школьных и внешкольных мероприятиях
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2.3
- формирование основных представлений о собственном теле
- формирование умений включаться в занятия
- формирование умения следить за своим физическим состоянием
- развитие основных физических качеств
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАПРАВЛЕНИЯ
нравственное
социальное
общекультурное
спортивно-оздоровительное
коррекционно-развивающее
П РО Г РАМ М А
К О Р Р Е К Ц И О Н Н О Й Р А Б О ТЫ
- н а п р а в л е н н а н а п р е о д о л ени е к о м м у н и ка т и в н ых б арь е р о в и п о дд е р ж к у в о с в ое н и и АО П
- п р е д у с м атрив а е т у ч ё т о с о бых о браз о ва т е льных п о т р е б н о с т е й глухих и сла б о слышащих о б у ча ю щ и хся п ос р е д с т в о м и нд и в и д у ал и за ц ии и д и фф е р е н циа ц ии о браз о ва т е ль н о г о п р о ц е сса
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
музыкально-ритмические занятия
организованы на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ
ВАРИАНТЫ 1.1 и 2.1
- преодоление коммуникативных барьеров
- психолого-педагогическая поддержка в освоении АОП
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ
ВАРИАНТЫ 1.2 и 2.2
- формирование правильных движений под музыку
- развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ
ВАРИАНТЫ 1.3 и 2.3
- развитие умений начинать и заканчивать движения
- развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ
ВАРИАНТ 1.4
- приобщение детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой
- формирование интереса к различным видам музыкальной деятельности
- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!