СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Социально-педагогические технологии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Социально-педагогические технологии"»

ТЕХНОЛОГИИ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Составитель: Волкова А.А. Социальный педагог ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Составитель: Волкова А.А.

Социальный педагог ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде

Понятие  «социальная  технология» Понятие

Понятие «социальная технология»

Понятие "социальная технология" в России появилось в 70- 80-е годы 20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной технологии, из них наиболее существенными являются следующие определения:

  • социальная технология - это определенная программа деятельности по решению социальной проблемы;
  • социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.

Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к с о циально - педагог и ч е ск и м т е хн о ло г ия м , п о с к о л ьк у деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).

Технология социальной работы это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Социально-педагогическая д е я т е льно с ть  начина е т с я  с постановки  цели  и  задач ,  которые  необходимо  решить  специалисту –  сформировать у  ребенка навыки  общения,  которые  по  какой-либо причине у  него  отсутствуют,  помочь ребенку адаптироваться  в новой среде  и  др. Цель,  в  свою  очередь,  определит  содержание деятельности, методы ее  реализации  и  формы  организации,  которые  взаимосвязаны  между собой. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные  результаты зависят от того, насколько правильно определено  содержание, какие выбраны  методы  для ее  достижения  и  формы организации  этой  деятельности. Содержание,  методы и  формы  не  могут  существовать  независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь  могут  корректировать  содержание  и  формы; кроме  того  формы и  методы  также между  собой  взаимосвязаны.

Социально-педагогическая

д е я т е льно с ть начина е т с я с

постановки цели и задач , которые необходимо решить специалисту сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности.

Содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.

ТЕХНОЛОГИИ  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ Социальная  ди а гностика Социальная  ре а б илит а ция Социальная  опека ТЕХНОЛОГИИ  С ОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальное  о беспечение Социальная  пр офил а ктик а С оци альный контроль С оци альн а я адаптация Социальное  к он с у л ь тирова ние Социальная  терапия

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная ди а гностика

Социальная ре а б илит а ция

Социальная опека

ТЕХНОЛОГИИ С ОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальное о беспечение

Социальная пр офил а ктик а

С оци альный контроль

С оци альн а я адаптация

Социальное к он с у л ь тирова ние

Социальная терапия

Типы социально-педагогических  технологий Социально-педагогические  технологии Де я т е льн о стные технологии С у б ъ е ктивные технологии Средовые г р уппо в ые индивидуальные массовые

Типы социально-педагогических технологий

Социально-педагогические технологии

Де я т е льн о стные технологии

С у б ъ е ктивные технологии

Средовые

г р уппо в ые

индивидуальные

массовые

Субъективные  технологии индивидуальные,  групповые, массовые Субъективные  технологии  направлены  на  конкретного человека  или  на  группу  людей. Индивидуальные  (персональные) технологии: технологии самопознания,  саморазвития,  самосохранения,  самообеспечения,  самоорганизации,  самообучения  и  т.д. различаются  по  направленности  деятельности,  по  возрастному  признаку  и т.д. Групповые технологии: технология  трудоустройства  безработных; технология  перевоспитания  детей  девиантного  поведения; технология социальной  реадаптации  детей-инвалидов; технология  семейной  психотерапии и  т.п. по  направленности  деятельности,  по  возрастному,  профессиональному  признаку  и  т.д. Массовые  технологии  -  это  технологии воздействия  на  общество,  на  массу  людей,  к  примеру, технология  гражданского, идеологического  воспитания и  т.д.

Субъективные технологии

индивидуальные, групповые, массовые

Субъективные технологии направлены на конкретного

человека или на группу людей.

Индивидуальные (персональные) технологии:

  • технологии самопознания, саморазвития, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации, самообучения и т.д.
  • различаются по направленности деятельности, по возрастному признаку и т.д.

Групповые технологии:

  • технология трудоустройства безработных;
  • технология перевоспитания детей девиантного поведения;
  • технология социальной реадаптации детей-инвалидов;
  • технология семейной психотерапии и т.п.
  • по направленности деятельности, по возрастному, профессиональному признаку и т.д.

