Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром
Руководитель ГМО педагогов, занимающихся проблемой познавательного развития дошкольников: воспитатель высшей КК
Мунтянова Елена Валерьевна
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте , восприятия действительности и включения в окружающую жизнь .
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.
Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
« Предметное окружение»
Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т.п.);
- восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов , с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
О.В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящий из трех групп предметов.
Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве, электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.).
Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.) Он действует с ними, видит их многообразие.
Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).
Процесс познания предметного мира состоит из 3-х этапов.
1 - этап. Спонтанно – исследовательский.
Первое знакомство с предметом .
Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Главное : ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет , что и как можно им делать.
2 – этап. Вариативный - использование предмета .
Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители .
Развивается воображение, творческие способности.
3-этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст) .
Дети изучают предметы : как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно - образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.
Задачи ознакомления дошкольников с предметным миром.
Ознакомление детей младшего возраста с предметным миром.
Ознакомление детей среднего возраста с предметным миром.
Ознакомление старших дошкольников с предметным миром.
Условия для развития представлений дошкольников о предметном мире.
- Методы и приёмы формирования представлений о предметном мире.
Методы:
- метод анализа, сравнения
- метод моделирования и конструирования
- метод вопросов
- беседы,
- экспериментирование
- дидактические игры и упражнения и др.
2. Формы работы по ознакомлению дошкольников с предметным миром.
Формы работы:
- НОД ( пособие О.В. Дыбиной)
- наблюдения, экскурсии в мини – музеи.
- опытническая деятельность
- проектная деятельность
3. Развивающая предметно – пространственная среда.
Основные требования к организации среды.
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
- В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу
- В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения.
Мини – музеи.
Музей «Русская изба»
Спасибо за внимание!