СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ по географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учителей и учащихся, сдающих ОГЭ и ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ по географии"»

Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ Учитель географии МОУ СОШ №3 с. Прасковея Шатурова С.М. 2021 год

Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ

Учитель географии МОУ СОШ №3 с. Прасковея Шатурова С.М.

2021 год

Из 30 заданий 27 с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом  (12,28,29) За верное выполнение заданий 1-11, 19-30 выставляется 1 балл. За задание 12 в зависимости от полноты решения выставляется от нуля до 2 баллов.

Из 30 заданий 27 с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом (12,28,29)

За верное выполнение заданий 1-11, 19-30 выставляется 1 балл. За задание 12 в зависимости от полноты решения выставляется от нуля до 2 баллов.

 самые трудные задания ОГЭ 9 класса Задание 7 Задание 11 Задание 16 Задание 17 5. Задание 18 6. Задание 2 7, 28, 29

самые трудные задания ОГЭ 9 класса

  • Задание 7
  • Задание 11
  • Задание 16
  • Задание 17

5. Задание 18

6. Задание 2 7, 28, 29

7 задание - Определение по географическим координатам объекта. 60 0 с.ш. и 30 0 в.д. № Задача 7 Определение по географическим координатам Алгоритм действий 1. Взять атлас 7 класса. (Если координаты от 19 гр. в.д. до 169 гр. з.д. и от 41 гр. с.ш. до 77 гр. с.ш., то нужно взять карту России). объекта 1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное  полушарие. 3. Найдите параллель, на которой лежит объект 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект приблизительно. 7. Если не определяется объект, выберите карту с крупным масштабом  ( материка, России) и по линиям меридианов и параллелей до точки их пересечения найдите объект.

7 задание - Определение по географическим координатам объекта.

60 0 с.ш. и 30 0 в.д.

Задача

7

Определение по географическим координатам

Алгоритм действий

1. Взять атлас 7 класса. (Если координаты от 19 гр. в.д. до 169 гр. з.д. и от 41 гр. с.ш. до 77 гр. с.ш., то нужно взять карту России).

объекта

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное

полушарие.

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект приблизительно.

7. Если не определяется объект, выберите карту с крупным масштабом

( материка, России) и по линиям меридианов и параллелей до точки их пересечения найдите объект.

Задание 11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенного на основе карты по линии А − В разными учащимися. Какой из профилей построен верно? 1. 2. 3. 4. Верно ответ 2

Задание 11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенного на основе карты по линии А − В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1.

2.

3.

4.

Верно ответ 2

 16 задание - Проанализировать таблицу и выбрать верное высказывание  Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? 1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем теплее в июле». 2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур». 3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки». 4) Александр: «Чем ближе к морю, тем реже выпадают атмосферные осадки». Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице Верно 3

16 задание - Проанализировать таблицу и выбрать верное высказывание

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем теплее в июле».

2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур».

3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки».

4) Александр: «Чем ближе к морю, тем реже выпадают атмосферные осадки».

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице

Верно 3

17 задание на продолжительность светового дня и в каком пункте Солнце раньше или позже поднимется над горизонтом Временные промежутки Положение Солнца дни солнцестояния На что это влияет? 22 июня Солнце в зените над северным тропиком — 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге — 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса — полярный день 22 декабря   Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах север и юг меняются местами (Солнце в зените над южным тропиком)  продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее

17 задание на продолжительность светового дня и в каком пункте Солнце раньше или позже поднимется над горизонтом

Временные промежутки

Положение Солнца

дни солнцестояния

На что это влияет?

22 июня

Солнце в зените над северным тропиком — 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге — 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса — полярный день

22 декабря

Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах

север и юг меняются местами (Солнце в зените над южным тропиком)

продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее

с 22 марта до 22 сентября Солнце в зените в северном полушарии с 24 сентября в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту до 20 марта Солнце в зените в южном полушарии продолжительность дня больше будет в более южных городах

с 22 марта

до 22 сентября

Солнце в зените в северном полушарии

с 24 сентября

в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту

до 20 марта

Солнце в зените в южном полушарии

продолжительность дня больше будет в более южных городах

Задание 18. Проанализируйте климатограмму и определите , какой буквой на карте  обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме Верный ответ: точка

Задание 18. Проанализируйте климатограмму и определите , какой буквой на карте

обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме

Верный ответ: точка

Задания с 27 по 29 с использованием приведенного текста

Задания с 27 по 29 с использованием приведенного текста

Какие задания самые трудные в ЕГЭ Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.