Массовые технологии - это технологии воздействия на общество, на массу людей, к примеру, технология гражданского, идеологического воспитания и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ По  своей  сути  каждая  из  технологий  является  деятельностной ,  поскольку  предусматривает осуществление  с о ц и альн о -п е да г огич е с к ой  д е я т е льно с ти.  О дна к о характеристика  деятельности  может  выходить  на  первый  план. В  этом  случае  различают  следующие  деятельностные  технологии. Т е хн о ло г и и ,  напра в л е нн ы е  н а  органи з ацию  с о циальн о - педагогической деятельности: т е хн о логия  прогн оз и рования,  п роектирования, моделирования  социально-педагогической  деятельности  и  т. д. Т е хн о ло г и и ,  оптими з и р у ю щ и е  деят е льно с ть воспитанников: технология  консультирования,  корректировки  личностных мотивов  и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По своей сути каждая из технологий является деятельностной , поскольку предусматривает осуществление с о ц и альн о -п е да г огич е с к ой д е я т е льно с ти. О дна к о характеристика деятельности может выходить на первый план. В этом случае различают следующие деятельностные технологии.

Т е хн о ло г и и , напра в л е нн ы е н а органи з ацию с о циальн о - педагогической деятельности:

  • т е хн о логия прогн оз и рования, п роектирования, моделирования социально-педагогической деятельности и т.

д.

Т е хн о ло г и и , оптими з и р у ю щ и е деят е льно с ть воспитанников:

  • технология консультирования, корректировки личностных

мотивов и т.д.

Технологии социальной работы

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА

Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.

Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического

во з д е й ст в и я , г о с у дар с тве н ных ст р у к ту р , об щ ест в е н ных ор г а н иза ц ий на

конкретные формы социальных отношений.

Средовые  технологии Технологии,  направленные на  оздоровление  окружающей  человека среды и оптимизации взаимоотношений человека с  ней: технология  разрешения  конфликтных ситуаций; коррекции  общения  человека  и  т.п. В  зависимости   от  места   внедрения   выделяются лабораторные  и  «полевые»  технологии. Лабораторные или  кабинетные  технологии  искусственно,  внедряются,  главным  образом,  специальных  кабинетов  или  лабораторий. с о з да ю т ся в  у сл овиях Такой  является,  к  примеру,  технология  индивидуального социально-педагогического  консультирования . «Полевые»  технологии существуют в  реальных  условиях  жизни и деятельности воспитуемых (к примеру, технология  реабилитации  подростков  девиантного  поведения ).

Средовые технологии

Технологии, направленные на оздоровление окружающей человека среды и оптимизации взаимоотношений человека с ней:

  • технология разрешения конфликтных ситуаций;
  • коррекции общения человека и т.п.

В зависимости от места внедрения выделяются

лабораторные и «полевые» технологии.

Лабораторные или кабинетные технологии искусственно, внедряются, главным образом, специальных кабинетов или лабораторий.

с о з да ю т ся в у сл овиях

Такой является, к примеру, технология индивидуального

социально-педагогического консультирования .

«Полевые» технологии существуют в реальных условиях жизни и деятельности воспитуемых (к примеру, технология реабилитации подростков девиантного поведения ).

Составляющие социально-педагогических  технологий метод, методика,  прием,  средство,  техника Ме т о д Методика Техника С ОС Т АВЛ Я ЮЩ ИЕ СОЦИАЛЬНО- П Е ДА Г ОГИЧ Е С К ИХ ТЕХНОЛОГИЙ Прием С р едство

Составляющие

социально-педагогических технологий

метод, методика, прием, средство, техника

Ме т о д

Методика

Техника

С ОС Т АВЛ Я ЮЩ ИЕ СОЦИАЛЬНО-

П Е ДА Г ОГИЧ Е С К ИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Прием

С р едство

Методы  социальных  технологий Фактически каждый метод реализуется через совокупность  отдельных  приемов,  которые  накапливаются  практикой, обобщаются  теорией и  рекомендуются  к  их  использованию всеми  специалистами.

