Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи
СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ
КАК НЕОБХОДИМАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ
Аутичные дети усваивают навыки действий, поведенческие реакции так, как изначально показывает взрослый и используют их в той же форме, не подстраиваясь к меняющимся обстоятельствам. Они приспосабливаются к окружающей действительности и взаимодействию со взрослыми с помощью стереотипных действий.
Любое изменение постоянства в окружающей среде, общего порядка жизни, а также всякое предложение переменить свой собственный, привычный способ действий вызывают у такого ребенка чувство беспомощности, растерянность, страх, а часто и отчаянный протест .
Аутичный ребенок отчаянно, как будто от этого зависит его жизнь, требует, чтобы все "было, как всегда" , проходило именно так, как он привык .
Это относится:
- к маршруту прогулок,
- к обстановке в комнате,
- к одежде,
- к посуде,
- к еде,
- к способам контакта (вопросы, ответы, шутки) и т. д.
Все должно быть стереотипно.
При переезде с места на место, при даже временном отсутствии близкого человека ребенок с РДА как бы теряет себя, становится тревожным, может не спать, не есть, перестает пользоваться уже освоенными навыками.
Стереотипы ребенка с аутизмом - это тот реальный уровень контакта со средой, который он освоил.
Нам не удастся развить взаимодействие, если мы не будем опираться на эти, уже освоенные им, способы приспособления, а тем более - если мы будем пытаться разрушать их.
Единственный путь развития взаимодействия и социальной
адаптации детей с РДА – это расширение запаса стереотипов ребенка, превращение их из случайного набора в систему связей с окружающим.
Поведение ребенка особенно негибко и нелепо, пока запас его стереотипных реакций мал. Если нам удастся постепенно сделать его шире, стереотипность будет выглядеть лишь как особый педантизм, стремление к порядку.
Опора на освоенные ребенком способы жизни открывает для нас новые возможности.
Если взрослый перестает бороться с жесткими стереотипами и начинает взаимодействовать с ребенком внутри этой привычной формы поведения, он получает возможность развить ее - осмыслить, обогатить деталями.
Работа при этом идет по двум направлениям:
- с одной стороны, это развитие отдельных стереотипов поведения , позволяющих ребенку быть более адекватным в конкретных жизненных ситуациях;
- с другой - разработка общего стереотипа жизни ребенка .
Путем совместного осмысления стереотипный порядок жизни может постепенно стать основой осознанного распорядка дня , расписания занятий, превратиться в общий план действий .
Развитие стереотипа поведения изнутри происходит за счет его осмысления и уточнения , благодаря введению в него эмоционально значимых, приятных для ребенка деталей .
Эти детали еще не связаны с новизной, мы стараемся найти их в подробностях его привычной жизни и, таким образом, проживаем и осмысляем вместе с ним его прошлый опыт .
Усложнить стереотип , допустить в него еще одну деталь ребенку легче в состоянии эмоционального подъема.
Совместная детальная разработка стереотипов поведения нарушает их нерасчлененную монолитность , однозначную связь между воздействием среды и ответом на него.
Она делает стереотипы более конкретными и жизненными , и у ребенка появляется возможность переживания приятного разнообразия внутри стереотипа:
- «Если будет солнце, пойдем гулять в красивой новой курточке, а если дождь - оденем плащ и сапоги, чтобы по лужам ходить».
Это дает возможность ребенку опыт выбора , запас вариантов принятия решения.
Взаимодействие с ребенком, таким образом, может стать более гибким.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
С ПОМОЩЬЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Неспособность ждать является одной из проблем организации взаимодействия с аутичными детьми.
Аутичным детям ничего нельзя обещать заранее , потому что они тут же потребуют немедленного исполнения обещанного.
Преодоление этой трудности тоже связано с проработкой и осмыслением стереотипа поведения ребенка. Наряду с детализацией, конкретизацией, накоплением внутри стереотипа возможных приятных вариантов привычных событий, мы сможем вместе с ребенком пережить и осознать эти события в их последовательной связи.
Именно осмысление жизненного стереотипа как привычной последовательности отдельных событий дает такому ребенку возможность научиться ждать .
Ребенок с аутизмом сможет ждать , только если перспектива последующих событий будет для него упорядоченна и осмысленна .
Мы можем в этом случае отсрочить совершение желаемого события, подтвердив ему: «Да, все так и будет, и все у нас пойдет по порядку: сначала будет завтрак, потом нам позвонит бабушка, и тогда мы все вместе поедем на троллейбусе».
Соблюдение порядка является для аутичного ребенка такой значимой ценностью , что перспектива терпеть и ждать оказывается все же легче, чем его нарушение.
Способность такого ребенка вынести исполнение желания в будущее означает появление новых возможностей в организации его поведения.
Это изменение - принципиального характера: теперь наше взаимодействие может организоваться с помощью совместно поставленной нами приятной цели:
- мы рисуем, чтобы сделать маме подарок;
- мы учимся писать, потому что хотим пойти в школу.
Возможность заглянуть в будущее позволяет нам начать «обживать» его вместе - мечтать, строить планы:
- как придет лето и мы поедем на дачу;
- как мы устроим елку, кого позовем, во что будем наряжаться.
Впоследствии эти планы сами смогут стать регулятором нашего взаимодействия.
Таким образом, помимо стереотипа, обусловленного прошлым опытом ребенка, у нас появится и план, заданный нашей целью в будущем, и ребенок во взаимодействии с близким сможет перейти от воспроизведения старого образца привычного действия к активному построению своего будущего поведения.