МАОУ «СОШ №36 с УИОП» (г. Сыктывкар)
Аннотация
Аннотация как вид обработки текста
10 класс
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
?
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая корова нужна самому!
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!
-Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много корова даёт молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука.
С.Михалков. «Как старик корову продавал»
«Блиц»
- Назовите самые невероятные товары, которые можно прорекламировать.
- Своеобразная реклама книге – это аннотация .
- Что такое аннотация?
АННОТАЦИЯ ( от лат. annotation «замечание») – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.
«Покажи товар лицом…»
1 группа
Трогательное повествование о двух друзьях, которые сохранили верность дружбе, несмотря на тяжелую болезнь одного из них.
(А.Барто «Уронили мишку на пол»)
2 группа
Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрый противник обманом лишает её всего состояния.
(И.А.Крылов «Ворона и Лисица»)
3 группа
В произведении рассказывается об иностранце, который, путешествуя по водным просторам, из-за своей неосторожности чуть не лишился руки.
(«Ехал грека через реку…»)
Неожиданные аннотации
- Попробуйте составить такого рода аннотацию, чтобы ваши товарищи крепко поломали голову в поисках отгадки.
- Чтобы облегчить задачу и сэкономить время, предлагаю вам названия произведений:
1 группа - «Теремок»
2 группа – «Колобок»
3 группа - «Курочка Ряба»
Время – 2 мин.
Проба пера
- Попробуйте определить структуру аннотации
Анализируем аннотации
Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989.— 416 с.: ил.
Словарь рассказывает об истории развития театра, эстрады, кино, телевидения, о творчестве выдающихся актеров, режиссеров, драматургов.
Читатели узнают о различных профессиях, связанных с этими видами искусства, найдут практические рекомендации о том, как организовать школьную самодеятельность, вести работу в театральных кружках, кружках кинолюбителей и т.п. Задача словаря — помочь ученикам в выборе профессии.
Для школьников среднего и старшего возраста.
- Попробуйте определить структуру аннотации
Анализируем аннотации
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории / Пер. с нем. / Сост. С.В. Тураев. — М.: Дет. лит., 1976.— 221 с.: ил.
Книга знакомит с творчеством немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В книгу вошли всемирно известные произведения: «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок» и другие, дающие юному читателю широкое представление о творчестве писателя в целом. Истории в этой книге разные — веселые и грустные, насмешливые и лирические, – и все они рассказывают о чем-то важном, заставляют задуматься о нем. Издание приурочено к двухсотлетию со дня рождения писателя.
Аннотация - краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.
План аннотации.
1) Библиографическое описание:
– Автор произведения.
– Где и когда издано.
2) Жанр произведения.
3) Главные действующие лица.
4) Время, место действия.
5) Краткое содержание.
6) Кому адресовано.
Схема аннотации
- Составьте аннотацию на произведение, изучаемое на уроке литературы.
План аннотации.
1) Библиографическое описание:
– Автор произведения.
– Где и когда издано.
2) Жанр произведения.
3) Главные действующие лица.
4) Время, место действия.
5) Краткое содержание.
6) Кому адресовано.
Составляем аннотацию
- Составьте аннотацию на школьный учебник (по выбору) – письм.
Домашнее задание