СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Тютчев и Бальмонт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Тютчев и Бальмонт»

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Ф.И. Тютчев.

«Есть в осени первоначальной…»

Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”

Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”

Поделитесь своими впечатлениями: Опишите настроение произведения. Опишите свои ощущения .  (радостное, восторженное, музыкальное…) (лёгкость, радостное волнение…)
  • Поделитесь своими впечатлениями:
  • Опишите настроение произведения.
  • Опишите свои ощущения .

(радостное, восторженное, музыкальное…)

(лёгкость, радостное волнение…)

Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно). При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.

Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).

  • При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.
Анализ текста.   Теперь прогуляемся по строфам и найдем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.

Анализ текста.

  • Теперь прогуляемся по строфам и найдем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.
Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения? Прозрачность. Или пустота. Или простор.

Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения?

Прозрачность. Или пустота. Или простор.

Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!
  • Как же поэту удаётся передать это?
  • Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!
Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный »? Это, в первую очередь, хрупкий . «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».
  • Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный »?
  • Это, в первую очередь, хрупкий .
  • «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».
Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени.  Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде» . «Пустеет воздух» . Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде» .
  • Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени.
  • Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде» . «Пустеет воздух» . Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде» .
Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? ( Голубая  – потому что “лазурь”, жёлтая  - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
  • Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим?
  • ( Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
«И лучезарны вечера» . Выясним значение слова «лучезарный». Это значит «сверкающий» , пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит»  – тоже свет, блеск.
  • «И лучезарны вечера» .
  • Выясним значение слова «лучезарный».
  • Это значит «сверкающий» , пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь» . Каково значение слова «лазурь»? Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.

Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь» .

Каково значение слова «лазурь»?

Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.

Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?. Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.
  • Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?.
  • Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.
“ теперь уж пусто всё – простор везде”… , “ пустеет воздух, птиц не слышно боле”
  • теперь уж пусто всё – простор везде”… ,
  • пустеет воздух, птиц не слышно боле”
Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу , противопоставление . Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии. “ где бодрый серп гулял ” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.
  • Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу , противопоставление .
  • Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии.

“ где бодрый серп гулял ” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная» , а недавно здесь «серп гулял и падал колос».

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная» , а недавно здесь «серп гулял и падал колос».

На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

На какие размышления наводят нас эти противопоставления?

Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

. Объясните значение слова “праздный”. ( Полоса, “ничем не  занятая” - словарь Ожегова ). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? Отдых после работы, спокойствие . Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
  • . Объясните значение слова “праздный”.
  • ( Полоса, “ничем не занятая” - словарь Ожегова ).
  • Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды?
  • Отдых после работы, спокойствие . Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
“ Дивная пора” - эпитет “ Короткая, но дивная пора” Объясните смысл этой строчки.
  • Дивная пора” - эпитет
  • Короткая, но дивная пора”
  • Объясните смысл этой строчки.
Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее . А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.

Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее . А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.

А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? ( О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты ).

А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире?

( О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты ).

Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.

Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.

Выразительное чтение стихотворения. Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области К. Д. Бальмонт  «Поспевает брусника…» Литературное чтение,  2 класс

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

К. Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Литературное чтение,

2 класс

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)  поэт, критик, переводчик

Константин

Дмитриевич

Бальмонт

(1867 – 1942)

поэт, критик, переводчик

Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в помещичьей семье. Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьёй, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр). Мать, Вера Николаевна Лебедева, - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в помещичьей семье.

Его отец, Дмитрий Константинович Бальмонт, был судьёй, а потом председателем земской управы в городе Шуя (по-нашему, мэр).

Мать, Вера Николаевна Лебедева, - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

Понравилось вам стихотворение? Найдите строки, которые говорят о настроении поэта. О ком можно сказать «проснётся и заплачет»? К кому относит поэт эти слова? Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
  • Понравилось вам стихотворение?
  • Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
  • О ком можно сказать «проснётся и заплачет»? К кому относит поэт эти слова?
  • Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
Найдите значение слова «благовонье» Благовонье – приятный, ароматный запах. Что такое олицетворение? Олицетворение (олицетворить) – выразить, представить в образе живого существа.

Найдите значение слова «благовонье»

Благовонье – приятный, ароматный запах.

Что такое олицетворение?

Олицетворение (олицетворить) – выразить, представить в образе живого существа.

Найдите в стихотворении олицетворения. Солнце смеётся.  Осень проснётся и заплачет.

Найдите в стихотворении олицетворения.

Солнце смеётся.

Осень проснётся и заплачет.