АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ »
Трудности «трудного» ребенка
Ханхараева Марина Семеновна, зам.директора по ВР МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ»
Цымлова Валентина Николаевна, зам.директора по СР МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ»
Сонголова О.Б., социальный педагог МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ»
31.01.2019г.
Учитель - тот, кто с добро- той выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний
Просмотр видеоролика
Упражнение «Продолжи предложение»
«Трудный учащийся – это…» ( мнение учащихся)
- Человек, которому сейчас тяжело
- Нет мотивации к изменению себя
- Недооценивают учителя
- Нервный
- Нет учебной мотивации
- Проблемы с учебой
- Хочет привлечь внимание
- Не умеет контролировать себя
- Проблемы внутри себя
- Озлобленный
- Тихий, необщительный
- Нарушитель дисциплины
- Курильщик
- Агрессивный
- Не ответственный
- Нехватка любви родителей
- Особые черты характера
- Самоуверенный, бездушный
- «Трудных» нет, есть трудные ситуации
Трудности «трудного ребенка»
- Вызывающее поведение и вседозволенность, стремление избежать требований
- Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию
- Лживость
- Обидчивость, агрессивность
- Тревожность и низкая самооценка
- Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми
- Проблемные взаимоотношения со сверстниками
- Трудности в обучении, неуспеваемость
- Невыполнение домашних заданий
- Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов
- Отсутствие позитивных жизненных целей
Привлечение внимания
Месть
Избегание неудачи
мотивы плохого поведения
Власть
Привлечение внимания
Социальные причины
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению
Сущность поведения
Получать особое внимание
Сильные стороны поведения
Потребность в контакте с учителем
Реакция учителя: эмоции
Раздражение, негодование
Реакция учителя: импульс
Сделать замечание
Реакция ученика
Временно прекращает
Способы предотвращения
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение
Власть
Социальные причины
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка
Сущность поведения
«Ты мне ничего не сделаешь»
Сильные стороны поведения
Смелость, сопротивление влияниям
Реакция учителя: эмоции
Гнев, негодование, может быть страх
Реакция учителя: импульс
Прекратить выходку с помощью физического действия
Реакция ученика
Прекращает выходку, когда сам решит
Способы предотвращения
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
Месть
Социальные причины
Рост насилия в обществе
Сущность поведения
Вредить в ответ на обиду
Сильные стороны поведения
Способность защищать себя от боли и обид
Реакция учителя: эмоции
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху
Реакция учителя: импульс
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
Реакция ученика
Прекращает выходку, когда сам решит
Способы предотвращения
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем
Избегание неудачи
Социальные причины
Слишком высокие требования родителей и учителей
Сущность поведения
«Не буду и пробовать, все равно не получится»
Сильные стороны поведения
Нет
Реакция учителя: эмоции
Профессиональная беспомощность
Реакция учителя: импульс
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакция ученика
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать
Способы предотвращения
Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»
Помощь детям с отклоняющимся, трудным поведением
- изучение социального окружения ребенка и проведение социально-психологической работы с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями)
- корректировка тех ценностей, поведения, черт характера, эмоций, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка
- создание оптимальной модели взаимодействия с ребенком
принципы конструктивного взаимодействия
- Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
- Займитесь своими негативными эмоциями.
- Обсудите проступок позже.
- Позвольте ученику "сохранить лицо".
- Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Золотые правила
- если ребенка критикуют, он учиться осуждать;
- если ребенка высмеивают, он учиться быть робким;
- если ребенка хвалят, он учится оценивать;
- если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым;
- если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться;
- если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе;
- если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым;
- если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться;
- если ребенок живет в атмосфере дружбы, он чувствует себя нужным.
Работа в группах
- Методы и способы реагирования
- Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!
- Переписка
- Комплексный подход
ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО
они просто хотят внимания,
они хотят чувствовать себя сильными, значимыми,
они упрямы,
они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать.
они избалованы,
они эгоистичны,
они несобранны,
они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.
ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!
Желтый – всё, что пригодится в дальнейшем.
Зеленый – информацию переработаю .
Синяя – абсолютно бесполезная информация.
Рефлексия
Спасибо за внимание!