СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития УУД у младших школьников"»

МКОУ Юшинская ОШ Современный урок учителя начальной школы в аспекте развития УУД у младших школьников   Учитель начальных классов Бондарева Светлана Ивановна

МКОУ Юшинская ОШ

Современный урок учителя начальной школы в аспекте развития УУД у младших школьников

Учитель начальных классов

Бондарева Светлана Ивановна

Современный урок в начальной школе  «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны» М.Н.Скаткин

Современный урок в начальной школе

«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны»

М.Н.Скаткин

Принципы построения современного урока 1) Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2) Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3) Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4) Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5) Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. 6) Продумать форму подведения итогов урока. 7) Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Принципы построения современного урока

1) Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2) Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3) Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4) Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

5) Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

6) Продумать форму подведения итогов урока.

7) Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы: 1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация. 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять. 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль.

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

особенности современного урока Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный

особенности современного урока

Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный

Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1) «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2) «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3) «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1) «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2) «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3) «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Универсальные учебные действия Коммуника-тивные Личностные Познавательные Регулятивные

Универсальные учебные действия

Коммуника-тивные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Осмысление Личностные Принятие жизненных ценностей Осознание

Осмысление

Личностные

Принятие

жизненных

ценностей

Осознание

 Личностные УУД - обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Личностные УУД

- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Целе- полагание Плани- Само- регуляция рование Регулятивные Прогнози- рование Оценка Контроль Коррекция

Целе-

полагание

Плани-

Само-

регуляция

рование

Регулятивные

Прогнози-

рование

Оценка

Контроль

Коррекция

Коммуникативные УУД - обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. -  целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; -  коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; -  самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные УУД

- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Поиск, отбор структурирование информации Моделирование Познавательные Способы решения задач Логические действия и операции

Поиск, отбор

структурирование

информации

Моделирование

Познавательные

Способы

решения

задач

Логические

действия и

операции

Познавательные: - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; - моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Познавательные: - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;
  • - моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планирование учебного сотрудничества Владение монологической и диалогической формами речи Постановка  вопросов Коммуникативные Умение Разрешение конфликтов  полно и ясно выражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Планирование

учебного

сотрудничества

Владение

монологической

и диалогической

формами речи

Постановка

вопросов

Коммуникативные

Умение

Разрешение

конфликтов

полно и ясно

выражать

свои мысли

Контроль,

коррекция,

оценка действий

партнера

Типология современного урока 1) Урок первичного предъявления новых знаний или УУД 2) Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями 3) Урок применения предметных ЗУНов и УУД 4) Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД 5) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД 6) Контрольный урок 7) Коррекционный урок 8) Комбинированный урок.

Типология современного урока

1) Урок первичного предъявления новых знаний или УУД

2) Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

3) Урок применения предметных ЗУНов и УУД

4) Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

5) Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД

6) Контрольный урок

7) Коррекционный урок

8) Комбинированный урок.

Нетрадиционные виды уроков 1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар» 2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион» 3. Кино-, теле-, видеоуроки 4. Уроки самоопределения, уроки самореализации 5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств 6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий, урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий, урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).

организация учебно –воспитательного процесса: - проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении; - организация учебного сотрудничества; - работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; - проектно-исследовательская деятельность; - использование интерактивных возможностей ИКТ;

организация учебно –воспитательного процесса:

- проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

- организация учебного сотрудничества;

- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

- проектно-исследовательская деятельность;

- использование интерактивных возможностей ИКТ;

Современные технологии:   1. Информационно – коммуникационная технология;  2. Технология развития критического мышления; 3. Проектная технология;  4. Технология проблемного обучения;   5. Игровые технологии;  6. Модульная технология;  7. Технология мастерских;  8.Кейс технология.

Современные технологии:  1. Информационно – коммуникационная технология; 2. Технология развития критического мышления;

3. Проектная технология; 4. Технология проблемного обучения;  5. Игровые технологии; 6. Модульная технология; 7. Технология мастерских; 8.Кейс технология.

Требования

Урок

Объявление темы урока

к уроку

современного типа

Универсальные

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

учебные действия

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Практическая деятельность учащихся

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Регулятивные планирования

(учитель помогает, советует)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

(учитель консультирует, советует, помогает)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

Домашнее задание

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Урок окружающего мира Личностные УУД Регулятивные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Познавательные УУД Коммуникативные УУД В какой природной зоне обитают рыси? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем  природной зоны степей.

Урок окружающего мира

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

В какой природной зоне обитают рыси? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем

природной зоны степей.

Урок русского языка Личностные УУД Регулятивные УУД Даша выделила в словах одни окончания, Ира – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. Познавательные УУД Коммуникативные УУД В русском языке существует два слова – омонима ЛУК. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Урок русского языка

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Даша выделила в словах одни окончания, Ира – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

В русском языке существует два слова – омонима ЛУК. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

урок изобразительного искусства Личностные УУД Регулятивные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? Познавательные УУД Коммуникативные УУД С помощью каких цветов получится наиболее выразительный осенний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

урок изобразительного искусства

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный осенний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Наиболее распространённые глаголы, употребляемые в заданиях: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и многие другие.

Наиболее распространённые глаголы, употребляемые в заданиях:

  • докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и многие другие.
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Информационные источники Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. –2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.  Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)  ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - 114 с.

Информационные источники

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. –2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.

Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)

ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - 114 с.