Какие задания самые трудные в ЕГЭ

Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.  На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут). Задания 28–34 требуют развёрнутого ответа в бланке ответов № 2. Ответом на задание 28 должен быть сделанный рисунок. В заданиях 29–34 требуется записать полный ответ на поставленный вопрос или решение задачи.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания.

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут).

Задания 28–34 требуют развёрнутого ответа в бланке ответов № 2. Ответом на задание 28 должен быть сделанный рисунок.

В заданиях 29–34 требуется записать полный ответ на поставленный вопрос или решение задачи.

Задание 5. Расположите приведённые ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха .  1) Ростов-на-Дону  2) Пермь 3) Якутск Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Ответ:321

Задание 5. Расположите приведённые ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха .

1) Ростов-на-Дону

2) Пермь

3) Якутск

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ:321

 Задание 19. В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти страны. 1)Кувейт 2) Россия 3) Бразилия 4) Норвегия 5) Франция 6) Саудовская Аравия Ответ: 126

Задание 19. В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти страны.

1)Кувейт

2) Россия

3) Бразилия

4) Норвегия

5) Франция

6) Саудовская Аравия

Ответ: 126

 Задание 16. На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых в период с 2013 по 2015 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.  Динамика объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году)  Регион 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1)Алтайский край 101,3 98,9 100,1 2) Псковская область 100,6 94,4 102,8 3) Республика Бурятия 114,9 102,9 101,6 4) Волгоградская область 101,5 102,4 101,1 Ответ:34

Задание 16. На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых в период с 2013 по 2015 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

Динамика объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году)

Регион 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1)Алтайский край 101,3 98,9 100,1

2) Псковская область 100,6 94,4 102,8

3) Республика Бурятия 114,9 102,9 101,6

4) Волгоградская область 101,5 102,4 101,1

Ответ:34

 Задание 22 . Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран природным газом. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.  Страна Разведанные запасы природного газа, трлн м3 (2016 г.) Добыча природного газа, млрд м3 в год (2016 г.) США 8,7 749,2 2) Китай 5,4 138,4 3) Казахстан 1,0 19,0 Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Р=З:Д Ответ: 123

Задание 22 . Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран природным газом. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Страна Разведанные запасы природного газа, трлн м3 (2016 г.) Добыча природного газа, млрд м3 в год (2016 г.)

  • США 8,7 749,2

2) Китай 5,4 138,4

3) Казахстан 1,0 19,0

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Р=З:Д

Ответ: 123

 Задание29. Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. нашей эры. Эти данные были сопоставлены с периодами вулканической активности в древности, информацию о которых учёные получили по результатам исследования ледяных кернов в Гренландии. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были на Ниле слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время. Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3. Увеличение в атмосфере продуктов вулканической деятельности 2 3 4. Уменьшение прогрева материка В ответе указаны следующие элементы:  вместо 2 пишем ответ - уменьшение прозрачности атмосферы ИЛИ сокращение доли прямой солнечной радиации при увеличении доли рассеянной; вместо 3- уменьшение количества суммарной солнечной радиации

Задание29. Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. нашей эры. Эти данные были сопоставлены с периодами вулканической активности в древности, информацию о которых учёные получили по результатам исследования ледяных кернов в Гренландии. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были на Ниле слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время. Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

  • Увеличение в атмосфере продуктов вулканической деятельности 2 3 4. Уменьшение прогрева материка

В ответе указаны следующие элементы:

вместо 2 пишем ответ - уменьшение прозрачности атмосферы ИЛИ сокращение доли прямой солнечной радиации при увеличении доли рассеянной; вместо 3- уменьшение количества суммарной солнечной радиации

Задание 31. Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – А, Б или В – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения. Укажите причину более высокой доли пожилого возраста в населении этой страны.

Демографические показатели А, Б и В

 

Страна А

Общая численность населения, млн. чел.

8,0

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел.

Страна Б

149,0

Численность населения старше 65 лет, млн. чел.

