Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова
Подготовка
к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Задачи урока:
- определить особенности сравнительной характеристики как жанра сочинения;
- составить примерный план сочинения и отработать отдельные его позиции;
- подобрать и проанализировать ключевые эпизоды романа, соответствующие заявленной теме.
- сформулировать позицию автора по отношению к героям романа и аргументировать свои выводы примерами из текста.
Сравнительная характеристика и её особенности
- Сравнительная характеристика - это один из видов рассуждения , при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.
- Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:
1. Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.
2. Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, т.к. при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.
3. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.
4. При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.
Примерный план сочинения
- Описание жизни провинциальных дворян – одна из тем романа А.С. Пушкина «Дубровский».
- Сравнительная характеристика старшего Дубровского и Троекурова:
1. Общее, объединяющее начало (ровесники; одно сословие; похожее воспитание; служили и вышли в отставку; женились по любви и овдовели; некоторые черты характера – нетерпеливы и решительны).
Примерный план сочинения
2. Основной принцип сопоставления – антитеза (противопоставление).
3. Положение в обществе и наличие богатства.
4. Состояние имения каждого помещика.
5. Основные черты характера.
Примерный план сочинения
6. Как решают дела.
7. Увлечения, забавы, занятия.
8. Отношение к дружбе и друзьям.
9. Как относятся к детям.
10. Отношение к крепостным.
III. Как относится автор к старшему Дубровскому и Троекурову.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Положение в обществе
Дубровский - обедневший дворянин, не имеет положения в обществе.
Троекуров – богат, имеет большой вес и влияние в обществе.
Как решают дела
Дубровский надеется на закон и пытается добиться справедливого решения суда.
Троекуров прибегает к подлогу и взяткам.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Отношение к дружбе и друзьям.
Дубровский ценит в дружбе равноправие и взаимоуважение.
Троекуров не умеет дружить: стремится к превосходству, любит лесть, низкопоклонство.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Основные черты характера.
Дубровский: великодушный, благородный, верный принципам чести и достоинства, понимающий, сочувствующий, справедливый, смелый, самостоятельный, гордый.
Троекуров: надменный, своенравный, эгоистичный, самолюбивый, жестокий, самонадеянный.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Отношение к крепостным крестьянам:
Дубровский: с пониманием, знает по именам, не вызывает страха и неприязни.
Троекуров: строго, высокомерно, жестоко, нетерпимо. Вызывает чувство страха и неприязни.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Отношение к детям.
Дубровский: любит сына, потакает ему, не отчитывает за большие расходы, прощает, стремится понять и оправдать.
Троекуров: самолюбив, не терпит самостоятельности, не считается с чужим мнением, поступает по-своему.
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Ключевые эпизоды
- Случай на псарне.
- Письмо Дубровского.
- Поведение в суде.
- Желание Троекурова отобрать родовое имение Дубровских.
- В «медвежьей» комнате.
- Троекуров подыскивает жениха дочери.
Эпизоды
Эпизоды
Эпизоды
Эпизоды
А.Г. Дубровский – К.П. Троекуров
Отношение автора к героям
Дубровский: с сочувствием, с симпатией, с пониманием.
Троекуров: осуждение, неприязнь.
Рефлексия
- Что нового узнали о романе и его героях?
- В чём заключается своеобразие сравнительной характеристики?
- Какой основной приём лежит в основе сопоставления образов Дубровского-старшего и Троекурова?
Домашнее задание
1) подготовиться к классному сочинению: откорректировать коллективно составленный план сочинения или составить свой; подобрать из текста цитатный материал; продумать варианты вступления и заключения;
2) перечитать некоторые эпизоды романа «Дубровский» в соответствии с темой сочинения (по необходимости).
Спасибо за работу на уроке! Творческих успехов!
Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.