Методы социальных технологий

Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.

Методы  социально-педагогических  технологий ПОО Щ Р Е Н ИЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАКАЗАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ Методы  —  это  способы  взаимосвязанной  деятельности социального  педагога  и  ребенка,  которые  способствуют  накоплению позитивного социального опыта, содействующего  социализации  или  реабилитации  ребенка.

Методы социально-педагогических технологий

ПОО Щ Р Е Н ИЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ

НАКАЗАНИЕ

УБЕЖДЕНИЕ

Методы это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Приемы  и  средства  социальных  технологий Кроме  метода  в  социально-педагогической  деятельности,  как  и  в  педагогике,  широко  используются  понятия  «прием»  и «средство». Соотношение  между  методом  и  приемом  можно рассматривать  как взаимодействие  родового  (метод)  и  видового  (прием)  понятий. Законы, постановления,  приказы,  ра с поря ж ения  и указания Убеждения,  разъяснения,  ре к омен д аци и , советы Правила,  традиции,  устои Поощрение, Наблюдения, Моделирование, порицание опросы,  тесты эксперимент

Приемы и средства социальных технологий

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и

«средство».

Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий.

Законы, постановления, приказы, ра с поря ж ения и указания

Убеждения, разъяснения, ре к омен д аци и , советы

Правила, традиции, устои

Поощрение,

Наблюдения,

Моделирование,

порицание

опросы, тесты

эксперимент

Средство социальных технологий

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами.

Средства это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели.

Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако, если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например, формированию каких- то социальных умений, то игра выступает средством социально- педагогической деятельности.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы это те пути, с помощью которых он это сделает.

Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.

Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.

Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав

личности и имущества недееспособных граждан.

Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство.

В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности.

Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается

проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

Приемы  социальных технологий Приём  понимается  как  частное  выражение  метода, его конкретизация,  носит по  отношению к  методу  частный,  подчиненный характер.  Соотношение  между  методом  и  приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод)  и  видового (прием)  понятий. Приёмы могут использоваться социальным педагогом и вне  зависимости  от методов. Однако, использование того или иного приема зависит не  только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет  методикой, какие  приемы являются  для  него  предпочтительными,  какими  он  владеет  в  совершенстве,  но  также  и  от субъективных  особенностей  самого  специалиста:  какими  мотивами  руководствуется  социальный  педагог, насколько  искренне  он  хочет  помочь  ребенку,  как  он  обращается  к  нему,  от  его  тона,  позы,  мимики  и  др.

Приемы социальных технологий

Приём понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий.

Приёмы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов.

Однако, использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.

Классификация  приемов  по  Э.  Ш.  Натанзон Эля  Шумиловна   Натанзон  выделила   так  называемые «созидающие» и  «тормозящие»  приемы. К  созидающим  приемам  он  относит  такие,  как поощрение,  внимание,  просьба,  проявление  огорчения,  укрепление  веры  в  собственные  силы  ребенка,  доверие  и др. К  тормозящим  он  относит  такие,  как  приказание,  намек, ласковый  упрек,  мнимое  безразличие,  мнимое  недоверие, проявление  возмущения,  осуждение,  предупреждение,  взрыв  и  др. Классификация  приемов по  Э. Ш.  Натанзон ТОРМОЗЯЩИЕ пр и казан и е ,  намек ,  ласковый  упрек, С О ЗИДАЮЩИЕ п о ощ р ени е , в нимани е , пр ось ба, пр оявл ени е  огорч е ния ,  укреплени е    в ер ы  в  собств е н н ые  с и лы  ребенка, дов е рие  и  д р . м н и мое  безраз ли чи е ,  м н и мое недов е ри е ,  пр оявл ени е  в озмущения, осу ж дени е ,  пр ед у пр е ж дение,  в зрыв и  д р . Применение  того или  иного  приема  социальным  педагогом  зависит  от  конкретной  социально-педагогической  ситуации,  мотивов  поведения ребенка,  умения ориентироваться  в  сложившейся  ситуации,  арсенала  приемов,  которые он  имеет  в  запасе.