Страна В

1,3

38,0

1,2

49,2

Рождаемость, ‰

Естественный прирост, ‰

7,5

16,7

9

9

1,5

27

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

41

8

80

Доля городского населения, %

14

67

62

Средняя плотность населения, чел/км²

50

24

99

23

1035

14

Решение.

1. Необходимо высчитать долю (Д) населения старше 65 лет в общей численности населения страны:

Д (страна А) = 1,2/8,0 = 0,15

Д (страна Б) = 7,5/149,0 = 0,05

Д (страна В) = 1,5/38,0 = 0,04

Полученные данные можно высчитать также с помощью метода пропорции. Результат получится в процентах: страна А – 15 %, страна Б – 5 % и страна В – 4 %.

Следовательно, доля лиц пожилого возраста наибольшая в стране А.

2. Причина: Низкая рождаемость в стране А, а также в данной стране высокая средняя продолжительность жизни

Задание 32. Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 9 часов 40 минут. Запишите решение задачи

Решение:

  • Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 9 ч 40 мин.;

2) разница в долготе составляет: 15° × 9 + 15° : 3 × 2 = 145°; 135 0 +((40*15 0 ):60)= 135+10=145 0

3) время в пункте больше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Восточном полушарии. Ответ: 145° в.д.

Или

С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с.ш. 73° з.д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с.ш. 73° з.д.), если известно, что корабль будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.

Решение: (13 – 11) × 111 км = 222 км

Ответ: 222 км (Так как длина дуги 1° меридиана на разных широтах различна, то как верный засчитывается любой ответ в интервале от 222 до 224 км при условии, что в решении используется значение длины дуги 1° меридиана, отличное от 111 км, но находящееся в интервале от 111,0 до 111,7 км)

Задание 33. Используя данные таблицы 3, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Ленинградской области. Численность и естественный прирост населения Ленинградской области.   2007 Среднегодовая численность населения, человек. 2008 1635543 Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.   1632622 – 16079 нет данных

Задание 33. Используя данные таблицы 3, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Ленинградской области.

Численность и естественный прирост населения Ленинградской области.

 

2007

Среднегодовая численность населения, человек.

2008

1635543

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.

 

1632622

16079

нет данных

Задание 28 . Построение профиля

Задание 28 . Построение профиля

Задача Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – Алжире, Чили или Италии – показатель смертности в расчете на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные (вычисления) или рассуждения. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наибольший.  Демографические показатели Алжира, Чили и Италии     Алжир Общая численность населения, млн. чел. 33,3 Доля населения в возрасте до 15 лет, % Чили Доля населения старше 65 лет, % 35 Италия 16,3 58,1 5 25 Рождаемость, ‰ 14 8 17,1 Естественный прирост, ‰ 12,1 19 Ожидаемая продолжительность жизни, лет 15,0 9,1 8,5 73,5 Доля городского населения, % -2,0 49 76,9 80,0 87 90 Решение: Сначала необходимо высчитать показатель смертности для каждой страны. Для этого из основной формулы выводим искомую: Е п = Р- С С= Р-Еп Кс (Алжир) 17,1 – 12,1 = 5 Кс (Чили) = 15 – 9,1 = 5,9 Кс (Италия) = 8,5 – (-2,0) = 8,5 + 2 = 10,5 Таким образом, наибольший показатель смертности характерен для Италии. Причина: наибольшая доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре Италии.

Задача Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – Алжире, Чили или Италии – показатель смертности в расчете на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные (вычисления) или рассуждения. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наибольший.

Демографические показатели Алжира, Чили и Италии  

 

Алжир

Общая численность населения, млн. чел.

33,3

Доля населения в возрасте до 15 лет, %

Чили

Доля населения старше 65 лет, %

35

Италия

16,3

58,1

5

25

Рождаемость, ‰

14

8

17,1

Естественный прирост, ‰

12,1

19

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

15,0

9,1

8,5

73,5

Доля городского населения, %

-2,0

49

76,9

80,0

87

90

Решение: Сначала необходимо высчитать показатель смертности для каждой страны.

Для этого из основной формулы выводим искомую: Е п = Р- С С= Р-Еп

Кс (Алжир) 17,1 – 12,1 = 5

Кс (Чили) = 15 – 9,1 = 5,9

Кс (Италия) = 8,5 – (-2,0) = 8,5 + 2 = 10,5

Таким образом, наибольший показатель смертности характерен для Италии. Причина: наибольшая доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре Италии.