УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Герои повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и их поступки
ВСПОМНИМ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Иван Петрович Белкин – «человек вымышленный, да еще и покойный. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению».
Болдино. Осень 1830
« Повести
Белкина » :
« Гробовщик» -9 сентября
«Станционный смотритель» - 14 сентября
«Барышня-крестьянка» – 20 сентября
«Выстрел» - 14 октября
«Метель» – 20 октября
ПОВЕСТЬ
Повесть - эпический жанр, средний по объему, тяготеющий к хронологическому сюжету,
воспроизводящему обычную жизнь.
Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя , личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Та́бель о ра́нгах — таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинам, ранжированными по 14 классам. Учреждена указом Петра І.
Та́бель о ра́нгах — таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинам, ранжированными по 14 классам. Учреждена указом Петра І.
Табель о рангах (с изменениями и дополнениями 18 — нач. 20 вв.)
1-й Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса 2-й Действительный тайный советник 3-й Тайный советник 4-й Тайный советник (до 1724) Действительный статский советник 5-й Статский советник 6-й Коллежский советник 7-й Надворный советник 8-й Коллежский асессор 9-й Титулярный советник 10-й Коллежский секретарь 11-й Корабельный секретарь (первоначально морской чин) 12-й Губернский секретарь 13-й Провинциальный секретарь Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор 14-й Коллежский регистратор
Дом станционного смотрителя
Музей станционного смотрителя
Расположите композиционные элементы в правильном порядке
1) Приезд повествователя. Рассказ мальчика о барыне.
2) Рассуждения автора о станционных смотрителях.
3) Возвращение на станцию. Рассказ Самсона Вырина о Дуне.
4) Знакомство с Самсоном Выриным и его дочерью.
Назовите главных лиц повести
Самсон Вырин
Дуня Вырина
Барин Минский
Самсон Вырин
1)Смотритель.
2)Доверчивый, сердобольный.
3)Служит, страдает, спивается.
4)Большое горе убило "маленького человека".
5)Страдалец.
Поговорим о нравственности…
Тема «маленького человека»
«Маленький» человек в литературе-
- это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования, но часто обладающий высокими душевными и духовными качествами.
Образ Самсона Вырина
- 1. Каким мы впервые увидели станционного смотрителя?
- 2. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом человеке?
- 3. Что стало причиной таких перемен?
- 4. В чем винил себя Самсон Вырин ?
- 5. Что предпринял смотритель, чтобы вернуть дочь?
- 6. Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?
Самсон Вырин
1)Смотритель.
2)Доверчивый, сердобольный.
3)Служит, страдает, спивается.
4)Большое горе убило "маленького человека".
5)Страдалец.
Зачем автор включает в повествование рассказ самого Самсона Вырина?
Вывод:
своеобразие сюжета повести заключается во включении в канву повествования рассказа самого Самсона Вырина, что усиливает восприятие трагичного положения героя произведения , усиливает его достоверность и эмоциональный настрой.
Ротмистр Минский
1)Гусар.
2)Обходительный, состоятельный.
3)Притворяется, увозит, обещает.
4)"Что сделано, того не воротишь."
5)Щёголь.
Дуня
- Дуня
- Красивая, трудолюбивая
- Помогает, сбегает, страдает
- Просит прощения на могиле отца.
- Блудная дочь
Дуня Вырина
- 1.Какую роль играла Дуня в жизни Вырина ?
- 2. С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом?
- 3. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать это счастье безоблачным?
- 4. Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня?
- 5. Над чем заставляет задуматься ее судьба?
- 6. Обвиняете ли вы Дуню или защищаете?
Образ Дуни
Устно ответьте на вопросы
- Какой Какой предстает Дуня в повести перед читателями?
- Испытывает ли Дуня, покидая отца, душевную борьбу? Подтвердите свою мысль примерами из текста.
Образ Дуни
3.Что получила Дуня, уехав с Минским?
1.?
4. Почему же Самсон Вырин, готовый отдать последнее, лишь бы его дочь была счастлива, увидев ее в этой обстановке, возвращается на станцию душевно подавленным? Чем он потрясен? Какую судьбу он предсказывает Дуне?
5. Что с самого начала как бы предсказывает судьбу Дуни?
Образ Дуни
Составление индивидуальной цитатной характеристики героя литературного произведения.
Характеристика в литературе – это полноценное, всесторонне описание героя , которое касается его происхождения, внешности, положения в обществе, черт характера, нравственных качеств и описания поведения персонажа .
Подберите цитаты из текста повести к каждому пункту характеристики Дуни Выриной.
№
1.
Качество или черта личности
п/п
Цитата-подтверждение
Маленькая кокетка
2.
Дуни (Авдотьи Самсоновны)
3.
Помощница отца на станции
Выриной
4.
Эгоистка по отношению к чувствам отца
5.
Счастливая и обеспеченная жительница Петербурга
Раскаявшаяся дочь, вымаливающая прощение
Притча
Дайте своё понятие притчи.
Проведите сравнение Притчи и повести на сюжетном уровне
Притча
«Станционный смотритель»
Сын уходит из дома
Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно)
Никто не ищет его
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Радостная встреча сына с отцом
Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история
Сын вернулся домой нищий и голодный
Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня
Примирение с отцом
Невозможность встречи и примирения
Притча о блудном сыне
Н.Д.Лосев
Рембрандт
Джеймс Жак Джозеф
Нравственные уроки повести
к могиле отца?
2.О чем плачет Дуня
на могиле отца?
3. Чему учить нас повесть «Станционный смотритель»?
Образ Минского
Образ Минского
1. Каким вам представляется Минский, его внешность, характер?
1.?
2. Минский, по вашему мнению, - положительный или отрицательный герой?
3. Есть ли что-то светлое в характере Минского?
Расположите композиционные элементы в правильном порядке
1) Приезд повествователя. Рассказ мальчика о барыне.
2) Рассуждения автора о станционных смотрителях.
3) Возвращение на станцию. Рассказ Самсона Вырина о Дуне.
4) Знакомство с Самсоном Выриным и его дочерью.
Домашнее задание
Написать сочинение на одну из тем:
1 . Письмо к Самсону Вырину (Дуне, Минскому) со словами поддержки или упрека в определенной жизненной ситуации.
2. Какие чувства вызывают у меня герои повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?
3. Какие жизненные уроки дает повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?
4. Почему Самсона Вырина можно считать «маленьким» человеком?