«Структура современного урока
в контексте требований ФГОС»
Типология уроков по ФГОС:
Тип урока
Урок изучения нового
Виды уроков
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Урок закрепления знаний
Урок комплексного применения знаний
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Шоронихина Инна Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 8
Работаем с таблицей:
определяем и записываем название этапа урока, его цель, используемый приём.
Оцениваем успешность применения.
№ этапа
1.
Название этапа
2.
3.
Цель этапа
Приём
4.
5.
Успешность + или -
ФИЗМИНУТКА
6.
7.
8.
9.
Выполняем задания
Пятнадцатое марта. _________________________________________________________________________
Настроение у нас… (какое?). Ждут задания вас… (какие?). Если на уроке быть… (какими?), результаты выйдут… (какие?)!
Минутка чистописания:
Упр. 77. В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.
Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.
Мать и сын лежали у ручья, в густых ольховых зарослях.
Лист достижений __________________________________ (фамилия, имя)
Я умею
- устанавливать связь сущ. прил.
Хорошо
- определять число, род и падеж сущ.
Иногда ошибаюсь
Буду этому учиться
- правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
- писать изложение текста-описания
Урок русского языка
в контексте требований ФГОС
1. Организационный этап
Цель: создать условия для включения учащихся в деловой ритм, установить эмоциональный контакт.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Цель: Освежить ранее полученные знания, подвести к проблемному диалогу.
Настроение у нас … (какое?).
Ждут задания вас … (какие?).
Если на уроке быть … (какими?),
Результаты выйдут … (какие?)!
чудесное
интересные
внимательными
замечательными
Дополните предложения прилагательными
5
3. Актуализация и выявление затруднения в пробном учебном действии.
Цель: Активизировать мыслительную
деятельность, выявить отличительные признаки имени прилагательного.
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
т) кто? что?
л) что делает? что сделает?
с) какой? какая? какое? какие?
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
к) признак предмета
в) действие предмета
6
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу
л) по существительному с ним связанному
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода в именительном падеже?
а) - ая, - яя
о) - ое, - ее
и) - ый, - ий, - ой
Каким членом предложения, чаще всего,
является прилагательное в предложении?
т) главным
н) второстепенным
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам
е) по родам, числам, падежам
о) по падежам
С какой частью речи связано прилагательное в предложении?
н) с существительным
т) с глаголом
с) с наречием
Прилагательное - это:
о) часть слова
у) член предложения
и) часть речи
В каких текстах больше всего прилагательных?
а) в повествованиях
е) в описаниях
о) в рассуждениях
ключевое слово
с
к
л
о
н
е
н
и
е
Склонение прилагательного –
это его изменение
по числам, родам и падежам.
4. Выявление места и причины затруднения.
Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель: Привлечь внимание к новым сведениям. Сформулировать тему.
Формировать умение высказывать предположения.
Тема: «Правописание падежных окончаний
имён прилагательных»
Цель: Научиться правописанию
безударных падежных окончаний ПРИЛ в ед.ч.
Задачи: 1. Закрепить умение
устанавливать связь: сущ. прил.
2. Повторить падежные окончания прилагательных муж., жен. и ср. рода в ед.ч.
3. Поупражняться в дополнении текста-описания прилагательными.
10
5. Первичное закрепление в изменённой ситуации
Цель: найти в тексте-описании
словосочетания сущ. + прил.
Длиннорогие и рогатые Лесники зовут « сохатые ».
Им сугробы - по колено, Зимой в село идут за сеном. Рог широкий, как лопата, Они, немножечко, горбаты. Кто всё время соли просят? Эти звери, дети - …
СОХА́ , жен. - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Толковый словарь Ожегова
5. Первичное закрепление в изменённой ситуации
Цель: упражняться в определении рода и падежа прилагательного по существительному.
В погож ий летн ий день (когда?, во что? В. п., м. р.)
огромн ая лосиха (кто? И. п., ж. р.),
больше (кого? Р. п., ж. р.) домашн ей коровы
в густ ых ольховых заросл ях (где?, в чём? П. п., ж. р.)...
Физическая минутка
- Если в словосочетании с прилагательное мужского рода – вы делаете наклон вперёд, касаясь руками пальцев ног. Если женского рода - подпрыгиваете.
