ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Составитель: Волкова А.А.
Социальный педагог ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде
Понятие «социальная технология»
Понятие "социальная технология" в России появилось в 70- 80-е годы 20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной технологии, из них наиболее существенными являются следующие определения:
- социальная технология - это определенная программа деятельности по решению социальной проблемы;
- социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к с о циально - педагог и ч е ск и м т е хн о ло г ия м , п о с к о л ьк у деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.
Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).
Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.
Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Социально-педагогическая
д е я т е льно с ть начина е т с я с
постановки цели и задач , которые необходимо решить специалисту – сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др.
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности.
Содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная ди а гностика
Социальная ре а б илит а ция
Социальная опека
ТЕХНОЛОГИИ С ОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальное о беспечение
Социальная пр офил а ктик а
С оци альный контроль
С оци альн а я адаптация
Социальное к он с у л ь тирова ние
Социальная терапия
Типы социально-педагогических технологий
Социально-педагогические технологии
Де я т е льн о стные технологии
С у б ъ е ктивные технологии
Средовые
г р уппо в ые
индивидуальные
массовые
Субъективные технологии
индивидуальные, групповые, массовые
Субъективные технологии направлены на конкретного
человека или на группу людей.
Индивидуальные (персональные) технологии:
- технологии самопознания, саморазвития, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации, самообучения и т.д.
- различаются по направленности деятельности, по возрастному признаку и т.д.
Групповые технологии:
- технология трудоустройства безработных;
- технология перевоспитания детей девиантного поведения;
- технология социальной реадаптации детей-инвалидов;
- технология семейной психотерапии и т.п.
- по направленности деятельности, по возрастному, профессиональному признаку и т.д.
Массовые технологии - это технологии воздействия на общество, на массу людей, к примеру, технология гражданского, идеологического воспитания и т.д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По своей сути каждая из технологий является деятельностной , поскольку предусматривает осуществление с о ц и альн о -п е да г огич е с к ой д е я т е льно с ти. О дна к о характеристика деятельности может выходить на первый план. В этом случае различают следующие деятельностные технологии.
Т е хн о ло г и и , напра в л е нн ы е н а органи з ацию с о циальн о - педагогической деятельности:
- т е хн о логия прогн оз и рования, п роектирования, моделирования социально-педагогической деятельности и т.
д.
Т е хн о ло г и и , оптими з и р у ю щ и е деят е льно с ть воспитанников:
- технология консультирования, корректировки личностных
мотивов и т.д.
Технологии социальной работы
- СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
- СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
- СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
- СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
- СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА
Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического
во з д е й ст в и я , г о с у дар с тве н ных ст р у к ту р , об щ ест в е н ных ор г а н иза ц ий на
конкретные формы социальных отношений.
Средовые технологии
Технологии, направленные на оздоровление окружающей человека среды и оптимизации взаимоотношений человека с ней:
- технология разрешения конфликтных ситуаций;
- коррекции общения человека и т.п.
В зависимости от места внедрения выделяются
лабораторные и «полевые» технологии.
Лабораторные или кабинетные технологии искусственно, внедряются, главным образом, специальных кабинетов или лабораторий.
с о з да ю т ся в у сл овиях
Такой является, к примеру, технология индивидуального
социально-педагогического консультирования .
«Полевые» технологии существуют в реальных условиях жизни и деятельности воспитуемых (к примеру, технология реабилитации подростков девиантного поведения ).
Составляющие
социально-педагогических технологий
метод, методика, прием, средство, техника
Ме т о д
Методика
Техника
С ОС Т АВЛ Я ЮЩ ИЕ СОЦИАЛЬНО-
П Е ДА Г ОГИЧ Е С К ИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Прием
С р едство
Методы социальных технологий
Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Методы социально-педагогических технологий
ПОО Щ Р Е Н ИЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ
НАКАЗАНИЕ
УБЕЖДЕНИЕ
Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.
Приемы и средства социальных технологий
Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и
«средство».
Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий.
Законы, постановления, приказы, ра с поря ж ения и указания
Убеждения, разъяснения, ре к омен д аци и , советы
Правила, традиции, устои
Поощрение,
Наблюдения,
Моделирование,
порицание
опросы, тесты
эксперимент
Средство социальных технологий
Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами.
Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.
Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели.
Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако, если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например, формированию каких- то социальных умений, то игра выступает средством социально- педагогической деятельности.
В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает.
Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав
личности и имущества недееспособных граждан.
Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство.
В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности.
Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается
проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.
Приемы социальных технологий
Приём понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий.
Приёмы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов.
Однако, использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.
Классификация приемов по Э. Ш. Натанзон
Эля Шумиловна Натанзон выделила так называемые
«созидающие» и «тормозящие» приемы.
К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.
К тормозящим он относит такие, как приказание, намек,
ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие,
проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Классификация приемов по Э. Ш. Натанзон
ТОРМОЗЯЩИЕ
пр и казан и е , намек , ласковый упрек,
С О ЗИДАЮЩИЕ
п о ощ р ени е , в нимани е , пр ось ба,
пр оявл ени е огорч е ния , укреплени е
в ер ы в собств е н н ые с и лы ребенка, дов е рие и д р .
м н и мое безраз ли чи е , м н и мое недов е ри е , пр оявл ени е в озмущения, осу ж дени е , пр ед у пр е ж дение, в зрыв и д р .
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе.
Педагогическая техника
С понятием "прием" тесно связано понятие " педагогическая техника " (от греч. - искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
В настоящее время термин "техника" употреблялся для обозначения нескольких педагогических понятий.
Техника педагогического исполнения - это искусство
в т ом числ е и
педагогического действия специалиста,
социального педагога.
Термин "техника" говорит не столько о приеме использования средства в педагогическом процессе, сколько об искусстве его применения, направленного на достижение наибольшей результативности.
Педагогическая техника исполнителя - это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность и посредством чего обеспечивается его профессионализм.
Педагогическая техника - это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи.
В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность и то, как воспринимают ее клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна.
Например, один специалист своей открытостью, не- посредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности, а другой специалист
создает какое-то
напря ж ение , х о л о дност ь во ни м н е х оче т с я общ а тьс я , д е лить с я
вза и м о от н о ш ения х, с
своими проблемами и т.д.
Таким образом, педагогическая техника - это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно-воспитательного процесса.
Средства - это инструментарий метода , это то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. Средство также может выступать фактором технологии.
Исходя из этого, выделяют:
- средства социально-педагогического процесса
- средства социально-педагогической деятельности.
Средства педагогического процесса - это те средства, которые
специалиста в процессе
выступают составной частью деятельности
внедрения педагогической технологии.
К ним относятся:
- учеба, труд, правила поведения, культурно-досуговая деятельность, ф и з к у льт у р н о -оз д о р о ви т е ль н ая де я т е ль н ость , т у р и з м , общественная работа, режим и пр.
Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально- педагогической работы с ними.
Чаще всего это инструментарий метода, посредством которых осуществляется достижение социально-педагогической цели.
К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и т.д.
Список используемой литературы
- Бо го любов В. Эв о л ю ц и я п е да г огич е ски х т е хн о логи й / / "Школьные технологии" № 4 2004.
- "Педагогика. Педагогические теории, системы,
технологии"/ Под редакцией С.А.Смирнова, М., 2000.