Урок в 9 классе
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Марамыгина Наталья Владимировна,
учитель русского языка
Цели:
- Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.
Формирование умений:
- устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
- определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
- правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
Тире в бессоюзном сложном предложении
противопоставление
[Служить бы рад] – [прислуживаться тошно.]
-
но
а
Тире в бессоюзном сложном предложении время условие [Совесть потеряешь] – [другой не купишь.]
-
если
когда
Тире в бессоюзном сложном предложении вывод следствие [Распахнули окна] – [запах осени вступил на веранду.]
-
так что
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении пояснение [Предметы потеряли свою форму] : [всё сливалось в тёмную массу.]
:
а именно
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении дополняет [А я заметил] : [возле иных домов тополя сохнут.]
:
что
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
:
потому что
причина
[Я доверяю любящим] : [они великодушны.]
подведём итоги
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении:
- Если вторая часть раскрывает,
поясняет содержание первой. В этом случае между частями предложения можно вставить а именно [ ] : [а именно].
Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.)
2 ) Если в первой части предложения есть слова
так, одно, таков, такой .
[так, одно, таков, такой]: [ ].
Жили они так: он вставал, как всегда, рано, и шел по хозяйству на завод. (Л.Т.)
3) Перед прямым вопросом:
[ ] : [прямой вопрос].
Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? (Г.Ф.)
4) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить, доказывать, чувствовать и т.д.
В этом случае между частями предложения можно поставить союз что.
[видеть, понимать, знать, сказать и т.д.]: [ ].
Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)
5) Если в первой части есть глаголы прислушаться, повернуться, посмотреть, оглянуться и т.д ., предупреждающие о последующем действии. В этом случае после них можно поставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал
[и увидел, и услышал, и почувствовал]: [ ]
Прислушался казак: шуршит камыш за обозами. — Прислушался казак (и услышал): шуршит камыш за обозами. (По Н. Гоголю.)
6) Если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как .
[ ] : [ причина ]
Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.)
Тире в БСП
Время, Следствие,
Условие результат
(1 часть) (2 часть)
Быстрая смена Противопоставление
событий
Выберите один правильный ответ из четырёх
Это
не так!!!
Писатель – не сочинитель:
первый пишет, чтобы
изложить свои мысли,
второй сочиняет,
чтобы что-нибудь написать
верно!
причина
следствие
Обобщ. слово
время
комментарий
Выберите один правильный ответ из четырёх
Это
не так!!!
В необыкновенной,
никогда неслыханной
тишине зарождается
рассвет: небо на востоке
светлеет, голубым
хрусталём загорается
Венера
Обоб. слово
верно!
пояснение
Условие
причина
комментарий
Выберите один правильный ответ из четырёх
Это
не так!!!
Никогда я не видел
такой осени:
ни ветерка, ни облака,
не было на
прозрачном небе
условие
Следствие
верно!
уточнение
противопоставление
комментарий
Выберите один правильный ответ из четырёх
Это
не так!!!
Полководец Суворов не
возражал против
униформы 1789 года:
простая, удобная,
функциональная, она как
нельзя лучше отвечала
духу его системы
военного обучения.
время
Обобщ. слово
верно!
причина
Результат, вывод
комментарий
Выберите один правильный ответ из четырёх
Это
не так!!!
Вдруг я чувствую:
кто-то берёт меня
за плечо и толкает.
причина
время
пояснение
верно!
дополнение
Ваши действия
Желаю всем удачи!