Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной…»
Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
- Поделитесь своими впечатлениями:
- Опишите настроение произведения.
(радостное, восторженное, музыкальное…)
(лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).
- При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.
Анализ текста.
- Теперь прогуляемся по строфам и найдем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.
Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения?
Прозрачность. Или пустота. Или простор.
- Как же поэту удаётся передать это?
- Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!
- Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный »?
- Это, в первую очередь, хрупкий .
- «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».
- Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени.
- Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде» . «Пустеет воздух» . Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде» .
- Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим?
- ( Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
- Выясним значение слова «лучезарный».
- Это значит «сверкающий» , пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь» .
Каково значение слова «лазурь»?
Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.
- Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?.
- Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.
- “ теперь уж пусто всё – простор везде”… ,
- “ пустеет воздух, птиц не слышно боле”
- Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу , противопоставление .
- Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии.
“ где бодрый серп гулял ” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.
Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная» , а недавно здесь «серп гулял и падал колос».
На какие размышления наводят нас эти противопоставления?
Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
- . Объясните значение слова “праздный”.
- ( Полоса, “ничем не занятая” - словарь Ожегова ).
- Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды?
- Отдых после работы, спокойствие . Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
- “ Короткая, но дивная пора”
- Объясните смысл этой строчки.
Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее . А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.
А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире?
( О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты ).
Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
К. Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»
Литературное чтение,
2 класс
Константин
Дмитриевич
Бальмонт
(1867 – 1942)
поэт, критик, переводчик
Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в помещичьей семье.
Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьёй, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр).
Мать, Вера Николаевна Лебедева, - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
- Понравилось вам стихотворение?
- Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
- О ком можно сказать «проснётся и заплачет»? К кому относит поэт эти слова?
- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
Найдите значение слова «благовонье»
Благовонье – приятный, ароматный запах.
Что такое олицетворение?
Олицетворение (олицетворить) – выразить, представить в образе живого существа.
Найдите в стихотворении олицетворения.
Солнце смеётся.
Осень проснётся и заплачет.