Выполнил: Садриев Даниил
ученик 9-а класса
МАОУ СОШ № 85
Сторожевой катер типа МО-4 (малый охотник за подводными лодками - "Малый охотник") — уникальный памятник военной истории, единственный в Российской Федерации, сохранившийся до наших дней участник Великой Отечественной войны
Малые охотники типа MO-4 предназначались для несения дозора, поиска и уничтожения подводных лодок, охранения боевых кораблей, конвоирования транспортов и постановки минных заграждений
Павильон «Малый охотник» в Центральном военно–морском музее имени императора Петра Великого
Малый охотник, в очень плохом состоянии, находится в музее "Дорога Жизни" в поселке Осиновец .Катер долгое время находился под открытым небом и сильно пострадал, сейчас экспонируется в специальном павильоне и готовится к реставрации
Катер типа МО- 4 спроектирован группой конструкторов под руководством инженера С. В. Пугавко, главный конструктор Л.Л.Ермаш. Серийное строительство катеров развёрнуто на ленинградском заводе НКВД № 5, с 23 февраля 1933 года. С 1934 по 1941 год было построено 260 боевых единиц
Часть малых охотников, вошедших в состав Краснознамённого Балтийского Флота (КБФ), приняли участие в советско-финской «зимней» войне. После начала войны с Германией серийное строительство катеров МО-4 велось на нескольких заводах страны: № 5,
№ 345, № 640, астраханской судоверфи Наркомрыбпрома и московской судоверфи Наркомреч-флота. В тяжёлые военные годы было построено 74 катера типа МО-4
Героическая оборона Одессы, Севастополя, Кавказа, десантные операции в Феодосию, Керчь, Судак, мыс Мысхако (Малая земля), Новороссийск, Таманский полуостров и другие - таковы славные вехи боевого пути малых охотников
На Ладоге во время блокады Ленинграда несли службу два дивизиона сторожевых катеров типа «Малый охотник». В 1942 году катера участвовали в высадках разведчиков в тыл врага
"Морской охотник" Северной Тихоокеанской флотилии производит разведку боем побережья Южного Сахалина. Август 1945 года
Стрельба из кормового 45-мм полуавтомата 21-КМ
На палубе катера МО-4 во время выполнения боевого задания, 1942г.
Катер должен был удовлетворять следующим условиям:
- допускать перевозку по железной дороге при наименьшей разборке,
- обеспечивать достаточную поворотливость
- не меньше 25 уз. при работе двигателей на полной мощности;
- оставаться на плаву, не терять остойчивости, сохранять ход при затоплении любого отсека;
- дальность плавания — 300 миль полным, 500 миль крейсерским ходом;
- главные двигатели — авиационного типа ГЛМ-34 с реверсивными муфтами;
- экипаж — в мирное время 16-19 человек (3 — начсостава, 4 — младшего начсостава, 12 — рядовых); в военное время 24 человека (4 — начсостава, 6 — младшего начсостава, 14 — рядовых).
Катер типа "Малый охотник", представлял собой однопалубный, деревянной конструкции корабль. Вооружение состояло из универсальных орудий 45-мм калибра и крупнокалиберных пулеметов, бомбосбрасывателей глубинных бомб и аппаратуры для постановки дымовых завес.
Годы постройки : 1936 - 1945 год
Предшествующий тип : МО-2
Последующий тип : ОД-200
Длина : 27 м
Ширина : 4,02 м
Минно-торпедное вооружение : 4 мины КБ-3
Навигационное вооружение : 1 магнитный компас
Экипаж : 16 человек (2 офицера, 2 мичмана), 24 человека в военное время
Водоизмещение : 56 (полное)
Скорость хода : 27 узлов (максимальная)
Осадка: 1,5 м
Чертежи катера морской охотник разработаны капитаном 2-го ранга В. Науменковым
по модели выполненной капитаном 1-го ранга И. Чернышевым и при его консультации
Коллектив КБ завершил в 1934 году разработку проектной и рабочей документации,
по которой началась постройка деревянного малого охотника.
I — гюйс-шток со штаговым огнем, 2 — леерное ограждение, 3 — шпиль, 4 — контроллер шпиля, 5 — рубка, 6 — сирена, 7 — антенный ввод, 8 — мачта с ходовыми огнями, 9 — сигнальный прожектор, 10—катерный компас, 11—ветровое стекло, 12—главный магнитный компас, 13 — пенные огнетушители, 14 — лучевая антенна, 15 — лотковый бомбосбрасыватель, 16 — корзина под дымовые шашки, 17 — флагшток с нижним кильватерным огнем, 18 — патрубок газового выхлопа, 19 — привальный брус, 20 — фальшкиль, 21 — иллюминатор, 22 — гребной вал, 23 — кронштейн гребного вала, 24 — гребной винт, 25 — перо руля, 26 — цепной палубный клюз, 27 — цепной стопор Легофа, 28 — футшток, 29 — сходня, 30 — ящик с сигнальными флагами, 31 — шлюпка ял-2, 32 — минные рельсы, 33 — люк, 34 — якорь Холла, 35 — киповая планка, 36 — кнехт, 37 — вывод камбузной дымовой трубы, 38 — дымовая труба, 39 — 45-мм артиллерийское орудие, 40 — кранец первых выстрелов, 41 — люк, 42 — поручень, 43 — спасательный круг, 44 — бортовые отличительные огни, 45 — противопожарный шланг, 46 — машинный телеграф, 47 — веха, 48 — съемный лист над первым машинным отделением, 49 — пулемет ДШК, 50 — вентиляционный раструб, 51 — световой фонарь, 52 — съемный лист над вторым машинным отделением, 53 — вентиляционный раструб, 54 — малые глубинные бомбы, 55 — стеллаж, 56 — большие глубинные бомбы,
57 — морские дымовые шашки (МБДШ)
Буров, В. Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории - СПб. : Судостроение, 1995
Доценко, В. Д. Флот. Война. Победа. 1941-1945 - СПб. : Судостроение, 1995
Платонов, А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941-1945 - СПб. : Полигон, 2002
Флот на защите Отечества / под общ. ред. вице-адмирала В. А. Коковина. – СПб. : Судостроение, 2012
Широкорад, А. Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 годов : справочник – Минск : ХАРВЕСТ, 2002
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Охотник_за_подводными_лодками
- https://soldierweapons.ru/newsi/new/501534-malye-ohotniki-mo-4-moshki.html
- https://topwar.ru/33943-malye-ohotniki-mo-4-moshki.html
Российский военно-морской флот -
мощь, краса и гордость нашего государства