Зимний день, осенняя погода, зелёная вершина, белый снег, низкая туча, воздушный шар, крутой берег, яркий огонь, глубокая река, родной человек, комнатное растение . Почему остановились?
6. Применение и добывание знаний
в ситуации творческого задания
Цель: Учить писать изложение текста-описания.
План вашей дальнейшей работы:
- Прочитайте текст самостоятельно.
2. Придумайте заголовок.
3. Закройте учебник и запишите текст по памяти.
4. В своём изложении отыщите
словосочетания сущ.+ прил.
5. Выделите окончание ПРИЛ,
обозначьте род и падеж.
14
Выступление желающих учеников,
чтение собственного изложения.
7. Итог урока
Цель: Соотнести цель урока с достигнутым результатом.
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные в предложении?
- Какую роль играют имена прилагательные в речи?
- Как убедиться в правильности написания окончания имени прилагательного?
- Как определить падеж имён прилагательных?
15
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, наметить пути их устранения. Оценить свою деятельность на различных этапах урока и порадоваться личностным результатам.
Приём «Незаконченное предложение»
Начните со слов: МНЕ УДАЛОСЬ…
Я научился…
Для меня было сложным…
Мне понравилось задание…
16
8. Домашнее задание на выбор.
Цель: Закреплять знания, полученные на уроке.
1. Напишите сочинение-миниатюру о животном в формате текста-описания
ИЛИ
2. Выполните упражнения 1-9 на стр. 55-56 тематического контроля.
Типология уроков по ФГОС:
Тип урока
Виды уроков
Урок изучения нового
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Урок закрепления знаний
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Урок комплексного применения знаний
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по ФГОС:
1. Организационный этап (1-2 минуты).
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (4-5 минут).
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут).
4. Выявление места и причины затруднения,
постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся (4-5 минут).
5. Первичное закрепление в знакомой или в изменённой ситуации (5-6 минут).
6. Творческое применение и добывание знаний в ситуации проблемного задания (7-8 минут).
7. Итог урока (1-2 минуты).
8. Рефлексия учебной деятельности (2-3 минут).
9. Вариативное домашнее задание (1-2 минуты).
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой.
СИНКВЕЙН (от французского «пять») –
приём технологии развития критического мышления
Пишется по определенным правилам:
- Первая строка — тема синквейна, одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Каникулы.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта. Весёлые, долгожданные.
- Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Отдыхать, путешествовать, играть.
- Четвертая строка — фраза из 2-3 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Прекрасная пора.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Радость .
Рефлексия
СИНКВЕЙН –
используется для фиксации эмоциональных оценок,
описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН –
это инструмент для синтеза и обобщения информации.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
СИНКВЕЙН:
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
2. Деятельностный, продуктивный.
3. Делиться, обмениваться, совершенствоваться.
4. Сложно, но возможно!
5. Удовлетворённость.
Что делает учитель,
работающий по новому стандарту:
- Разрешает ученику сомневаться и не знать.
- Разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу.
- Требует обоснования детских предположений.
- Организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске.
- Не скрывает во время дискуссии, что есть вопросы,
ответы на которые ему неизвестны.
- Занимает равноправную позицию с классом перед предметом:
уверенно ориентируется в содержании или «путается» в материале, «не знает» того, чего еще не проходили.
- Пытается гибко перестроиться по ходу урока, исходя из ответа ребёнка, идет от класса к учебнику, а не от учебника к классу.
Чего не делает учитель,
работающий по новому стандарту:
- Не задает лишних вопросов.
- Не формулирует вопрос 10 раз.
- Не говорит больше, чем дети.
- Не использует назидательную обучающую интонацию.
- Не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания.
- Не «выбивает» из ребенка требуемый ответ.
Рефлексия
Приём Максима Люшера
об определении психологического состояния
«через выбор цвета».
Желтый - символизирует активность,
стремление к общению, любознательность,
красный - стимулирует силу воли,
активность, наступательность,
а зелёный - вдохновение и творчество,
удовлетворение и привязанность.
Раскрасьте:
красным – не смогла разобраться в теме;
жёлтым – поняла отличие…;
зелёным – открыла новое, но хочу знать больше.
Запишите вопрос, ответ на который Вы хотели бы получить самостоятельно.