СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация предназначена для объяснения нового материала и закрепления темы по бессоюзному сложному предложению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Урок в 9 классе    Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении   Марамыгина Наталья Владимировна, учитель русского языка

Урок в 9 классе

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Марамыгина Наталья Владимировна,

учитель русского языка

Цели:   Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.  Формирование умений: устанавливать смысловые отношения между частями в БСП, определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей, правильно ставить двоеточие и тире в БСП,

Цели:

  •   Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,

Тире в бессоюзном сложном предложении противопоставление [Служить бы рад] – [прислуживаться тошно.] - но а

Тире в бессоюзном сложном предложении

противопоставление

[Служить бы рад] – [прислуживаться тошно.]

-

но

а

                Тире в бессоюзном сложном предложении               время  условие  [Совесть потеряешь] – [другой не купишь.]       - если когда

Тире в бессоюзном сложном предложении время условие [Совесть потеряешь] – [другой не купишь.]

-

если

когда

                    Тире в бессоюзном сложном предложении           вывод  следствие   [Распахнули окна] – [запах осени вступил на веранду.]         - так что

Тире в бессоюзном сложном предложении вывод следствие [Распахнули окна] – [запах осени вступил на веранду.]

-

так что

             Двоеточие в бессоюзном сложном предложении          пояснение   [Предметы потеряли свою форму] : [всё сливалось в тёмную массу.]     : а именно

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении пояснение [Предметы потеряли свою форму] : [всё сливалось в тёмную массу.]

:

а именно

                              Двоеточие в бессоюзном сложном предложении          дополняет   [А я заметил] : [возле иных домов тополя сохнут.]                    : что

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении дополняет [А я заметил] : [возле иных домов тополя сохнут.]

:

что

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении : потому что  причина [Я доверяю любящим] : [они великодушны.]

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

:

потому что

причина

[Я доверяю любящим] : [они великодушны.]

подведём итоги Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Если вторая часть раскрывает,  поясняет содержание первой. В этом случае между частями предложения можно вставить а именно [ ] : [а именно].  Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.)

подведём итоги

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении:

  • Если вторая часть раскрывает,

поясняет содержание первой. В этом случае между частями предложения можно вставить а именно [ ] : [а именно].

Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.)

2 ) Если в первой части предложения есть слова  так, одно, таков, такой . [так, одно, таков, такой]: [ ].  Жили они так: он вставал, как всегда, рано, и шел по хозяйству на завод. (Л.Т.)

2 ) Если в первой части предложения есть слова

так, одно, таков, такой .

[так, одно, таков, такой]: [ ].

Жили они так: он вставал, как всегда, рано, и шел по хозяйству на завод. (Л.Т.)

3) Перед прямым вопросом: [ ] : [прямой вопрос].  Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? (Г.Ф.)

3) Перед прямым вопросом:

[ ] : [прямой вопрос].

Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? (Г.Ф.)

4) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить, доказывать, чувствовать и т.д.  В этом случае между частями предложения можно поставить союз что. [видеть, понимать, знать, сказать и т.д.]: [ ].  Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)

4) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить, доказывать, чувствовать и т.д.

В этом случае между частями предложения можно поставить союз что.

[видеть, понимать, знать, сказать и т.д.]: [ ].

Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)

5) Если в первой части есть глаголы прислушаться, повернуться, посмотреть, оглянуться и т.д ., предупреждающие о последующем действии. В этом случае после них можно поставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал [и увидел, и услышал, и почувствовал]: [ ]   Прислушался казак: шуршит камыш за обозами. — Прислушался казак (и услышал): шуршит камыш за обозами. (По Н. Гоголю.)

5) Если в первой части есть глаголы прислушаться, повернуться, посмотреть, оглянуться и т.д ., предупреждающие о последующем действии. В этом случае после них можно поставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал

[и увидел, и услышал, и почувствовал]: [ ]

Прислушался казак: шуршит камыш за обозами. — Прислушался казак (и услышал): шуршит камыш за обозами. (По Н. Гоголю.)

6) Если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как . [ ] : [ причина ]   Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)

6) Если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как .

[ ] : [ причина ]

Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)

Тире в БСП Время, Следствие, Условие результат (1 часть) (2 часть)  Быстрая смена Противопоставление  событий

Тире в БСП

Время, Следствие,

Условие результат

(1 часть) (2 часть)

Быстрая смена Противопоставление

событий

Потренируемся
  • Потренируемся
  Выберите один правильный ответ из четырёх Это не так!!! Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать верно! причина следствие Обобщ. слово время комментарий

Выберите один правильный ответ из четырёх

Это

не так!!!

Писатель – не сочинитель:

первый пишет, чтобы

изложить свои мысли,

второй сочиняет,

чтобы что-нибудь написать

верно!

причина

следствие

Обобщ. слово

время

комментарий

  Выберите один правильный ответ из четырёх Это не так!!! В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет: небо на востоке  светлеет, голубым хрусталём загорается Венера Обоб. слово верно! пояснение Условие причина комментарий

Выберите один правильный ответ из четырёх

Это

не так!!!

В необыкновенной,

никогда неслыханной

тишине зарождается

рассвет: небо на востоке

светлеет, голубым

хрусталём загорается

Венера

Обоб. слово

верно!

пояснение

Условие

причина

комментарий

  Выберите один правильный ответ из четырёх Это не так!!! Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облака,  не было на прозрачном небе условие Следствие верно! уточнение противопоставление комментарий

Выберите один правильный ответ из четырёх

Это

не так!!!

Никогда я не видел

такой осени:

ни ветерка, ни облака,

не было на

прозрачном небе

условие

Следствие

верно!

уточнение

противопоставление

комментарий

  Выберите один правильный ответ из четырёх Это не так!!!  Полководец Суворов не возражал против униформы 1789 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.  время Обобщ. слово верно! причина Результат, вывод комментарий

Выберите один правильный ответ из четырёх

Это

не так!!!

Полководец Суворов не

возражал против

униформы 1789 года:

простая, удобная,

функциональная, она как

нельзя лучше отвечала

духу его системы

военного обучения.

время

Обобщ. слово

верно!

причина

Результат, вывод

комментарий

  Выберите один правильный ответ из четырёх Это не так!!! Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. причина время пояснение верно! дополнение Ваши действия

Выберите один правильный ответ из четырёх

Это

не так!!!

Вдруг я чувствую:

кто-то берёт меня

за плечо и толкает.

причина

время

пояснение

верно!

дополнение

Ваши действия

Желаю всем удачи!

Желаю всем удачи!