Классификация приемов по Э. Ш. Натанзон

Эля Шумиловна Натанзон выделила так называемые

«созидающие» и «тормозящие» приемы.

К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.

К тормозящим он относит такие, как приказание, намек,

ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие,

проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.

Классификация приемов по Э. Ш. Натанзон

ТОРМОЗЯЩИЕ

пр и казан и е , намек , ласковый упрек,

С О ЗИДАЮЩИЕ

п о ощ р ени е , в нимани е , пр ось ба,

пр оявл ени е огорч е ния , укреплени е

в ер ы в собств е н н ые с и лы ребенка, дов е рие и д р .

м н и мое безраз ли чи е , м н и мое недов е ри е , пр оявл ени е в озмущения, осу ж дени е , пр ед у пр е ж дение, в зрыв и д р .

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе.

Педагогическая  техника С понятием

Педагогическая техника

С понятием "прием" тесно связано понятие " педагогическая техника " (от греч. - искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

В настоящее время термин "техника" употреблялся для обозначения нескольких педагогических понятий.

Техника педагогического исполнения - это искусство

в т ом числ е и

педагогического действия специалиста,

социального педагога.

Термин "техника" говорит не столько о приеме использования средства в педагогическом процессе, сколько об искусстве его применения, направленного на достижение наибольшей результативности.

Педагогическая техника исполнителя - это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность и посредством чего обеспечивается его профессионализм.

Педагогическая  техника  -  это  все  то,  что  позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи. В  педагогической  технике  социального  педагога  особое значение  имеет  его  личность  и  то,  как  воспринимают ее  клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна. Например,  один  специалист  своей  открытостью, не-  посредственностью  и  тактичностью  мгновенно  завоевывает  уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для  последующей  совместной  деятельности,  а  другой  специалист создает  какое-то напря ж ение ,   х о л о дност ь  во ни м  н е  х оче т с я  общ а тьс я ,  д е лить с я вза и м о от н о ш ения х,  с своими  проблемами  и  т.д. Таким образом, педагогическая техника - это совокупность  приемов и средств, направленных на четкую и эффективную  организацию  учебно-воспитательного  процесса.

Педагогическая техника - это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи.

В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность и то, как воспринимают ее клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна.

Например, один специалист своей открытостью, не- посредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности, а другой специалист

создает какое-то

напря ж ение , х о л о дност ь во ни м н е х оче т с я общ а тьс я , д е лить с я

вза и м о от н о ш ения х, с

своими проблемами и т.д.

Таким образом, педагогическая техника - это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно-воспитательного процесса.

Средства - это инструментарий метода , это то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. Средство также может выступать фактором технологии.

Исходя из этого, выделяют:

  • средства социально-педагогического процесса
  • средства социально-педагогической деятельности.

Средства педагогического процесса - это те средства, которые

специалиста в процессе

выступают составной частью деятельности

внедрения педагогической технологии.

К ним относятся:

  • учеба, труд, правила поведения, культурно-досуговая деятельность, ф и з к у льт у р н о -оз д о р о ви т е ль н ая де я т е ль н ость , т у р и з м , общественная работа, режим и пр.

Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально- педагогической работы с ними.

Чаще всего это инструментарий метода, посредством которых осуществляется достижение социально-педагогической цели.

К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и т.д.

Список используемой литературы  Бо го любов  В.  Эв о л ю ц и я  п е да г огич е ски х  т е хн о логи й / /

Список используемой литературы

  • Бо го любов В. Эв о л ю ц и я п е да г огич е ски х т е хн о логи й / / "Школьные технологии" 4 2004.
  • "Педагогика. Педагогические теории, системы,

технологии"/ Под редакцией С.А.Смирнова, М., 2000.