СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению с предметным миром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает особенности работы по ознакомлению дошкольников разных возрастных групп с предметным миром. Предназначена для воспитателей детских садов. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению с предметным миром"»

Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром Руководитель ГМО педагогов, занимающихся проблемой познавательного развития дошкольников: воспитатель высшей КК  Мунтянова Елена Валерьевна

Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром

Руководитель ГМО педагогов, занимающихся проблемой познавательного развития дошкольников: воспитатель высшей КК

Мунтянова Елена Валерьевна

Дошкольный возраст  — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте , восприятия действительности и включения в окружающую жизнь . Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Дошкольный возраст  — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте , восприятия действительности и включения в окружающую жизнь .

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.

Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

« Предметное окружение» Введение в предметный мир предполагает: ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т.п.); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности. В своей многовековой практике человечество выделило определенную  эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.  Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы  набор мерок, эталонов , с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

« Предметное окружение»

Введение в предметный мир предполагает:

  • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т.п.);
  • восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную  эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.  Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы  набор мерок, эталонов , с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

О.В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящий из трех групп предметов. Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве, электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.). Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.) Он действует с ними, видит их многообразие. Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).

О.В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящий из трех групп предметов.

Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве, электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.).

Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.) Он действует с ними, видит их многообразие.

Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).

Процесс познания предметного мира состоит из 3-х этапов. 1 - этап. Спонтанно – исследовательский. Первое знакомство с предметом . Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию. Главное : ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет , что и как можно им делать. 2 – этап. Вариативный - использование предмета . Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители . Развивается воображение, творческие способности. 3-этап. Преобразующий  (старший дошкольный возраст) . Дети изучают предметы : как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно - образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.

Процесс познания предметного мира состоит из 3-х этапов.

1 - этап. Спонтанно – исследовательский.

Первое знакомство с предметом .

Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Главное : ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет , что и как можно им делать.

2 – этап. Вариативный - использование предмета .

Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители .

Развивается воображение, творческие способности.

3-этап. Преобразующий  (старший дошкольный возраст) .

Дети изучают предметы : как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно - образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.

Задачи ознакомления дошкольников с предметным миром.

Задачи ознакомления дошкольников с предметным миром.

Ознакомление детей младшего возраста с предметным миром.

Ознакомление детей младшего возраста с предметным миром.

Ознакомление детей среднего возраста с предметным миром.

Ознакомление детей среднего возраста с предметным миром.

Ознакомление старших дошкольников с предметным миром.

Ознакомление старших дошкольников с предметным миром.

Условия для развития представлений дошкольников о предметном мире. Методы и приёмы формирования представлений о предметном мире. Методы: - метод анализа, сравнения - метод моделирования и конструирования - метод вопросов - беседы, - экспериментирование дидактические игры и упражнения и др. 2. Формы работы по ознакомлению дошкольников с предметным миром. Формы работы: - НОД ( пособие О.В. Дыбиной) - наблюдения, экскурсии в мини – музеи. - опытническая деятельность - проектная деятельность

Условия для развития представлений дошкольников о предметном мире.

  • Методы и приёмы формирования представлений о предметном мире.

Методы:

- метод анализа, сравнения

- метод моделирования и конструирования

- метод вопросов

- беседы,

- экспериментирование

  • дидактические игры и упражнения и др.

2. Формы работы по ознакомлению дошкольников с предметным миром.

Формы работы:

- НОД ( пособие О.В. Дыбиной)

- наблюдения, экскурсии в мини – музеи.

- опытническая деятельность

- проектная деятельность

3. Развивающая предметно – пространственная среда. Основные требования к организации среды. В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть: - содержательно-насыщенной, развивающей; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровьесберегающей; - эстетически-привлекательной.

3. Развивающая предметно – пространственная среда.

Основные требования к организации среды.

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения.

Основные принципы организации среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

  • В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу
  • В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения.
Мини – музеи.

Мини – музеи.

Музей «Русская изба»

Музей «Русская изба»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!