28.09.2020 Классная работа
Повторение – мать учения !
-Из чего состоят вещества?
– Что такое молекула и атом?
-Что вы знаете о размерах молекулы?
– Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
Проблема?
Что в черном ящике?
?
Как вы узнали?
Тема урока
- Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Связь темы с предыдущими и будущими темами:
- Строение вещества, молекулы, взаимное притяжение и отталкивание молекул, три состояния вещества , различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Связь с другими науками Диффузия используется в химии в опытах при растворении веществ, биологии при изучении питания корневой системы, кислородном обмене в легких
Цель урока:
- Ученик ознакомится с понятием «Диффузия в твердых телах , жидкостях и газах» расширит представление о диффузии, научится обосновывать связь между температурой тела и скоростью движения молекул получит возможность применить знания для решения практических задач.
Задачи урока:
- Создать условия для усвоения учащимися понятий: диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
- Обеспечить развитие речи (владение математическими понятиями и терминами), познавательного интереса, умения делать выводы (промежуточные и итоговые)
- Способствовать воспитанию внимательности, формированию навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Изучение нового материала
«Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением« М. В. Ломоносов
Диффузия (Д)
(от лат. diffusio – распространение, растекание)
Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого .
Количественно описание процессов диффузии было дано
немецким физиологом А. Фиком (англ. ) в 1855 г.
Диффузия –
возможна потому что …
- Все тела состоят из частиц.
- Между частицами есть промежутки.
- Частицы находятся в непрерывном движении.
Причины и закономерности диффузии
ГАЗЫ
- Распространение запахов возможно благодаря движению молекул веществ. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Сталкиваясь с молекулами газов, входящих в состав воздуха, молекулы дезодоранта много раз меняют направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
- Возможна ли диффузия в жидкостях?
ЖИДКОСТИ
1. Молекулы двигаются беспорядочно
2. Молекулы веществ перемешиваются
3. Причина диффузии в жидкостях – движение молекул
ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
- В твердых телах расстояния между молекулами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих молекул . Проникновение через такие малые промежутки молекул другого вещества крайне затруднено и поэтому диффузия происходит очень медленно
От чего зависит скорость протекания диффузии?
Быстро смешивается
Большая скорость
Диффузия в металлах
При обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.
От чего ещё зависит скорость протекания диффузии?
Эксперимент
В два одинаковых сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.
Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
В обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях.
Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова?
Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?
Вывод:
2. В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.
Применение диффузии
В таблице запишите по несколько примеров в каждый столбик
В природе
В быту
В производстве
Применение диффузии
Засолка и засахаривание, смешивание различных ингредиентов при приготовлении пищи
Применение диффузии
На явлении диффузии основана диффузионная сварка металлов.
Детали помещают в закрытую сварочную камеру с сильным разряжением, сдавливают и нагревают до 800 градусов .
На явлении диффузии основан процесс металлизации – покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава. Он применяется для защиты изделий от коррозии, износа
Применение диффузии
Простейшей формой дыхания обладают медузы и черви
Они вообще не имеют органов дыхания. Растворенный в воде кислород всасывается через их кожу, а растворенный углекислый газ выводится наружу тем же путем
Значение диффузии
Состав атмосферы Земли
Другие газы
0,94%
Кислород O2
21 %
Углекислый газ СO2
0,03 %
азот N2
78 %
стр. 29 учебника
Фараонова каракатица, выпускает облачко чернил
Диффузное насыщение углеродом металлов для прочности
Питание корневой системы растений
Поступление влаги сквозь листья
Кислородный обмен в легких
Хромирование - насыщение хромом поверхности стальных
изделий диффузным способом.
Свеклосахарное производство
Замачивание
Вредная диффузия
Растут дома; гудят автомобили;
Фабричный дым висит
на всех кустах;
Аэропланы крылья расстелили
В облаках
Май. Грозовых туч клочки.
Неживая зелень чахнет.
Всё моторы и гудки, -
И сирень бензином пахнет
Загрязнение рек, морей ,океанов, воздуха примеры вредной диффузии
Вывод:
- Диффузия протекает и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах, но с разной скоростью.
- Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и медленнее всего в твёрдых телах.
- Процесс диффузии проходит быстрее с увеличение температуры тел .
Этап 2 работа в группах . Выбрать верное утверждение Вариант1
- Какое из приведенных ниже утверждений верно?
А) Только газы состоят из молекул Б) Только жидкости состоят из молекул В)Все тела состоят из молекул
2.В каких телах диффузия, при одинаковой температуре ,происходит быстрее?
А)В газах Б) в жидкостях В) в твердых телах
3.Что доказывает процесс диффузии?
А) Что молекулы взаимодействуют между собой
Б) Что молекулы состоят из атомов
В) Что молекулы непрерывно и беспорядочно движутся
4.Как зависит скорость протекания диффузии от температуры?
А)Не зависит
Б) Чем ниже температура вещества , тем меньше скорость
В) Чем выше температура вещества , тем меньше скорость
Этап 2 работа в группах . Выбрать верное утверждение Вариант2
Физкультминутка
- Дружно встали ,посмотреть налево, направо, вдаль и на кончик носа ( повторить 2 раза) Сделать одно приседание. И повторить посмотреть налево, направо,вдаль и на кончик носа
3 этап Индивидуальная работа по карточкам
- Самооценка и взаимопроверка
Вариант 1
- Вариант №1
- Почему. Проходя мимо столовой, мы знаем, какое блюдо там готовят?
- Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
- Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Что происходит с ней потом?
- Как зависит диффузия от температуры?
- Почему мировая общественность обеспокоена затонувшими атомными подводными лодками?
Вариант2
- При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека, а запах остывшего мы не чувствуем?
- Почему чернильные пятна на столе или на полу легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила. И значительно труднее сделать это впоследствии?
- Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют желтую ядовитую жидкость. Объясните передачу запахов.
- Для того, чтобы свежие огурцы быстрее засолить. Их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?
- Почему во время пожара, спускаясь по лестнице, следует закрывать рот и нос влажным носовым платком?
Домашнее задание:
П.10
Найти и выписать поговорки про диффузию
РЕФЛЕКСИЯ
Оценить результат через сравнение с целью (какая цель ставилась? Как ее достигали? Что узнали?)
Определить новый вектор движения
Спасибо за урок!
Рефлексия
- 1 Все смог решить уроком доволен
- 2 Не совсем все получилось но я старался
- 3 Мало что получилось хочу понимать